Силовые структуры
00:13, 11 ноября 2016

«Высокоточки» для спецназа Кто вооружает российских снайперов

Владислав Гринкевич
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Российские военные и Федеральная служба охраны (ФСО) скоро получат новый снайперский комплекс «Точность». Оружие прошло госиспытания и готово к серийному производству, о чем в начале ноября заявил глава Центрального НИИ точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) в Климовске Дмитрий Семизоров. Первая небольшая партия оружия пойдет в войсковую эксплуатацию в ФСО. В основе комплекса «Точность» — доработанная под силовиков винтовка Т-5000 российской компании «Орсис». «Лента.ру» предлагает обзор снайперского оружия, используемого нашими силовыми структурами.

Как Т-5000 стала «Точностью»

Автором «Точности» значится ЦНИИТОЧМАШ, но этот проект можно назвать коллективным. Помимо упомянутого «Орсиса» в нем участвует производитель прицелов «Дедал», разработкой патронов занимаются заводы Новосибирска (НПЗ) и Ульяновска (УПЗ).

Т-5000 — визитная карточка «Орсиса», винтовка была представлена в 2011 году и позиционировалась как универсальное высокоточное оружие для охоты, спорта и силовых структур. Она выпускается в пяти калибрах, основные — это .308 Win и .338 Lapua Magum. Новая винтовка заявлялась как конкурент ведущим зарубежным брендам — в частности, сообщалось, что Т-5000 превосходит австрийскую SSG 08 от Steyr-Mannlicher AG, которую закупали для снайперов ГРУ.

В июне 2012 году команда группы ФСБ «Альфа» с винтовками Т-5000 победила на международных соревнованиях полицейских и армейских снайперов. В сентябре того же года винтовка испытывалась в составе комплекта экипировки «Ратник». В целом дизайн, эргономика, кучность Т-5000 (0,5 МОА или около 1,5 сантиметров на 100 метров) соответствуют самым высоким требованиям. В мощном калибре в .338 LM эффективная дальность достигает полутора километров.

С самого начала «Орсис» не скрывал желания вооружить своими изделиями российских силовиков, но дело не шло. Во-первых, на вооружение принимается не винтовка, а снайперский комплекс из оружия, прицела и боеприпаса, причем все это должно производиться российскими предприятиями. Скоординировать все работы, подогнать ТТХ под требования силовиков и правильно оформить документацию (а это большая проблема) под силу госструктуре, имеющей солидный опыт работы с ОПК. Наконец, сами силовые ведомства пока предпочитают работать с госкомпаниями, а не с частниками.

Видимо, поэтому заказ на разработку нового снайперского комплекса получило ЦНИИТОЧМАШ; о начале работ было объявлено в конце 2013 года. Как сообщили «Ленте.ру» в пресс-службе климовского предприятия, в ходе работы в базовую конструкцию Т-5000 внесено порядка 200 изменений. Комплекс «Точность» создан в двух вариантах — для Министерства обороны и ФСО. Предварительные испытания версии для военных должны пройти в 2017 году.

Одна из особенностей всего проекта в том, что он был неконкурсным, то есть других участников, кроме ЦНИИТОЧМАШ, просто не было. Об этом сообщил главред журнала «Калашников» Михаил Дегтярев. Минобороны и ФСО изначально были нацелены на конкретный образец. «Все-таки лучшие результаты достигаются в условиях соревнований», — заметил собеседник «Ленты.ру».

Снайперская «неснайперка»

Первой снайперской винтовкой, принятой на вооружение Советской армии после Великой Отечественной войны (в 1963 году) стала винтовка Драгунова — знаменитая СВД, полуавтомат под «мосинский» патрон 7,62х54 миллиметра.

С современной точки зрения СВД нельзя считать настоящей «снайперкой» — требования по кучности для нее в два с лишним раза уступают тем, что предъявляются к высокоточным винтовкам. Но и тактическая роль СВД в Советской армии отличалась от роли снайпера в традиционном понимании. Это не индивидуальная охота, а увеличение дальности эффективного огня стрелкового отделения до 600-700 метров (это за пределами возможности автоматов).

