Россия
00:05, 29 ноября 2016

Ярмарка родительского тщеславия Почему в интернете набирает популярность рынок школьных проектов

Наталья Гранина (Редактор отдела «Россия»)
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Родители, утомленные необходимостью постоянно помогать школьникам «делать что-то своими руками», расхватывают медвежат из еловых шишек, ватные елочки и картонные ракеты, выставленные на специализированных интернет-ресурсах. Цены гибкие, ассортимент сезонный: осенью спрос на поделки из природных материалов, к Новому году в ходу сказочные сюжеты, накануне Дня Победы — военно-патриотическая тематика. Между школами, классами и даже отдельными учениками разворачиваются настоящие соревнования. В образовательную программу детское творчество вошло с 2011 года: в детсадах и начальных классах появились стандарты, закрепляющие проектную деятельность. Чиновники уверяют, что в документах не прописано участие родителей, но далеко не все способны справиться с желанием стать лучшими. Превратятся ли школьные проекты в соревнования родительских кошельков и амбиций, разбиралась «Лента.ру».

Экономист Ольга Миронова, мама четырехлетнего Миши из московского района Марьино, достает свою телефонную «напоминалку» с графиком детсадовских смотров-выставок.

— В сентябре у нас проводился праздник «Здравствуй, осень золотая», — докладывает Ольга. — Нужны были работы с использованием природных материалов: желудей, каштанов, листьев или веточек. А в декабре у нас месячник «Матушка-зима». На следующей неделе просят принести поделку от 40 сантиметров высотой на новогоднюю тематику.

Осенью Семья Мироновых к выполнению госзадания подошла ответственно. Во время детсадовского «тихого часа» Миша спал на кровати возле окна, а мама хотела «переложить» его в середину, чтобы меньше простужался. Чтобы воспитатели чутко отнеслись к просьбе, пришлось участвовать в творческой выставке. Ольга несколько дней изучала в интернете мастер-классы по изготовлению роз из кленовых листьев и «дерева желаний» из кофейных зерен. Потом полночи, когда Миша уже спал, Ольга гладила утюгом и скручивала сухостой. Муж, банковский работник, в это время «бурил» дрелью дырочки в каштанах, которые потом пошли на фундамент для цветочного горшка. Работа шла трудно. Потому как, по выражению Ольги, «декоративно-прикладная фея нас не поцеловала нигде».

— Сына сознательно к процессу не подключали,— поясняет Ольга.— Он пока мало что умеет. То, что сможет сам сделать, — стыдно будет кому-то показать. Вы бы видели, какие шедевры родители в сад носят. На фоне других его каляки будут смотреться так, что лучше вообще ничего не приносить.

Вскоре выяснилось, что бессоница Мироновых была не напрасна — детсадовские воспитатели торжественно вручили четырехлетке Мише почетную грамоту за третье место в конкурсе. А маме вынесли устную благодарность. Однако к новогодней эстафете семья не готова.

— Лучше купим у кого-нибудь, — продолжает моя собеседница. — Мне родители одногруппников рассказали, что по заказу могут на любой вкус и на любую тематику сделать поделку.

Поисковые системы на запрос «поделка в школу» выдают много коммерческих предложений. Мастерицы есть практически на любом сайте объявлений. Цены — демократичные. За милого ежика из еловых шишек просят 500 рублей. В аннотации написано, что особого ухода не требует. Разве что смахивать кисточкой пыль. Новогодняя композиция «Морозное утро» (избушка в снегу) оценивается в 1500 рублей. Автор обещает управиться за два-пять дней и сэкономить массу свободного времени родителям.

— Перед праздниками много заказов, — пояснила «Ленте.ру» Наталья, активный участник интернет-ресурса «Ярмарка мастеров». — Сейчас все расхватывают декоративные елочки. И почему-то все хотят снеговиков. Наверное, ностальгия. Многие еще в школе таких делали: на воздушный шарик наматываются нитки, вымазанные в клею. Работа не сложная, но требует времени. Еще спрос поднимается к 9 Мая — все хотят танки или что-то еще «военно-патриотическое».

На «мамских» форумах обязаловку в виде детских поделок активно ругают.

— Меня достали поделки в школе, — жалуется пользователь May из Белгорода.— Тащим по одной-две в неделю. Уже и рисовали, и лепили, и вышивали и пекли. Спросила у учителя, зачем это все декоративное творчество. Она ответила, что так и должно быть, это способствует росту рейтинга класса и школы. Так делайте все на уроке труда! Какому родителю охота после работы уроки делать, а потом еще клеить, печь или вышивать. И ведь задают все это, хотя понимают, что ребенок семи лет сам ничего испечь не сможет!

