Государственные номера для машин и мотоциклов в России скоро могут поменять внешний вид и размеры. Владельцам двухколесных транспортных средств, а также авто из США и Японии больше не придется колдовать над тем, как прикрепить госзнаки, не нарушив регламентов и правил. Особые номера также, вероятно, получат владельцы ретроавто и гоночных машин. Параметры нового ГОСТа взамен действующего уже почти четверть века разрабатывают в научно-исследовательском центре МВД. «Лента.ру» попробовала разобраться в номерных инновациях от МВД.
Как известно, государственные регистрационные знаки должны быть единого вида, и крепить на транспортное средство их следует именно туда, куда определено ГОСТами, регламентами и прочими правилами. Наиболее злостными нарушителями этих правил в последние годы считаются мотоциклисты. Что неудивительно: ИЖ и «Урал» давно уступили место импортным байкам, а им отечественный госномер идет как корове седло. То есть площадка для номера предусмотрена, но для иностранного — более компактного.
Разумеется, продаются разные переходники, в том числе у официальных дилеров. Но их надежность, по словам мотоциклистов, оставляет желать лучшего. И это вовсе не отговорка в пользу того, чтобы не портить внешний вид своего байка громоздкой табличкой. О том, что претензии байкеров обоснованы, говорят и специалисты. Начальник исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД, где разрабатывают новые номера, Олег Порташников отмечает, что на больших скоростях номера нередко отрываются.
«Уменьшение номерного знака будет правильным решением, которое стимулирует мотоциклистов устанавливать его на штатное место, — рассказал "Коммерсанту" глава марки BMW Motorrad в России Владимир Чайковский. — Мы сталкиваемся с тем, что большие номерные знаки становятся источником заметной вибрации и причиной трещин на заводском кронштейне для номера».
По этой причине (и не только) на дорогах часто встречаются мотоциклы, где госзнаки согнуты, прикреплены сбоку или служат в качестве заднего подкрылка. Держатся они крепче, но затрудняют идентификацию транспортного средства, в том числе и камерам автоматической фиксации (что снимают задние номера).
«Это все делается в свете упорядочивания именно инструментального определения знаков и их распознавания», — объяснил сетевому изданию m24.ru причину грядущих перемен завкафедрой транспортной телематики и робототехники института МАДИ Владимир Власов. Разработка и внедрение нового ГОСТа потребует бюджетных вложений, но, вероятно, эти затраты покроют штрафы за нарушения ПДД. Не секрет, что мотоциклисты — не самые дисциплинированные участники дорожного движения.
«Увеличение количества типоразмеров номеров потребует усложнения программного обеспечения на дорожных камерах. Это возможно, но мне эта история кажется пока непонятной. Больше похоже на бурные приступы законотворчества, которые у нас порой происходят без каких-либо явных причин», — рассказал «Ленте.ру» автоэксперт и радиоведущий Алексей Шарапов. По его словам, усложнение ГОСТа может повлечь увеличение госпошлин, цен на изготовление «нестандартных» номеров.
Идею уменьшения номеров поддерживают представители Наrley-Davidson в России, а также столичной прокатной компании Russian Run Rentals. Совладелец последней Владимир Гусаков заметил, что введение уменьшенных знаков избавит байкеров от лишних забот и трат. «Основная проблема больших номеров — их внешний вид, он портит эстетику мотоцикла», — подчеркнул Гусаков.
В России, США и Японии мотоциклетные номера меньше автомобильных, и везде разные размеры. У нас — 18,5 на 24,5 сантиметра, в Стране восходящего солнца — 23 на 12,5, в Штатах — 10,16 на 17,78 сантиметра.
Что касается автомобильных номеров, то стандартные американские и японские знаки похожи друг на друга, но все же отличаются по размеру: в США — 15,24 на 30,48 сантиметра, а в Японии — 16,5 на 33. Разница не такая значительная, как с российскими и европейскими (11,2 на 52 сантиметра), но все же есть.
Из всего вышеизложенного ясно, что универсального уменьшенного номера для импортных автомобилей ввести не получится. Придется разрабатывать дополнительные типоразмеры для «американок» и «японок».
