Девушки, часами обедающие перед веб-камерой, в Южной Корее собирают сотни тысяч зрителей и неплохо зарабатывают. Этот тренд захватил весь мир и приобретает все более необычные формы. Одни видеоблогеры превращают еду в комедийное шоу, другие шокируют публику, третьи при помощи трансляций пропагандируют веганство.
Летом стриминговый сервис Twitch столкнулся с неожиданной проблемой: трансляции публичного поглощения еды стали появляться в самых неожиданных частях сайта для любителей видеоигр. Компания пыталась выселить едоков в раздел для художников и музыкантов, но и с творческими людьми они не ужились.
В итоге Twitch сдался и выделил для стримов про еду отдельное место на сайте. Едокам запретили употреблять алкоголь, есть за рулем и кормить других, но удержать их в рамках приличий все равно не удалось. В первый же день одна из трансляций закончилась обильной рвотой от переедания.
Мода на онлайн-чревоугодие родилась в Южной Корее. В этой стране его называют «мукбанг» (от корейских слов «телевещание» и «еда»).
Каждый вечер звезды мукбанга включают свои веб-камеры и в прямом эфире поглощают чудовищное количество еды. Попутно они отвечают на вопросы в чате и комментируют вкус поедаемых блюд. За процессом через интернет наблюдают сотни тысяч зрителей.
И не только наблюдают. Стриминговый сайт Afreeсa TV, которым пользуются самые известные едоки Кореи, позволяет делать небольшие пожертвования понравившимся видеоблогерам. В результате на любимцев публики буквально сыплются деньги. Умение хорошо покушать приносит им тысячи долларов.
Днем хрупкая кореянка по имени Пак Со Ён (박서연) работает консультантом в сфере недвижимости. Вечером она возвращается домой, раскладывает перед камерой многочисленные тарелки с разнообразной снедью и начинает есть. Количеством продуктов, которые она поглощает за пару часов, можно было бы прокормить большую семью.
Среди любителей мукбанга Пак известна под псевдонимом Дива. Необъяснимая прожорливость прославила ее на всю Южную Корею. На сайте Afreeca TV гастрономические подвиги девушки набрали почти 130 миллионов просмотров. Каждый месяц поклонники жертвуют ей около девяти тысяч долларов.
Большинство звезд мукбанга в Южной Корее — привлекательные девушки, но не обошлось без исключений. Корейский школьник с псевдонимом Пату (Patoo) определенно берет не внешностью. Зрители веселятся, когда он, пыхтя, жмурясь и прихлебывая газировку из рюмки, пихает в рот острый кимчи, корейскую лапшу и омлет с рисом. Кроме того, всегда есть интрига: прожует ли Пату всю эту еду перед уходом в школу или нет.
Толстяки среди корейских стримеров — большая редкость. Известный корейский едок Banzz утверждает, что для сохранения здорового веса (70 килограммов при росте 177 сантиметров) ему приходится тратить на физические упражнения от шести до десяти часов в сутки. Такое может позволить себе только человек, для которого еда — это основной источник заработка. Banzz не жалуется: мукбанг дает ему около трех тысяч долларов в месяц.
Далеко не все одобряют публичное чревоугодие. Противники этого занятия регулярно наведываются в чаты на Afreeсa TV, а безумные пародии на мукбанг, которые снимает кореянка с псевдонимом Showry, посмотрели десятки миллионов человек. В одном видео девушка пьет кетчуп из горлышка бутылки в заполненной соусом ванне.
В другом ролике наряженная русалочкой Shawry жует сырого осьминога, поет песни, а потом целует крупную рыбу.
Западные звезды мукбанга редко нарушают каноны, заданные корейскими товарищами. Американку Keemi, за гастрономическими похождениями которой следят почти 350 тысяч пользователей YouTube, отличает от Дивы только свободное владение английским языком. Все остальное, даже сама еда, ничем не выдают ее заокеанское происхождение.
Видеоблогер Никокадо Авокадо, имеющий 30 тысяч подписчиков на YouTube, привлекает зрителей чудачествами. В одном видео он перемежает вегетарианские хот-доги цитатами из Далай-ламы, в другом — играет на скрипке и без малого час жует ядовито-красную лапшу с кимчи. С плеча молодого человека на уничтожаемую еду поглядывает попугайчик.
Убежденные веганы Даррен и Джорджи Шпиндлеры пытаются поставить мукбанг на службу пропаганде. Супружеская чета из Великобритании записала без малого 800 видео, на которых они употребляют пареный брокколи, морковь, веганские сосиски, которые производит супруга музыканта Пола Маккартни, и другие блюда, приготовленные без использования животных продуктов. В сумме они набрали больше 4,6 миллионов просмотров. Помог ли пареный брокколи завербовать новых веганов — неизвестно.
Любители мукбанга давно спорят, почему людям интересно смотреть, как едят другие. Кореянка Дива заметила, что некоторые зрители не прочь хорошо покушать, но не могут себе этого позволить: у одних диета, у других пост, у третьих медицинские проблемы.
Многие популярные едоки подозревают, что их смотрят одинокие люди, которым трансляции заменяют общение с отсутствующими друзьями. Неслучайно мукбанг появился именно в Южной Корее: по статистике, каждый четвертый кореец живет один. Если ситуация не исправится, этот тренд ждет большое будущее.