Бывший СССР
00:05, 16 ноября 2016

«Предстоит серьезная борьба» Возьмет ли Молдавия курс на сближение с Россией

Филипп Прокудин
Избранный президент Молдавии Игорь Додон был последовательным противником существующих властей
Фото: Мирослав Ротарь / РИА Новости / Sputnik

Победа на президентских выборах в Молдавии лидера Партии социалистов Игоря Додона — еще один пример прихода к власти несистемного политика. Новый глава государства в ходе кампании обещал избирателям отказаться от курса своих предшественников и оппонентов, то есть максимального сближения с ЕС при заметном охлаждении отношений с Москвой. За это Додон получил ярлык «пророссийского» кандидата. Опрошенные «Лентой.ру» эксперты отметили, что новому президенту предстоит непростая борьба с существующей властью. В противостоянии ему, возможно, придется идти на крайние меры — распускать парламент и выносить на референдум вопрос о доверии правительству. Молдавии предстоит очень горячий политический сезон.

«Додон постарается стать президентом всех молдаван»

Виталий Андриевский, директор Института эффективной политики (Молдавия).

«Да, можно говорить об определенном евроскептицизме. Граждане Молдовы, как все советские граждане, — немного халявщики. Они рассуждают примерно так: вот подпишем соглашение об ассоциации с ЕС, и на следующий день должно стать намного лучше. Хотя "намного лучше" требует большого труда и повседневных усилий. Если бы Додон шел на выборы с лозунгами "Вступим в ЕврАзЭС немедленно", и мы бы вступили, то через год начался бы скептицизм в отношении ЕврАзЭС. Дескать, вот вы вошли в этот союз, а ничего не изменилось, почему так? Действительно, есть в отношении ЕС такое мнение, люди не видят мгновенных перемен. Хотя у нас появились хорошие дороги, которые помогают строить США и ЕС, к нам постепенно приходят какие-то инвесторы. На второй тур президентских выборов пришло 53 процента избирателей, за Додона проголосовали около половины — это 26-27 процентов от общего количества избирателей страны. Поэтому такой результат я бы не назвал поражением европейского курса Молдовы. Вообще, на мой взгляд, любой победивший на выборах кандидат будет промолдавским. Да, Додон вначале поедет в Москву, а потом в Киев, Бухарест, Брюссель, Вашингтон. Его "пророссийская" политика не будет антиамериканской или антиевропейской. Молдова не хочет воевать, быть в конфликте с Россией. Чего мы хотим от России? Скажем, когда Россия запрещает наши вино и яблоки, это рассматривается здесь как санкции против проевропейского курса Молдовы. Мы хотим снять эти санкции.

Сам Додон сказал, что нам нужны друзья и на Западе, и на Востоке. Если сравнивать с курсом нынешней власти, можно предположить, что новый президент будет активно бороться против унионизма (курс на объединение республики с Румынией — прим. «Ленты.ру»). Но унионизм, как и сепаратизм, можно побороть одним путем — сделать так, чтобы в Молдове было комфортно жить. Додон постарается стать президентом всех молдаван — молдаван как политической нации, вне зависимости от языка и этнического происхождения. Насколько я знаю, после вступления на пост главы государства он собирается приостановить свое членство в партии. Тем самым он показывает, что интересы страны для него выше интересов его родной политической силы. Это хороший шаг. Я не голосовал за Додона, но если он будет проводить созидательную политику, то я его поддержу».

«Новый президент — опытный политик»

Сергей Лавренев, заведующий отделением Молдавии и Приднестровья Института стран СНГ (Россия).

«Если в 2009 году число сторонников сближения с ЕС, согласно опросам, было на уровне 70 процентов, то сейчас этот показатель — порядка 40 процентов. То есть количество граждан, видевших в проевропейском курсе панацею от всех социальных бед, резко снизилось. Кроме того, сказались политические скандалы и коррумпированность элит. После подписания ассоциации с ЕС снизился жизненный уровень, что усилило негативное отношение к политике Кишинева.

Разумеется, для проведения своей политики Додону потребуются огромные усилия. Но глава государства располагает полномочиями, которые позволяют ему менять ситуацию. Он может издавать указы, обязательные для граждан республики, может обращаться с посланиями, имеет право промульгации — оглашения законов, может инициировать договоры с другими государствами. Наконец, президент является верховным главнокомандующим и вправе распускать парламент. Додон максимально использует эти полномочия для проведения своего курса — по возрождению Молдовы, как провозглашает он. Что предполагает сближение с Россией. Парламент находится в оппозиции к Додону, ему предстоит серьезная и длительная борьба. Его оппоненты сплочены, располагают огромными ресурсами и будут блокировать его предложения. Но он опытный политик и уже работал во власти».

«Додон должен предпринять решительные действия»

Сергей Назария, руководитель Центра стратегического анализа и прогноза «EST-VEST» (Молдавия)

«Выборы отразили те процессы, которые давно происходят в молдавском обществе. Сторонники так называемой евроинтеграции, используя все имеющиеся у них ресурсы, не смогли провести своего кандидата. При этом у Додона остается гигантский резерв — на выборах практически не голосовали граждане, работающие на территории России, из них менее двух процентов приняли участие в волеизъявлении. Еще около 20 процентов молдавских избирателей проживают в Приднестровье, в случае его воссоединения с Молдавией — это тоже резерв Додона. В целом, в молдавском обществе две трети — твердые сторонники левых партий, которые во внешней политике ориентируется на Россию, а во внутренней — на сохранение и укрепление молдавской государственности.

Молдавия — это скорее полупарламентская республика, и у президента нет таких полномочий, как скажем, в России. Но если Додон хочет сделать то, что наметил, и сохраниться как политик, он должен предпринять решительные действия — распустить этот парламент. Для этого есть много легальных политических механизмов. Например, по закону после президентских выборов происходит смена правительства. У Додона будет повод распустить парламент, если тот не примет его кандидатуры в кабмин. Кроме того, в ходе предвыборной гонки он пообещал заняться расследованием коррупционного скандала — так называемой кражи века — исчезновения почти миллиарда долларов из банковской системы страны. Это все позволит ему оказывать давление на власть. И еще один очень веский довод — президент может инициировать референдум — поставить вопрос о доверии правительству и парламенту. А население массово не поддерживает эту власть.

В случае роспуска парламента назначаются новые парламентские выборы, и Партия социалистов совместно с Нашей партией Ренато Усатого и Компартией способны получить парламентское или конституционное большинство. А тогда президент обретает огромные полномочия. Глава государства может договориться с Москвой и Тирасполем, но без поддержки законодательной ветви власти ему не решить проблемных вопросов. Например, урегулирование приднестровской проблемы невыгодно нынешней власти и парламенту, невыгодно прорумынским силам. Восстановление единства Молдавии ставит крест на аннексии Румынией земель Бессарабии.

Если оппоненты избранного президента выступят против него с попыткой раскачать ситуацию, то против кого они пойдут? Против большинства народа. Внутри республики Додон получил около 60 процентов голосов, оппозиция набрала голоса в основном за счет прозападной диаспоры. В Молдавии националисты сильны только в Кишиневе и его окружении. Я не исключаю попытки оппонентов Додона взять реванш. Но она провалится, и им будет только хуже».

< Назад в рубрику