«Официально коммерческую праворульную автотехнику на учет у нас поставить нельзя, то есть государство говорит, что она здесь нежелательна. Эта позиция неизменна, и до сих пор никто из официальных лиц не давал повода думать иначе. Мол, открывайте производство, производите автомобили у нас и сразу под европейские стандарты. А сейчас вдруг мы делаем шаг навстречу владельцам ввезенных из Японии бывших в употреблении автомобилей, что выглядит довольно странно», — отмечает Шарапов.
Эксперты, однако, не верят в победу жителей Дальнего Востока, которые никак не готовы приобретать собранные на родине или изготовленные для нашего рынка машины, а продолжают при любой возможности покупать надежное японское БУ. Во Владивостоке, например, можно час пробираться по городским пробкам и не встретить ни одного автомобиля с левым рулем. Впрочем, даже местные автомобилисты уверены, что полный запрет праворульного импорта — вопрос времени. Повышение пошлин и иные ограничения сделают его невыгодным.
Тогда зачем, спрашивается, проводить трудоемкую работу по созданию и согласованию нового стандарта «укороченных» госзнаков для машин, который, возможно, вступит в силу только в 2018 году?
Куда более понятна инициатива введения отдельной идентификации для ретроавтомобилей. Их владельцы-коллекционеры порой вовсе не регистрируют машины, чтобы не платить транспортный налог. Мол, выезжаем два раза в год на выставки и общими дорогами фактически не пользуемся.
На этот случай в ряде стран есть практика выдачи специальных госзнаков, дозволяющих лимитированное использование транспорта: по выходным, без выезда на скоростные автострады и так далее.
Особый вид номеров требуется и спортивным автомобилям, участвующим в раллийных гонках на дорогах общего пользования. Зарегистрировать их как обычные практические невозможно из-за конструктивной уникальности, но отсутствие номеров вызывает сложности при необходимости вывозить болиды на заграничные состязания.
«Есть инициатива с нашей стороны, чтобы выделить среди общей массы госзнаков для этих типов автомобилей, и есть вариант эскиза номера в две строчки, чтобы его можно было поместить на те машины, где проблематично прикрепить стандартные», — рассказал «Ленте.ру» представитель Российской автомобильной федерации Александр Феоктистов.
Пересмотр государственного стандарта — процесс длительный и трудоемкий. Впереди публичные и экспертные обсуждения параметров нового документа. Окончательная версия ГОСТа станет известна только к маю 2018 года, а вступит в силу он не ранее 2019-го.
Учитывая продолжающийся, несмотря на кризис, рост количества машин у населения, эксперты надеются, что изменится не только размер, но и содержание номерных табличек. Система серий и номеров, действующая с 1994 года, уже не один год явно работает с перегрузкой.
«Я не очень понимаю, почему речь идет только о размерности, когда во многих странах, например в Германии, номер несет сразу несколько функций. На нем отображается информация о страховке автомобиля, техосмотре и так далее», — говорит Шарапов. По его словам, новые госзнаки можно снабдить какими-нибудь QR-кодами.
МВД закупает госномера через тендеры. Это трудоемкая процедура, случаются сбои. Так, в мае 2015 года в Москве знаки просто закончились, и водителям раздавали госномера других регионов.
«Москвичам выдавали номера Подмосковья, даже Ростовской области. Это все из-за проблем с тендером на изготовление новых номерных знаков», — рассказал тогда «Ленте.ру» источник в правоохранительных органах.
Возможно, разработка нового ГОСТа не что иное, как развитие инициативы, анонсированной летом этого года. Тогда начальник ГИБДД Виктор Нилов рассказал о грядущем переходе от выдачи госзнаков к их формальному присвоению.
«При прохождении процедуры регистрации водитель получит на руки только свидетельство о регистрации транспортного средства, которому присвоен определенный регистрационный номер, — пояснил он. — А дальше автовладелец идет в одну из официальных организаций, которая занимается изготовлением номеров, и за свой счет по свидетельству о регистрации транспортного средства изготавливает присвоенный ему номер».
В идеальном варианте новый ГОСТ может включить в себя параметры номерных знаков хоть сотни типоразмеров. И обратившийся в ту или иную компанию автовладелец или мотоциклист, предъявив присвоенный в ГИБДД номер, получит таблички, сделанные индивидуально под параметры его транспортного средства.