Экономика
00:01, 16 ноября 2016

Нехорошая компания От Рахимова до Улюкаева: кому доставила неприятности «Башнефть»

Григорий Коган
ОАО АНК «Башнефть»
Фото: Александр Лискин / Globallookpress.com

Задержание главы Минэкономразвития по подозрению в получении взятки за одобрение сделки по покупке «Башнефти» вызвало у всех шок. Но Алексей Улюкаев не первый, у кого возникли проблемы с правоохранительными органами в связи со злополучной компанией. «Лента.ру» вспоминает историю владельцев этого предприятия и их злоключения.

Уральская история

Нефтедобывающая компания на территории Башкирии (тогда — Башкирской АССР) была создана через год после окончания Второй мировой войны. Производственное объединение на базе нескольких предприятий возникло вокруг Ишимбайского нефтяного месторождения, открытого советским геологом-нефтяником Алексеем Блохиным в 1932 году.

Разумеется, это было государственное предприятие. В 1954 году оно стало первым по объему производства среди нефтедобывающих объединений в стране. В 1960-е тут добывали до 48 миллионов тонн в год.

Нынешнее название — «Башнефть» — возникло в 1975 году. Через 16 лет СССР распался (кстати, не последнюю роль в этом сыграла динамика мировых цен на нефть), а Башкирскую республику возглавил бывший глава Уфимского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Муртаза Рахимов. Председатель Верховного Совета, он в августе 1991 года поддержал ГКЧП, но когда понял, что заговорщики проигрывают, вышел из Коммунистической партии и присоединился к сторонникам президента Ельцина. Через год местный парламент, возглавляемый Рахимовым, постановил, что приватизация топливно-энергетического комплекса будет проводиться не по федеральным, а по местным законам. В 1993 году «башкир-баши» был избран президентом республики.

В 90-е годы «Башнефть» занималась переработкой «давальческого сырья»: нефтетрейдеры приходили на НПЗ со своей нефтью, платили за аренду мощностей, получали бензин и мазут и увозили с собой для последующей продажи. Для арендаторов это было весьма выгодно. Но к заводам допускали не всех: решение принимал сын президента — Урал Рахимов, возглавлявший совет директоров компании. Одним из таких «давальцев» был бизнесмен Игорь Изместьев, приговоренный в 2010 году к пожизненному заключению за убийства конкурентов, поджоги и разбойные нападения.

В 2002 году Муртаза Рахимов, почувствовав, что из политики ему скоро придется уйти, сосредоточил все топливно-энергетические активы республики в двух госкомпаниях и разрешил им продавать эти предприятия. Их продали неизвестным компаниям, а затем вновь собрали в одно полностью частное предприятие. Совет директоров возглавил Урал Рахимов. Счетная палата, проверив сделку, квалифицировала эти перетекания собственности из одних рук в другие как «беспрецедентный случай хищения активов из федеральной собственности».

В 2005 году арбитражный суд Башкирии потребовал у компании, которую контролировал сын президента, вернуть часть активов государству. «Башнефть» начали готовить к продаже.

Не та «Система»

К оформлению сделки по приобретению компании Урала Рахимова приступили в августе 2005 года, а реально активы башкирского ТЭКа перешли в «Башнефть» только в 2009 году. Теперь среди ее владельцев числилась АФК «Система», возглавляемая предпринимателем Владимиром Евтушенковым. Блокирующий пакет компании (25 процентов плюс одна акция) был приобретен за 600 миллионов долларов, остальные акции докупались на заемные средства (два миллиарда долларов), взятые у ВТБ. В результате «Система» завладела пакетом в 61,29 процента голосующих акций.

С 2009 по 2014 год компания Евтушенкова заработала на башкирских нефтяных активах, по разным оценкам, от четырех до шести миллиардов долларов.

В апреле 2014 года против Урала Рахимова было возбуждено уголовное дело по статьям о присвоении и отмывании денежных средств. Он покинул страну. В декабре того же года Следственный комитет объявил Рахимова в международный розыск. По версии следствия, при продаже в 2009 году «Башнефти» структурам АФК «Система» акции были куплены по цене, заведомо заниженной на 500 миллионов долларов. Рахимова обнаружили в Австрии, однако Земельный уголовный суд Вены отказался экстрадировать его в Россию.

Осенью 2014 года Следственный комитет предъявил новому владельцу предприятий башкирского ТЭКа — Евтушенкову — обвинение в отмывании денежных средств «по факту хищения акций предприятий, входящих в топливно-энергетический комплекс Республики Башкортостан, и их легализации». Суд признал приватизацию нефтяной компании незаконной и постановил конфисковать пакет акций в пользу государства.

В результате 50,08 процента акций «Башнефти» достались Росимуществу, и еще 25 процентов — республике Башкортостан. Соглашение о цене, по которой «Система» продает акции в госсобственность, было достигнуто, а Евтушенкова освободили менее чем через неделю после ареста.

Странная приватизация

В начале 2016 года правительство России решило приватизировать госпакет акций «Башнефти». По версии Следственного комитета, еще за некоторое время до этого правоохранительные органы «взяли на карандаш» министра экономического развития Алексея Улюкаева в связи с этой компанией.

11 октября глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о продаже контрольного пакета акций башкирской компании (50,08 процента) государственной корпорации «Роснефть». Сделка была одобрена Минфином, Минэнерго и Минэкономразвития.

Спустя месяц после этого, как утверждает Следственный комитет, министр Улюкаев начал угрожать руководству «Роснефти», вымогая взятку в два миллиона долларов. Однако благодаря «слаженной работе правоохранительных органов» министр был задержан, а деньги, которые передавались наличными, конфискованы. Так Улюкаев стал очередным высокопоставленным человеком, пострадавшим из-за злополучной компании.

< Назад в рубрику