За прошедшие десятилетия выпущено несколько модификаций винтовки: со складным прикладом — СВДС, в компоновке буллпап — СВУ. Разработку последней тульское ЦКИБ СОО начало еще в 1970-х. Она делалось как оружие для десанта, но до промышленного производства дело не дошло. В начале 90-х СВУ приняло на вооружение МВД, потребовав дополнительно ввести режим стрельбы очередями — для экстренных случаев. Такая возможность предусмотрена на моделях СВУ-А и СВУ-АС. Однако распространения винтовка не получила. «Левшам из нее стрелять невозможно, а леворукий снайпер — это не редкость, — пояснил «Ленте.ру» Владимир Бирюков, председатель «СВД-клуба» (специализируется на снайперской стрельбе и сотрудничает с военными). — При решении тактических задач зачастую приходится оружие перекидывать с правого плеча на левое». В целом винтовка в компоновке буллпап, по его словам, довольно неудобна.

Это не помешало «Ижмашу» (ныне «Калашников») в 2013 году представить свою версию буллпапа на базе СВД — винтовку ВС-121. Оружие имело улучшенную эргономику и более современный дизайн: линейная компоновка, четыре планки Пикатинни для установки прицелов и дополнительного оборудования, а еще новый ударно-спусковой механизм и тактический глушитель. Но все это не помогло. По информации концерна «Калашников», эта модель развития не получила и не производится.

Последняя версия «драгуновки» — СВДМ. Винтовка оснащена откидной жестко фиксируемой крышкой ствольной коробки с планкой Пикатинни, сошками и тяжелым кованным стволом. С 2015 года концерн поставляет СВДМ в рамках Гособоронзаказа.

Против камер и собак

Первыми полноценными российскими «снайперками» стали винтовки СВ-98 от «Ижмаша» и МЦ-116М от тульского СОО ЦКИБ (ныне филиал КБ Приборостроения). Обе винтовки были разработаны в конце 90-х на базе спортивных образцов — «Рекорд-CISM» и МЦ-116, которые успешно использовались для соревнований по стрельбе на 100 и 300 метров.

СВ-98 и МЦ-116М имеют схожие характеристики: патрон 7,62х54, миллиметра, ручная перезарядка, отъемные магазины, приклад с регулируемым затыльником и щекой. Заявленная дальность стрельбы — до 800 метров для МЦ-116М и до 1000 метров — СВ-98. При качественном исполнении и использовании хорошего патрона обе винтовки показывают очень высокие результаты: ижевская винтовка на 100 метров может укладывать пули буквально в одну пробоину. В то же время оружие имеет архаичные черты: ложа и приклад у МЦ-116М выполнены из дерева, а у СВ-98 — из фанеры. По заявлению концерна «Калашников», в 2016 году фанерная ложа была заменена алюминиевой.

Сегодня СВ-98 и МЦ-116М выпускаются ограниченными партиями по заказу силовых ведомств, в частности — МВД, ФСО, ФСБ.

В 90-х годах на вооружение российских силовиков поступали и довольно странные образцы. Например, компактная малокалиберная снайперская винтовка под патрон .22 LR с затвором биатлонного типа СВ-99. Она разрабатывалась в Ижевске на базе спортивной винтовки «Биатлон-7-2» для Министерства внутренних дел. В отличие от биатлонного оригинала, имеет отъемный приклад, также вместо приклада может ставиться пистолетная рукоятка.

Достоинство СВ-99, по словам Бирюкова, в том, что маленькая свинцовая пулька с низкой начальной скоростью не склонна к рикошетам — это снижает риск случайных жертв (это важно, ведь винтовка создавалась для охраны аэропортов). Однако из-за малой мощности СВ-99 мало подходит для быстрого и надежного поражения живой силы. Главное ее назначение — выведение из строя видеокамер слежения и других оптических приборов, отстрел собак. Хотя в последнем случае эффективность оружия тоже сомнительна.

Совсем необычная винтовка — ОЦ-48К. В конце 90-х ЦКИБ ССО получило задание спроектировать бюджетную «снайперку» для МВД. Туляки взяли со складов винтовку Мосина образца 1891/30 годов (отбирались лучшие стволы), уложили ее в новую ложу в компоновке буллпап, добавили резиновый затыльник и щеку, модернизировали спусковой механизм, а для удобства заряжания поставили дополнительную рукоятку, соединив ее специальной металлической тягой с рукояткой затвора (это решение затруднило манипуляции затвором). В итоге получилось компактное — 85 сантиметров, но неудобное оружие.

