Новости партнеров

«Уралвагонзавод» переезжает в Москву

Корпорация создаст управляющую компанию для реализации амбициозной стратегии

Фото: Илья Крамник / «Лента.ру»

Корпорация «Уралвагонзавод», крупнейший российский производитель бронетехники, представила новую стратегию развития на период до 2025 года. Перспективный план предусматривает пятикратное увеличение выручки и наращивание доли производства гражданской продукции до 40-45 процентов от общего объема выпуска.

В настоящее время основу доходов компании составляют средства, получаемые от производства и реализации бронетехники и железнодорожных грузовых вагонов. Однако события последних лет показали, что доходы от этих видов деятельности могут быть нестабильными, особенно в условиях колебаний Гособоронзаказа и объемов экспортных контрактов, а также в условиях экономической стагнации, влекущей падение перевозок и снижение спроса на подвижной состав для железных дорог.

Эти угрозы, судя по всему, принимались в расчет при разработке стратегии. В числе причин ухудшения финансовых показателей названы следующие:

* снижение продаж на фоне сокращения спроса на гражданскую продукцию;
* неопределенность объема гособоронзаказа;
* ввод санкций рядом иностранных государств:
* отказ некоторых зарубежных партнеров от сотрудничества.

Главной задачей новой стратегии является изменение структуры производства и поиск новых рыночных ниш как на рынке вооружений и военной техники, так и на рынке гражданской продукции.

«Стратегия до 2025 года представляет собой реализацию следующего этапа развития корпорации как диверсифицированного интегрированного холдинга, — объяснил гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко. — Она основывается на нескольких ключевых направлениях: совершенствование системы управления; рост объемов продаж; лидерство по инновациям в отраслях военного и транспортного машиностроения с долей инновационной продукции в выручке не менее 75 процентов; организация партнерства в НИОКР, производстве, сбыте по действующим и новым бизнес-направлениям; повышение операционной эффективности; рост производительности труда до уровня лучших российских практик. Все это позволит достичь к 2025 году выручки в размере 300 миллиардов рублей при рентабельности по EBITDA в 19,7 процента и чистой прибыли в 24,5 миллиарда рублей». Сиенко также отметил необходимость повышения производительности труда и заявил о планах освоения новой линейки гражданской продукции.

Для реализации стратегии УВЗ планирует изменить систему управления, преобразовав головную структуру в управляющую компанию и создав в качестве структурных подразделений девять бизнес-единиц по существующим и новым направлениям работы. На эти подразделения будет возложена полная ответственность за финансовый результат по соответствующим направлениям деятельности УВЗ. Производственные предприятия на местах, являясь центрами компетенций в своей сфере деятельности, будут заниматься выполнением заказов бизнес-единиц в установленные сроки и с оптимальной себестоимостью. На третьем этапе реализации стратегии — после 2020 года — УВЗ планирует передать контролируемые им предприятия в прямое ведение бизнес-единиц.

В сфере военного машиностроения серьезные надежды возлагаются на рынок сервиса и модернизации бронетехники, об освоении которого в России говорят уже давно. В течение последних нескольких лет «Уралвагонзавод» продемонстрировал на выставках и салонах в России и за рубежом немало новинок этого направления, в том числе модернизационные проекты на базе Т-72 и Т-90, включая машины для городского боя, боевые машины поддержки танков (БМПТ), танк Т-90МС «Прорыв». На выставке в Баку в 2016 году УВЗ также показал мобильный сервисный центр, создаваемый на основе быстровозводимых узлов. Все это показывает, что «Уралвагонзавод» как минимум не упускает этот рынок из вида.

Если «Уралвагонзаводу» удастся увеличить долю сервисных и модернизационных контрактов до половины от общего объема «военных» заказов, это можно будет считать успехом. Следует отметить, что это направление развивается в рамках общемирового тренда на модернизацию ранее поставленной техники — западные производители в настоящее время тоже в основном сосредоточены на совершенствовании машин, ранее полученных заказчиками, причем улучшенные проекты разрабатываются не только для относительно свежих платформ 1970-1990-х годов разработки, но и для танков 1950-60-х годов — например, для американских М-60.

Но если с перспективами на рынке военной техники все относительно ясно, то к планам завоевания гражданских рынков вопросов больше. Понятно стремление гарантировать лидерство на рынке грузовых вагонов, также обозначенное в качестве одной из ключевых целей новой стратегии, но от повторения кризиса и очередного падения спроса на эту продукцию никто не гарантирован.

Осознание этой ситуации влечет за собой стремление занять новые ниши — такие как производство трамваев и дорожно-строительной техники. При этом нужно учитывать, что в первую очередь эти планы касаются российского рынка, освоение которого является необходимым условием дальнейшего развития. Надежды на рост спроса в этой сфере связывают с необходимостью замены большей части трамвайного парка российских городов в ближайшие 10-15 лет, а также рост объемов дорожного строительства. Наконец, значительную роль играет удобный курс рубля, делающий российскую продукцию куда более привлекательной по сравнению с импортными аналогами.

Вместе с тем для достижения заложенных в стратегии целевых показателей в виде доли гражданской продукции в 40-45 процентов потребуется приложить значительные усилия, в первую очередь занявшись системным продвижением гражданской техники на внутреннем рынке. Одним из элементов такого продвижения, как представляется, должна стать программа взаимодействия с региональными властями, отвечающими за закупку техники.

Основным показателем новой стратегии является рост выручки. УВЗ рассчитывает увеличить ее с 73 миллиардов рублей в 2016 году до как минимум 300 миллиардов в нынешних ценах в 2025 году. Этот объем внушает уважение, и если «Уралвагонзавод» сможет добиться доли реализации довольно специфической гражданской продукции в 45-50 процентов от этой суммы, это будет выдающийся успех в сегменте российского машиностроения.