Неизведанная зона

Станет ли туризм в Антарктиду доступным для россиян

Фото: Наташа Писаренко / AP

Поездки в Антарктиду становятся популярным направлением в туризме. Освоение самого загадочного и малоизученного континента началось с 70-х годов прошлого века, когда стартовали первые экскурсионные полеты из Австралии и Новой Зеландии. Но активно развиваться это направление стало с началом двухтысячных — все больше судов стали предлагать круизы к берегам Антарктики.

Туристов привлекает не только возможность увидеть пингвинов и тюленей — побывать в Антарктиде сродни полету в космос. Это самый холодный континент Земли, температура здесь может опускаться до минус 80 по Цельсию. Так же холодно на Марсе, говорит экспедиционный гид Дмитрий Банин. Ветра здесь тоже одни из самых сильных на планете и могут достигать от 30 до 70 метров в секунду. Почти весь материк, а точнее 98 процентов, покрывает лед, средняя толщина которого составляет 1,6 километра.

Побывать в заповедных местах, открытых человеком лишь 200 лет назад, мечтают многие, однако поездки сюда не дешевы. Туры начинаются от пяти тысяч долларов за несколько дней, если брать круиз из аргентинской Ушуайи — самого южного города планеты. Пассажирские лайнеры во время поездки причаливают к берегам островов и самого материка, а туристам предоставляется возможность ненадолго выйти на берег и полюбоваться пейзажами и животным миром.

Есть туры, предлагающие перелет на чилийскую полярную станцию, на остров Кинг-Джордж, откуда также можно теплоходом добраться до близлежащих участков суши. Австралийские компании предлагают однодневные полеты над Антарктидой, а для самых экстремально настроенных туристов иностранные операторы готовят вертолетные туры на полярные станции, расположенные на отдаленных участках материка, а далее — походы на лыжах к Южному полюсу. Но все поездки из разряда дорогих, и чем продолжительнее и экстремальнее поездка, тем дороже. Ценник может доходить до нескольких тысяч долларов.

Преграды для поездок

Отчасти развитие туризма в этом регионе сдерживает договор об Антарктиде, подписанный в 60-х годах 12 странами, в том числе и СССР. Документ регламентирует деятельность как государственных организаций, так и участников частных поездок на этом участке планеты.

В 1994 году подписавшие договор страны выработали дальнейшие рекомендации по вопросам туризма в Антарктиде. В этих правилах даются конкретные указания, как вести деятельность в наиболее часто посещаемых районах, включая практические рекомендации туроператорам и гидам. Вот некоторые из правил — одновременно на берег могут высадиться не более 100 человек, необходимо забирать все ввезенные на сушу предметы, запрещено выбрасывать отходы, запрещено подходить к животным ближе чем на пять метров и так далее. Кроме того, на континенте не строятся гостиницы и иная инфраструктура, за исключением инфраструктуры полярных научных станций.

Все туристические компании должны иметь специальное разрешение на посещение Антарктиды. Несколько лет назад игроки рынка организовали Международную ассоциацию антарктических туристических операторов (IAATO) для обеспечения безопасности и экологической ответственности, так что сегодня большинство туристов, посещающих Антарктиду, являются клиентами компаний — членов ассоциации.

Но основное препятствие для развития туризма — это, конечно, сложные погодные условия и труднодоступность этих мест. Для организации туров сюда необходим специальный транспорт, требуется и соответствующая подготовка специалистов. Есть природные и ландшафтные ограничения. Поскольку практически весь континент покрыт ледниками, для высадки на сушу приспособлено только 37 участков этого огромного материка и близлежащих островов. Кроме того, туристический сезон в Антарктиде длится недолго, с ноября по март, в летний период Южного полушария, в остальное время климатические условия здесь крайне суровы.