Небольшие партии этих кустарных на вид винтовок выпускались на заказ для спецподразделений МВД.

Убийцы джипов и ракет

Созданием современных тяжелых снайперских винтовок для уничтожения «жестких» целей первыми озаботились американцы. В 1983 году военные США закупили у компании Research Armaments Prototypes (RAP) партию винтовок М500 калибра 12,7 миллиметров — их использовали в Ливане, Панаме, Гаити и Ираке. Якобы по итогам «Бури в пустыне» даже начали создавать специальные снайперские группы с «антиматериальными» винтовками для уничтожения пусковых ракетных установок.

У нас первая крупнокалиберная самозарядная снайперская винтовка ОСВ-96 под патрон 12,7х108 миллиметров от тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП) появилась в середине 90-х. В 2000 году ковровский завод имени Дегтярева (ЗиД) сделал ее буллпап-вариант КСВК. А в 2004-м ковровцы представили и усовершенствованную версию под названием АСВК (армейская снайперская винтовка крупнокалиберная).

Главное назначение тяжелых «снайперок» — борьба с другими снайперами (мощный патрон может пробить стену, за которой укрылся стрелок), уничтожение огневых точек и легкой бронированной техники — джипы, БТР и т.д.

В ТТХ заявляется, что винтовки калибра 12,7 миллиметров могут делать сверхдальние выстрелы на полтора километра и более специальными снайперскими патронами. При идеальной точности в 1МОА на дистанции в 1500 метров рассеяние чуть более 40 сантиметров — на это указывал историк оружия Максим Попенкер. Зарубежные источники указывают, что при использовании бронебойных пулеметных патронов на дальности в 1500 ярдов (около 1300 метров) пули укладываются в прямоугольник 3х6 метров. Это позволяет в лучшем случае стрелять по технике, но не по отдельным людям.

Кроме того, сверхдальний выстрел из винтовки эффектен, но не эффективен. Военные специалисты отмечают, что для поражения дальних целей больше подходят другие виды оружия.

Убрать звук

Еще одно нишевое направление снайперских винтовок — оружие для бесшумной, вернее малошумной стрельбы. Снайперский комплекс ВСК «Выхлоп» (он же ВССК/6С8) разрабатывался по специальному заказу Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России, впервые открыто продемонстрирован осенью 2005 года на выставке «Интерполитех» в Москве. Комплекс состоит из винтовки калибра 12,7 миллиметров и специальных патронов к ней. Дело в том, что традиционный патрон 12,7х108 для бесшумной стрельбы не годится — слишком мощный. Поэтому пришлось разрабатывать новый боеприпас с более низкой дозвуковой (порядка 290 метров в секунду) начальной скоростью пули. Специальный патрон 12,7х55 миллиметров имеет тяжелую — 59-76 граммов — пулю, которая сохраняет энергию лучше, чем снайперские боеприпасы калибра 7,62 миллиметра. Заявленная дальность эффективной стрельбы «Выхлопа» — 600 метров, кучность — менее одного МОА.

«Выхлоп» выпущен в небольшом количестве для ЦСН ФСБ. Назначение оружия — поражение защищенных целей (автомобили, небронированная техника), а также людей в бронежилетах высшей степени защиты.

Еще раньше, в 1987 году климовский ЦНИИТОЧМАШ разработал компактную бесшумную снайперскую винтовку ВСС «Винторез» для спецподразделений. Прежде советский спецназ использовал доработанные образцы стрелкового оружия общевойскового назначения. Идея специального оружия появилась в конце 70-х, но из-за противоречивых требований его разработка затянулась почти на десять лет. «Винторез» использует специальный дозвуковой патрон 9х39 миллиметров. Заявленная эффективная дальность — 400 метров. В действительности, как правило, используется на дистанциях до 200 метров.

В 1994 году специалисты Тульского конструкторского бюро приборостроения (КБП) сделали более дешевый аналог «Винтореза» — ВСК-94. Оружие создано на базе малогабаритного бесшумного автомата 9А-91. По сути это тот же автомат, только складной приклад и пистолетная рукоятка заменены на приклад скелетного типа (вроде СВД) и добавлено крепление для оптического прицела. Заявленные характеристики внешне топорного ВСК-94 в целом соответствуют показателям «Винтореза». Есть сообщения о том, что тульская винтовка неплохо зарекомендовала себя в ходе чеченских кампаний.

< Назад в рубрику