Сколковский стартап «Образовательная робототехника» договорился о поставке своего оборудования в норвежский университет. Этому предшествовал выход на крайне интересный и непростой рынок сервисной робототехники, который живет по особым правилам. Как российский стартап переиграл на чужом поле маститых канадских конкурентов, разбиралась «Лента.ру»
Несмотря на повальную моду на роботов и беспрецедентные прогнозы на их внедрение во все сферы жизни, ученым подобного инвентаря не хватает. Объясняется это довольно просто: рынок лабораторного оборудования для исследователей в области робототехники молод и пока не слишком освоен. В силу этого его емкость невелика, а среди игроков присутствует ряд компаний преимущественно из Канады и Германии.
Спрос на этом рынке формируется исключительно в силу нужд ученых-робототехников, в том числе физиков, радиотехников и специалистов в области теории управления. Так происходит потому, что исследователям интересно формулировать и решать новые задачи, появляющиеся в области управления мехатронными системами — в киберфизике. Подобные задачи решают небольшими группами (до 5-10 человек) в отделах разработки и исследований как в различных академических, так и коммерческих лабораториях. У них наблюдается определенный дефицит в плане методики обучения и развития кадровой смены.
Привлечение новых кадров в такие структуры чаще всего решается за счет «образовательной» робототехники, преимущественно представляющей собой робототехнические конструкторы различной степени сложности. Цели создания новых устройств на бурно растущем рынке конструкторов зачастую не удовлетворяются по причинам существенных ограничений функциональности таких наборов. С другой стороны, программы обучения робототехников формируются также под влиянием производителей промышленного оборудования.
И именно с целью выхода на этот рынок был создан стартап «Образовательная робототехника» из Петергофа, который является резидентом кластера ядерных и новых промышленных технологий и материалов фонда «Сколково».
«Наш рынок — это не совсем сфера образования. Это скорее вишенка на торте образовательной робототехники, которая должна была шагнуть в технические университеты и исследовательские институты в новом виде — отвязанном от конкретного «железа». Такое оборудование должно помогать проводить исследования в области амбициозных нерешенных задач», — рассказал гендиректор «Образовательной робототехники» (на международном рынке компания представлена под брендом Robotikum) Роман Усатов-Ширяев.
По его словам, в число подобных задач входят, например, обучение человекоподобного робота не падать, создание небольших беспилотных конвертопланов (весом до 30 килограммов) и попытки сделать движения робота точнее движений человека на малых расстояниях и при малых усилиях.
Чтобы преуспеть в этой сфере, в сколковском стартапе решили отталкиваться от того, что их продукт должен помогать молодым исследователям оттачивать навыки, решая задачу их обучения и давая возможность развить функциональность своего робота, разобравшись в непростой архитектуре продукта «Образовательной робототехники». Российские специалисты нацелились на класс продуктов на стыке индустрии и исследований, изучив продукты и рыночную долю канадских конкурентов: компаний Quanser и Robotiq, производителя схватов-грипперов.
При этом канадские компании успели продать свои продукты, снабженные лишь базовыми методическими указаниями (или вовсе без них), более чем в три тысячи академических и коммерческих лабораторий по миру. Российский стартап смог составить им серьезную конкуренцию, создав более продвинутое решение с методическими указаниями и распространяя его в академической среде в течение целого года.
«Цикл упаковки продукта для мировых продаж занял как раз год — от презентации прототипа на выставке в рамках конференции ICRA-2015 в Сиэтле до показа коммерческого образца на крупнейшей выставке промышленников и исследовательских институтов AUTOMATICA-2016, готового к поставке в зарубежные страны с комплексом лабораторных работ», — уточнил Усатов-Ширяев.
Таким образом, у российского стартапа есть возможность допродавать уже «утепленным» канадцами клиентам фактически новое поколение лабораторно-исследовательских комплексов
Вице-президент, исполнительный директор кластера ядерных технологий, новых промышленных технологий и материалов Фонда «Сколково» Игорь Караваев уточнил, что «Образовательная робототехника» успешно выполнила поставку по России и на текущий момент выполняет поставку в Норвегию для ведущих учебных заведений, что показывает уровень разработки и международную ориентацию проекта, который может оказать существенную помощь отечественным университетам для подготовки специалистов в области робототехники.
Действительно, недавно сколковский стартап «Образовательная робототехника» договорился о поставке в Норвежский университет науки и технологий (NTNU) трех лабораторно-исследовательских комплексов «Робот Бабочка» на общую сумму 450 тысяч норвежских крон (3,5 миллиона рублей).
Стоит рассказать и о самом продукте: созданный стартапом «Образовательная робототехника» комплекс «Робот Бабочка» состоит из видеокамеры, двух компьютеров, электрического двигателя постоянного тока, датчика угла поворота, усилителя тока для управления двигателем.
Робот с помощью встроенных в программу алгоритмов перекатывает шарик по двум пересекающимся кругам в форме бабочки, формируя то его ускорение, то замедление, не давая шарику упасть. Шарик стремится упасть, но робот его постоянно подхватывает. Форма бабочки максимально усложняет траекторию. У шарика каждый раз разное расстояние от центра, в каждый момент времени у него разное ускорение, но робот с этим справляется. Встроенная видеокамера фиксирует положение шарика, а программа рассчитывает, как роботу необходимо повернуть траекторию.
При этом решается еще одна важная задача — ввести свои решения в обиход не только производственных специалистов, но и ученых. «Попросту — закрепиться в академической сфере, дав свои устройства в качестве экспериментальной базы. Задача самих исследователей — найти такие задачи, которые было бы интересно решать и на что можно получить финансирование», — уточнил Усатов-Ширяев.
В силу того, что как минимум в Евросоюзе активно поддерживается использование роботов для удешевления обрабатывающих производственных линий на местах (так называемая программа по робототехнике для среднего и малого бизнеса), это направление интересует исследователей и неплохо финансируется государственными и частными фондами как через грантовые (порой даже безвозмездные) схемы, так и через компенсацию расходов участников успешных совместных R&D проектов (от 50 до 100 процентов). Задача сервисной робототехники также заключается в замене человека или в расширении его возможностей.
«Сейчас такой мегазадачей, в которой интересы двух групп стыкуются, является расширение возможностей современных робототехнических устройств на целый класс контактных операций, требующих высокой точности: манипуляции малыми и непрочными объектами, движение "руки" робота по заданной траектории и так далее. И наш первый лабораторно-исследовательский комплекс «Робот Бабочка» является демонстрацией такой решенной задачи и за счет открытости архитектуры «полигоном» для поиска новых возможностей», — резюмировал Усатов-Ширяев.