В Рейтинге стран мира по уровню счастья ООН датчане регулярно занимают первое место. Но как им удается радоваться жизни, когда на улице быстро темнеет, погода не столько радует, сколько испытывает на прочность одежду и характер, да и аврал на работе никто не отменял? У датчан есть то, чего нет у других: жизненная философия, которая укладывается в несколько немудреных правил, позволяющих создать атмосферу покоя, тепла и дружелюбия, — хюгге. О том, что такое хюгге, рассказывает в своей книге «Hygge. Секрет датского счастья» Майк Викинг, основатель и руководитель знаменитого Института исследования счастья в Копенгагене. На русском языке книгу выпустило издательство «КоЛибри». «Лента.ру» публикует фрагмент текста.
У меня лучшая работа на свете. Я изучаю то, что делает людей счастливыми. В Институте исследования счастья мы, коллектив независимых ученых, занимаемся вопросами благополучия, счастья и качества жизни, изучаем причины и следствия человеческого счастья и работаем над способами улучшения качества жизни людей по всему миру.
Мы находимся в Дании, и у нас в офисе с понедельника по пятницу действительно горят свечи, а при выборе места для офиса не последнюю роль сыграл фактор хюгге. Хотя камина в нашем офисе нет (пока). Наш институт возник в Дании, поскольку именно эта страна неизменно входит в рейтинг самых счастливых стран в мире. Нет, Дания отнюдь не идеальное утопическое государство, она сталкивается с такими же проблемами и трудностями, как любая другая страна, но я считаю, в том, что касается повышения качества жизни своих граждан, она вполне может стать для многих источником вдохновения.
Статус Дании как одной из самых счастливых стран мира вызывает большой интерес у журналистов. Меня постоянно спрашивают: «Почему датчане так счастливы? Чему мы можем научиться у датчан в области счастья?» Эти вопросы задают журналисты New York Times, BBC, Guardian, China Daily, Washington Post и других СМИ. Кроме того, в Институт исследования счастья нередко приезжают делегации во главе с градоначальниками, учеными и политиками из разных уголков мира. Все они приходят к нам, чтобы найти (ну да!) счастье — или хотя бы выяснить, чем обусловлен тот высокий уровень счастья, благополучия и качества жизни, которым наслаждаются датчане. Для многих это настоящая загадка, поскольку помимо отвратительной погоды Дания известна как одна из стран с самыми высокими в мире налогами.
Интересно отметить, что государственная модель всеобщего благосостояния пользуется широкой поддержкой. Граждане поддерживают эту модель, поскольку осознают, что она превращает совокупность их финансовых средств в общее благосостояние. Мы не просто платим налоги — мы инвестируем в наше общество. Мы покупаем качество жизни. Ключ к пониманию высокого уровня благосостояния в Дании — в том, что модель способна снизить риск, смягчить неуверенность и беспокойство, предотвратить возникновение недовольства.
Тем не менее в последнее время я пришел к выводу, что мы, возможно, упускаем из виду еще один ингредиент датского рецепта счастья — хюгге. «Хюгге» происходит от норвежского слова, означающего «благополучие, благосостояние». Почти пятьсот лет две страны составляли единое целое, пока в 1814 году Дания не потеряла Норвегию. «Хюгге» впервые появилось в письменном датском языке в начале XIX века, и связь между хюгге и благополучием, или счастьем, отнюдь не случайна.
Согласно данным социологического опроса, датчане — самые счастливые люди в Европе, кроме того, они чаще остальных встречаются с друзьями и родными и чаще ощущают покой и умиротворение. Таким образом, растущий интерес к хюгге имеет под собой вполне веские основания. Журналисты путешествуют по Дании в поисках хюгге, в одном из колледжей Великобритании преподают курс датского хюгге, по всему миру появляются пекарни, магазины и кафе в стиле хюгге. Но как же создать хюгге? Как связаны хюгге и счастье? И что вообще такое хюгге? На эти и другие вопросы должна ответить эта книга. (…)
Последние несколько лет новая скандинавская кухня привлекает к себе пристальное внимание. Прежде всего это касается ресторана NOMA, открывшегося в 2003 году, а с 2010 года четырежды названного лучшим рестораном мира. И все же, хотя живые креветки с гарниром из муравьев вполне могут обеспечить броский заголовок в СМИ, они довольно далеки от повседневной датской кухни. Традиционный датский обед состоит из бюджетной версии smørrebrød (открытого сэндвича) на ржаном хлебе с маринованной сельдью или leverpostej (паштетом из мелко нарубленной свиной печени, смешанной с топлёным салом). Готов поспорить, вы уже думаете, что те муравьи выглядели довольно аппетитно. Что касается ужина, здесь вполне подходящим названием для датского сборника рецептов стало бы «50 оттенков мяса с картофелем». Датчане обожают мясо: каждый из них в среднем потребляет около 48 кг мяса в год, при этом любимая разновидность мяса в стране — свинина.