Педагоги поясняют, что «самоделки» в образовательных учреждениях стали массово внедряться с 2011 года. Тогда в школах вступили в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) для начальной школы. В них впервые было закреплено понятие «самостоятельный проект». Предполагалось, что пройденный материал ученик должен закрепить самостоятельной работой. Учителя под этим соусом стали задавать на дом рефераты и доклады. Классические ежики из шишек, которые в советской школе именовались поделками, прошли ребрендинг и также стали «проектами».

Идеолог ФГОС, экс-замминистра образования, а ныне ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко утверждает, что в стандартах нет требований привлекать к проектной деятельности родителей.

— Просто некоторые школы таким образом имитируют изменения, демонстрируют бурную деятельность, — объясняет Реморенко. — А на самом деле там ничего нового не происходит. Еще в советское время бабушки-мамы зубрили с детьми математику, выводили буквы в прописях. А сейчас это же самое переносится на проекты. Хотя самое главное в проектах — заинтересовать ребенка что-то сделать самостоятельно, реализовать замысел, а не зазубрить информацию. Моя дочь учится во втором классе. Школа обычная — 30 человек в классе. И мы никогда вечером не сидим всей семьей и не «пилим желуди». Дети либо все успевают на уроках, либо способны самостоятельно заниматься своим проектом.

Ефим Рачевский, заслуженный учитель России, директор московского центра образования № 548 доволен тем, что рынок живо реагирует на запросы родителей. А также утверждает, что слово «проект» из Закона об образовании стало едва ли не самым ходовым в стране.

— Я знаю одну девушку из Рязани, — шутит он. — Я у нее на протяжении четырех-пяти лет покупаю на Рогожском рынке соленые и квашеные помидоры. На днях слышу, как она говорит подруге: «Настюха, у меня новый проект. Я решила еще и мочеными яблоками заняться». Проектное мышление пошло в народ. И это же хорошо. Это свидетельствует о такой созидательной интенции в стране в целом. Все заняты проектированием.

По его словам, проекты — вовсе не означают глобальный фарс. Просто их «надо уметь готовить». При правильном применении — они могут стать хорошими «тренажерами» для моделирования будущего. Ребенок может себя попробовать в совершенно разных ролях: биолога, дворника, физика. И будет учиться самостоятельно принимать правильные решения.

— Мы всегда стремимся ставить детям реальные задачи, — продолжает Рачевский. — Вспоминаю социальный проект. Середина 2000-х годов. Весна. Не так хорошо работали коммунальщики, мусор не убирали. Что придумали наши ребята, чтобы мусор стал ликвидным товаром. Они обратились к группе отцов. Те купили для призов два велосипеда. А также большое количество мешков для мусора. За каждый сданный мешок ученик получал талончики. Тот, кто набирал больше, мог получить награду. К чему это привело? В нашем районе Орехово-Борисово мусора не стало. И они поехали за ним в другие районы. Если родители видят, что ребенок получил бессмысленное задание, или такое, с которым он самостоятельно справиться не в состоянии, то не нужно слепо следовать рекомендациям учителя. Бунтуйте!

Увы, далеко не все родители готовы бунтовать. Кому-то не хочется портить отношения со школьным руководством и с родительскими комитетами. Кто-то не хочет лишать своих детей возможности посоревноваться со сверстниками и победить если не в математической олимпиаде, то хотя бы в конкурсе декоративно-прикладных и кондитерских проектов. Все же кулинарные телешоу, столь популярные в последнее время, не проходят бесследно. А некоторые родители и вовсе воспринимают школьное проектирование как личный вызов. Победить в таком соревновании для них дело принципа. А так как свободного времени мало и декоративно-прикладная фея скупа на поцелуи, то единственный выход — помощь профессионала. И цена тут уже не имеет значения.

— Мы пробовали игнорировать эти бесконечные конкурсы, — разводит руками Анжелика Караганова из Москвы, мама шестиклассника. — Классный руководитель пожаловалась в родительский комитет. Были разбирательства, но в результате от большинства мероприятий мне, как маме, удалось «отписаться». Сын самостоятельно что-то пытается проектировать. Но перед Новым годом у нас в школе проходит конкурс между классами на выпечку. По идее этим должны заниматься дети вместе с мамами. Но мало кто берет на себя этот труд. Все классы заказывают торты либо в кондитерских, либо у частников. Весь вопрос — кто больше деньгами скинется. Такая ярмарка родительского тщеславия. И если в первом классе мы на такие затеи по 300 рублей сдавали, сейчас — по тысяче. А некоторые мамы предлагают по две скинуться — чтобы пригласить самого крутого кондитера и обеспечить себе первое место.

< Назад в рубрику