Существует и экологический аспект — против развития массового туризма выступают многие экологические организации мира. «Естественно, туристический поток в столь уязвимые места необходимо ограничивать и тщательно контролировать, чтобы не нанести непоправимый урон хрупкой экосистеме, — говорит руководитель программы по всемирному наследию Гринпис России Андрей Петров. — К счастью, пока еще поток туристов в Антарктику (как и в Арктику) не вызывает тревоги, да и весьма ограничен стоимостью, в которую обходятся такие поездки, но тенденция к росту есть, особенно в связи с глобальным изменением климата». Однако пока опасности для заповедной территории он не видит. По словам эксперта, существующее правовое регулирование туристического потока и поведения туристов (если оно будет и дальше строго соблюдаться) не вызывает каких-то особенных опасений за судьбу континента, в отличие от возможной добычи здесь ископаемого топлива или какое-го масштабного строительства.

Спрос растет

Тем не менее объем бизнес-туризма, предлагающего посещение далекого континента, с каждым годом растет. Если в начале нулевых регион за год посещало около 15 тысяч туристов, то в начале этого тысячелетия — почти 40 тысяч человек. По прогнозам специалистов, за последние пять лет количество посетителей выросло втрое, а в последующие три года ожидается 50-процентный рост. Причин тому несколько: увеличивается количество туроператоров, дешевеют предлагаемые программы, а экотуризм становится все более привлекательным, поскольку Европой, Америкой и Африкой многие туристы уже пресытились.

Сегодня морские круизы, самые популярные у приезжающих, предлагают несколько десятков операторов. В их распоряжении порядка 25-27 кораблей вместимостью около 100 человек, По словам Алексея Назарова, капитана полярного судна Plancius, принадлежащего одной из лидирующих компаний по организации туров в Антарктику, практически все компании сейчас строят новые теплоходы ледового класса, специально предназначенные для полярных условий.

«Антарктида очень быстро растет, все больше и больше кораблей строятся для экстремального туризма», — подтвердил «Ленте.ру» менеджер по продажам чилийской компании Antarctica XXI Тимоти Пост. По его подсчетам, в следующем сезоне на рейс выйдет девять новых лайнеров.

Кризис отрасли

По данным IAATO, в сезон 2015-2016 годов больше всего туристов было из США (13,6 тысячи), далее в списке Австралия и Китай (чуть больше 4 тысяч человек), затем следует Великобритания (3,2 тысячи) и Германия (2,8 тысячи).

Китайцев приезжает все больше, подтверждает Дмитрий Банин, и они выбирают все более дорогие туры. А вот россиян становится все меньше — в статистике IAATO наша страна даже не выделена отдельной строкой. И хотя почти на каждом круизном судне есть русскоязычные туристы, раньше их было гораздо больше, говорит Банин. По словам экспертов, в 2012 году в Антарктиде побывало 200 наших соотечественников, в 2013-м — уже 350. Росту интереса к этой точке планеты не мешал даже дальний и утомительный перелет из России в другое полушарие. Но с 2014-го поток резко упал. Сильно ударила по спросу резкая девальвация рубля, говорит Тимоти Пост. Сейчас в России работает только один оператор, специализирующийся на полярных экспедиционных круизах, — Poseidon Expeditions. В конце 2014-го его президент Николай Савельев говорил, что 90 процентов путешествующих с помощью этой компании — не из России. «Когда я вижу огромные толпы немцев, американцев, австралийцев и китайцев, то мне, как русскому, обидно, что из нашей страны едут так мало», — говорил Савельев.

Но гендиректор туристического Агентства готовых решений Татьяна Черникова считает, что потенциал у российского туризма в Антарктиду высок. По ее словам, для этого необходима госпрограмма по развитию этого направления. «Антарктиду же открыли Беллинсгаузен и Лазарев — а русские где?» — говорит она. Сейчас некоторые участники туристического бизнеса прорабатывают условия и маршрут организованных программ, которые в скором времени будут предложены нашим соотечественникам. Правда, вряд ли эти поездки буду доступны простым обывателям, признает Черникова. Но с их помощью все больше жителей страны смогут узнать этот далекий континент, которым многие из нас бредили в детстве, читая романтические приключенческие рассказы.