Высокий уровень потребления мяса, кондитерских изделий и кофе в Дании непосредственно связан с хюгге. Одно из обязательных условий хюгге — быть добрым к себе, баловать себя и давать себе и другим возможность ненадолго отступить от принципов здорового образа жизни. Сладости — это хюгге. Выпечка — это хюгге. Кофе и горячий шоколад — тоже хюгге. А вот морковные палочки — уже не очень. Сладость запретного плода — неотъемлемая часть ритуала хюгге. Однако блюдо не должно быть слишком вычурным и экстравагантным. Фуа-гра — это не хюгге. В отличие от сытного горячего рагу. Или попкорна. Особенно если есть всем вместе из одной большой миски.
Пару лет назад я был в гостях у друга и его семьи. Его дочери в то время было четыре года. За ужином она повернулась ко мне и спросила: «Какая у вас работа?» — «Я пытаюсь найти то, что делает людей счастливыми», — ответил я. «Это просто, — пожала плечами она. — Сладости».
Если речь идет о счастье, я не уверен, что ответ настолько прост, но если говорить о хюгге, девочка определенно попала в точку.
Датчане обожают сладкое, и у большинства из них хюгге прочно ассоциируется со сладостями: мармеладные мишки, лакрица, fl ødeboller (шоколадные конусы с кремом)… По статистике европейских производителей сахарных кондитерских изделий, ежегодное потребление сладостей в Дании составляет 8,2 кг на человека, что ставит датчан на второе место после финнов, которые едят больше сладостей, чем все остальные народы мира, и удерживают по этим параметрам рекордные показатели, вдвое превышающие среднеевропейские. Однако к 2018 году датчане предположительно будут потреблять 8,5 кг сладкого в год и смогут оспорить у Финляндии титул первых сладкоежек мира. Кстати, датчане без ума не только от сладостей, но и от выпечки. Кто-нибудь хочет пирожное?
Пирожные — это определенно хюгге, и мы, датчане, едим их очень часто. Увидеть пирожные в наших офисах — обычное дело. Я встретился с Йоном, одним из моих приятелей, с которыми я играю в покер, за пинтой пива в его любимом копенгагенском баре «Лорд Нельсон», чтобы обсудить хюгге и наше датское помешательство на выпечке.
«Мы заглядываем в комнаты для переговоров: вдруг там остались пирожные? Мы называем это кондитерским дозором, — рассказал он мне. — И это только во время внутренних совещаний. Если мы ждем клиентов, кроме пирожных бывают еще птифуры». Йон прав. Печенье и пирожные делают все более hyggeligt, они придают любой деловой встрече оттенок непринужденности.
Тем не менее гораздо чаще, чем в офисах, пирожные едят дома и в кондитерских. Одно из самых популярных в Дании заведений — старейшая кондитерская La Glace, основанная в 1870 году. Там подают пирожные (некоторые из них названы в честь знаменитых датчан — Ханса Кристиана Андерсена, Карен Бликсен и других), которые выглядят просто волшебно. Но пожалуй, самый знаменитый тамошний десерт — «Спортивный», который, по сути, представляет собой гору взбитых сливок и вряд ли может считаться завтраком чемпиона. Название связано с тем, что впервые этот десерт подавали на важном спортивном мероприятии в 1891 году. Старомодные идеалы, обстановка, восхитительные пирожные и печенье, прекрасные залы, в которых можно не торопясь насладиться кондитерскими шедеврами, буквально кричат «Хюгге!» на весь Копенгаген.
Говорят, что супергерои могут многое рассказать о людях, которые их придумали. У американцев есть Супермен, Бэтмен, Человек-паук. У датчан есть… Человек-пирог.
Ладно, на самом деле это не супергерой, но на вечеринках и днях рождения он пользуется ничуть не меньшей популярностью, чем его американские коллеги. Человек-пирог (Kagemand [кейман]) — традиционное угощение на детских праздниках в Дании. Он выглядит как большой пряничный человечек, испеченный из сладкого теста с большим количеством сахара и сливочного масла и украшенный драже, маленькими датскими флажками и свечами. Если бы в рецепт можно было добавить бекон, мы получили бы полный набор типично датских символов. По традиции именинник или именинница разрезает пирог, а другие дети в это время кричат: «С днем рождения! Перережь горло Человеку-пирогу!» Неплохая идея для hyggelig дня рождения в стиле скандинавского нуара, не правда ли?
Типично датская выпечка — это… дэниш. Не каждой стране удается добиться, чтобы сочащуюся маслом булочку с вязким кремом в середине назвали в ее честь.
