Бизнес
09:35, 30 ноября 2016

Полис нон грата Кто виноват в кризисе рынка ОСАГО

Алексей Сивашенков
Фото: Сергей Бобылев / «Коммерсантъ»

Страховая компания «Альянс», «дочка» международного концерна Allianz, добровольно покинула российский рынок обязательного автогражданского страхования (ОСАГО). Лицензия была отозвана Банком России 29 ноября.

Как рассказал «Ленте.ру» заместитель генерального директора СК «Альянс» Евгений Дубенский, портфель действующих договоров и неурегулированных убытков был передан другой компании концерна, чья доля на рынке незначительна. «Мы не ведем активную политику продаж, но очень внимательно наблюдаем ситуацию с ОСАГО», — отметил Дубенский.

Это не первый тревожный звонок для страхового рынка — в августе от ОСАГО отказалась дочерняя компания международного концерна AIG inc, работающего в 160 странах мира. Практически одновременный уход из сегмента двух крупных иностранных игроков показателен: несмотря на усилия Центробанка и Российского союза автостраховщиков (РСА) кризис ОСАГО только усугубляется.

Почему страховщики охладели к автомобильным полисам — разбирается «Лента.ру»

Кто крайний?

При первом же взгляде на отечественный рынок автострахования в глаза бросается парадоксальная ситуация: кажется, что ОСАГО никому не выгодно. Несмотря на повышение средней выплаты (за январь-октябрь 2016 года она выросла на 41 процент) и заморозку тарифов, недовольство автомобилистов не ослабевает. По словам директора департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука, после летнего затишья в банк снова поступают жалобы на страховые компании. Причем во втором квартале их количество выросло на 38 процентов по сравнению с прошлым годом — до 28 тысяч.

В свою очередь, страховщики — несмотря на рост тарифов ОСАГО в 2014-15 годах — работают, что называется, спустя рукава. Примерно в трети российских регионов наблюдаются проблемы с приобретением автостраховки. Об этом заявил зампред Банка России Владимир Чистюхин. Очереди за ОСАГО выстраиваются на несколько месяцев вперед, а купить полис без навязанных дополнительных опций зачастую просто невозможно.

Страховые компании оправдывают это нехваткой бланков, убыточностью бизнеса, а также мошеннической деятельностью автоюристов, которые выкупают у водителей права на взыскание убытков, а затем сразу же подают в суд, заваливая страховщиков градом исков.

«Повышения, тем более либерализации тарифов в ближайшее время не будет, при этом мы наблюдаем рост числа регионов, где страховые юристы и те, кто им помогает, оказывают сильное давление на этот сегмент рынка», — посетовал заместитель генерального директора СК «Альянс». По словам Дубенского, самый массовый вид страхования показывает рост убыточности и мошенничества. Ему вторят в пресс-службе РСА: «Из-за активности автоюристов в ряде регионов страховщики минимизировали свои продажи».

Согласно предварительным оценкам, потери страховых компаний от действий автоюристов составили от 5,6 миллиардов до 9 миллиардов рублей. В прошлом году юристы отсудили у страховщиков свыше 10 миллиардов рублей. Проблема настолько серьезна, что, как заявила в пресс-службе РСА, сегодня речь идет не о повышении тарифов, а о том, как законодательно устранить посредников, подрывающих стабильность системы ОСАГО.

Пенять на зеркало

С тем, что рынок автострахования «закошмарен» мошенниками от юриспруденции, не согласен координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Если речь идет о незаконных схемах, почему тогда компании не подают встречных исков? В прошлом году страховщики подали заявления о мошенничестве всего в 0,1 процента всех случаев. А уголовные дела были возбуждены по 0,01 процента заявлений. То есть, глобальное мошенничество в системе ОСАГО — это миф. Наоборот, автоюристы выступили катализатором положительных изменений», — уверен эксперт.

По словам руководителя Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, недобросовестные юристы на рынке присутствуют, но навредить законопослушным страховщикам они не могут: «Если компания в полном объеме выплачивает компенсацию, если она не затягивает с выплатами — на каком основании подавать в суд? В противном случае юрист, конечно, взыщет и неустойку, и компенсацию морального вреда, это его работа».

Рынок ОСАГО в России был построен со значительным перекосом в сторону страховых компаний, продолжил Тюрников. Несмотря на то, что в законе об ОСАГО прямо указано, что 80 процентов прибыли должно уходить на выплату компенсаций, в действительности этот показатель никогда не превышал 55 процентов. «Страховые компании прикарманили более триллиона рублей. До того как «автогражданка» попала под закон о защите прав потребителей, это был настолько маржинальный бизнес, что игроки готовы были выплачивать агентам по продажам полисов до 40 процентов их стоимости — при указанных в законе 10 процентах», — отметил глава Ассоциации защиты страхователей.

По его мнению, российские страховщики оказались просто не готовы работать в условиях, отвечающих мировой рыночной практике. А что касается иностранных компаний, то они уходят с рынка, потому что правила игры для них непрозрачны и неприемлемы, считает эксперт. «Отечественные страховые компании конкурируют друг с другом в том, кто больше обсчитает клиента, кто навяжет ему больше дополнительных услуг, кто дальше поместит центр урегулирования убытков – за сто, за двести километров от регионального центра. Иностранцы к этому не готовы», — заключил Тюрников.

Юристов задавят натурой

Как стало известно накануне, Центробанк попросил депутатов Госдумы поддержать законопроект, предусматривающий замену денежной выплаты ремонтом автомобиля. Регулятор счел, что натуральная компенсация оздоровит рынок, выбив почву из-под ног недобросовестных юристов. Данный проект поправок в закон об ОСАГО был разработан Российским союзом автостраховщиков.

По словам первого заместителя главы Центробанка Владимира Чистюхина, закон о натуральных выплатах начнет работать весной следующего года. Однако оздоровительного эффекта рынок автострахования не ощутит до конца 2017 года из-за длительности процессов минимизации убыточности.

Ранее законопроект РСА подвергался критике из-за того, что ремонт будет осуществляться сервисами, с которыми у страховых компаний заключен договор. Эксперты высказывали опасения, что автомобилисты не станут доверять выбору страховых компаний. Однако сторонники законодательной инициативы указывали на то, что страховой ремонт машин, скорее всего, охотно возьмут на себя дилерские центры, простаивающие из-за кризиса авторынка.

< Назад в рубрику