Мир
00:07, 29 ноября 2016

Правый друг «Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции

Евгений Осипов (старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН)
Франсуа Фийон
Фото: Francois Mori / AP

По итогам второго тура праймериз французской партии «Республиканцы» победителем стал Франсуа Фийон. Теперь именно он считается фаворитом президентской гонки: большинство аналитиков сходятся во мнении, что в финале он сойдется с Марин Ле Пен и возьмет над ней верх. Для Москвы это хорошая новость, поскольку Фийон имеет репутацию политика, благожелательно настроенного к России и считающего, что отношения с ней необходимо нормализовать. «Лента.ру» выяснила, чем еще известен Фийон.

В последнее время неточные социологические опросы уже стали традицией. Сначала Brexit, затем неожиданная победа Дональда Трампа, теперь — успех Франсуа Фийона на праймериз правых во Франции. На протяжении двух последних лет все эксперты считали, что кандидатом от «Республиканцев» будет либо Ален Жюппе, либо Николя Саркози. Фийону прогнозы отдавали третье или четвертое место. Еще за несколько недель до первого тура праймериз он отставал от Жюппе более чем на 20 процентов и незначительно проигрывал Саркози. Но в итоге — убедительная победа и статус фаворита на президентских выборах в апреле 2017 года.

Самый правый из правых

Главный секрет успеха Фийона — самая детализированная и продуманная по сравнению с другими кандидатами программа, рассчитанная на привлечение максимально широкого спектра правого электората. В экономической сфере он идет дальше своих соперников по партии, предлагая радикально и быстро увеличить продолжительность рабочей недели (с 35 до 39 часов), поднять возраст выхода на пенсию (с 62 до 65 лет), облегчить процедуру увольнения, сократить 500 тысяч госслужащих. Жесткость предлагаемых мер Фийон оправдывает необходимостью вывода французской экономики из длительной стагнации. В целом его экономическая программа построена на классических либеральных принципах и на частичном отходе от идеалов социального законодательства.

К вопросам реформирования общества Фийон подходит с глубоко консервативных позиций, что позволило ему привлечь на свою сторону французских католиков. Из всех кандидатов от «Республиканцев» он единственный предлагает значительно изменить текст принятого в 2013-м закона о легализации во Франции однополых браков — в частности, выступает за серьезное усложнение для гомосексуальных пар процедуры усыновления детей. У него особая позиция и по вопросу абортов: не предлагая запрещать их на законодательном уровне, Фийон регулярно заявляет, что сам он категорически против прерывания беременности.

Еще более четкая и смелая позиция у бывшего премьер-министра по вопросу миграционной и религиозной политики Франции. В отличие от Жюппе, выступающего за мультикультурную Францию, Фийон не стесняется говорить о необходимости сохранения подлинно французской национальной идентичности. Более того, он, как и Саркози, в ходе кампании неоднократно заявлял, что необходимо вернуться к принципу обязательной ассимиляции мигрантов, что в последние годы декларировала только Марин Ле Пен и ее соратники по Национальному фронту.

Пророссийский кандидат?

В январе 2014-го, в разгар украинского кризиса, но еще до крымского референдума, в авторитетном французском журнале L'Express вышла статья о Франсуа Фийоне, которая начиналась фразой: «Из всей французской политической элиты Фийон лучше всех знает Путина». В публикации подробно рассказывалось о поездках французского политика в Россию и дружеских связях с российским президентом. С тех пор во Франции его считают пророссийским политиком.

Фийон действительно достаточно близок к России. Впервые он посетил СССР еще в 1986 году и с того времени сохраняет интерес к нашей стране, ее истории и культуре. Он неоднократно заявлял, что бороться с международным терроризмом невозможно без России, что с Москвой необходимо выстраивать равноправный диалог. А на прошлой неделе в своей статье в газете Le Monde Фийон открыто заявил, что «было бы нецелесообразно сохранять антироссийские европейские санкции». Отметим также, что в ближайшем окружении бывшего премьер-министра есть люди, связанные с Россией, в том числе автор большинства текстов Фийона Игорь Митрофанов, потомок белых эмигрантов, выступающий сегодня за активизацию отношений с Россией.

У Фийона особая для французского правящего класса позиция по актуальным вопросам современных международных отношений. Он неоднократно заявлял, что «нельзя все проблемы Украины сваливать на Россию». Фийон, наверное, единственный из системных политиков во Франции, кто при упоминании крымского референдума вспоминает косовский прецедент. Что касается сирийского конфликта, то еще перед первым туром праймериз он сделал очень показательное заявление: «В Сирии есть только два лагеря, а не три, как часто говорят. Есть те, кто хочет установить тоталитарный исламистский режим, и есть другие. Я за других».

Ранее считалось, что среди «Республиканцев» главным «другом» нашей страны является Николя Саркози. Однако, в отличие от Саркози, атлантиста по убеждениям (Франция вернулась в военную организацию НАТО именно при нем), Фийон скорее голлист, а это уже совсем другая история. В своих внешнеполитических высказываниях он пытается реанимировать уже забытые идеи генерала де Голля о Франции как о стране, выступающей в роли моста между Западом и Востоком, имеющей тесные отношения и с США, и с Россией. Фийон стремится вернуть в политический лексикон Пятой республики термин «национальные интересы». А Россия и Франция, как известно, традиционно считались союзниками.

Если Фийон выиграет президентские выборы в 2017-м, он вряд ли станет проводить открытую пророссийскую политику, но наверняка постарается сбалансировать французскую дипломатию в голлистском духе, а это лучший вариант для России.

Что дальше?

Учитывая низкий рейтинг действующего президента Пятой республики Франсуа Олланда и других возможных кандидатов от социалистов, убедительная победа Фийона на праймериз правых делает его очевидным фаворитом всей президентской гонки. Однако до апрельских выборов еще достаточно времени, и неожиданный успех бывшего премьер-министра в правительстве Саркози способен изменить расстановку сил.

За Алена Жюппе, благодаря его центристским позициям, готовы были голосовать многие социалисты. За Фийона, политика с четкими правыми взглядами, они голосовать не будут. Так что его победа на праймериз — хороший знак для кандидатов в президенты от социалистической партии. В том случае, если им удастся договориться и выставить единого кандидата, можно будет побороться за выход во второй тур президентских выборов. Впрочем, социалисты вряд ли договорятся о единой кандидатуре, поскольку бывший министр экономики Эммануэль Макрон уже объявил себя кандидатом. А вот Марин Ле Пен победа Фийона может дорого стоить. Радикальные заявления Фийона по вопросу сохранения национальной идентичности и стремление к независимой внешней политике, очевидно, перетянут на его сторону часть электората Национального фронта.

< Назад в рубрику