И как правило, такие страны за всю свою историю не выигрывали ни одной войны. Тем не менее в самой Дании дэниши называются wienerbrød (венским хлебом), поскольку рецепт этой сдобной выпечки местные кондитеры привезли в середине XIX века из Вены. Некоторые булочки носят очаровательные названия, например «улитка» или «слепой пекарь», но, если отвлечься от этого, на вкус они восхитительны и отлично подходят для хюгге. Если вы хотите быстро поднять всем настроение в датском офисе, просто крикните: «Bon-kringle!» Крингл — это традиционная датская выпечка (крендель), а «бон» означает «чек». Концепция бон-крингла заключается в том, что, если вы купите в местной пекарне выпечку на 1000 крон (около 130 евро) и сохраните чек, вам дадут бесплатный крингл. Своего рода бонусная карта для выпечки — только без карты. (…)
Итак, сладости, пирожные и выпечка создают хюгге. Однако hyggelig пища приносит нам не только лишний вес. Она может служить и для поднятия настроения. Кроме того, еда в стиле хюгге очень медленная.
Хюгге заключается не только во вкусе еды, но и в способе ее приготовления. Верное правило: чем дольше приходится готовить блюдо, тем больше хюгге.
Готовить hyggelig пищу значит наслаждаться неторопливостью процесса, ценить время, которое вы ему уделяете, и получать удовольствие от того, что вы приготовили нечто ценное. Вы готовите вдумчиво и с любовью. Поэтому домашние джемы более hyggelige, чем покупные, ведь каждая ложка возвращает вас к тому летнему дню, когда вы собирали ягоды, а потом весь дом пах клубникой.
Зимой мне особенно нравится готовить блюда, которые нужно часами держать в духовке или подолгу томить на плите. Можно даже продлить этот процесс: отправиться за продуктами на фермерский рынок, неторопливо выбрать сезонные овощи или обсудить с мясником, какой кусок он порекомендует. А потом сидеть с книжкой в своем hyggekrog, прислушиваясь к тому, как на плите медленно булькает рагу, и поднимаясь только для того, чтобы долить в него еще чуточку красного вина. Это настоящее хюгге.
Стоит заметить, что hyggelig готовка необязательно связана с тушением или мясными блюдами скандинавской кухни. Здесь важнее сам процесс, а не конечный продукт. Прошлым летом я решил приготовить лимончелло. Для этого нужно в течение недели вымачивать в спирте кожуру нескольких лимонов, чтобы спирт набрал нужный цвет и аромат. Каждый день после работы я приходил домой, открывал холодильник и принюхивался, проверяя, как себя чувствует мое зелье. Результат получился не слишком выдающимся, но наблюдение за бутылкой в холодильнике было наполнено хюгге от начала и до конца.
SKIBBERLABSKOVS [СКИ-ПЕР-ЛАП-СКОУС] ШКИПЕРСКОЕ РАГУ
Это простое сытное блюдо когда-то готовили на кораблях (отсюда его название), и оно отлично подходит для прохладного осеннего дня. Вместо грудинки можно использовать остатки мяса, сделав рагу еще более простым, незатейливым и hyggelig.
На 4–6 порций. Время приготовления 1 час 15 минут.
750 г грудинки
3 луковицы
100 г сливочного масла
3–4 лавровых листа
10–12 горошин черного перца
1 л куриного бульона
1,5 кг картофеля
Соль и перец
Горсть зеленого лука
Маринованная свекла
Ржаной хлеб
1. Нарежьте грудинку кубиками среднего размера.
2. Почистите и нарежьте лук.
3. Растопите в кастрюле с толстым дном масло и обжарьте
лук на медленном огне до прозрачности (он не должен
стать коричневым).
4. Добавьте мясо, лавровый лист и перец, затем влейте кипя-
щий куриный бульон: он должен слегка покрывать мясо
и лук.
5. Накройте крышкой и оставьте на медленном огне прибли-
зительно на 45 минут. Почистите картофель и порежьте
кубиками среднего размера.
6. Выложите поверх мяса половину картофеля и снова на-
кройте крышкой.
7. Через 15 минут перемешайте содержимое кастрюли и до-
бавьте оставшийся картофель. При необходимости долейте
еще куриного бульона. Держите на слабом огне еще 15–
20 минут, не забывая помешивать, чтобы рагу не подгоре-
ло снизу. Ваша цель — сделать так, чтобы мясо тушилось
в картофельном пюре, в котором попадаются отдельные
кусочки нежного картофеля.
8. Посолите и поперчите. Подавайте рагу горячим, добавив
немного сливочного масла и щедро посыпав зеленым лу-
ком, вместе с маринованной свеклой и ржаным хлебом.
Перевод Виктории Степановой