Во вторник, 29 ноября, на территории провинции Антьокия в Колумбии упал самолет, на борту которого находился 81 человек, в том числе футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе», выступающего в высшем дивизионе национального чемпионата. «Лента.ру» вспоминает другие авиакатастрофы, стоившие жизни целым спортивным командам.
Туринский «Торино» на тот момент считался грандом итальянского футбола. Владелец клуба Ферруцио Ново поставил поиск футбольных талантов на профессиональную основу, и после окончания Второй мировой войны команда трижды подряд выигрывала национальный чемпионат (1946, 1947, 1948 годы).
Трагедия случилась, когда туринцы возвращались из Лиссабона, где проводили товарищеский матч с местной «Бенфикой» (3:4). Трехмоторный самолет Fiat G.212CP разбился из-за ошибки пилота, потерявшего управление в плохих погодных условиях. До посадки оставалось совсем немного, когда самолет задел крылом ограду построенной на холме базилики Суперга. Машину развернуло, и она на большой скорости врезалась в землю. На борту находился 31 человек, все погибли. Из основного состава команды выжил только один футболист — Лауро Тома, не полетевший в Португалию из-за травмы.
Авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador британской авиакомпании British European Airways с футболистами английского «Манчестер Юнайтед» на борту потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. Всего в самолете находились 44 человека — игроки, тренеры, журналисты.
МЮ возвращался из Белграда, где проводил матч Кубка европейских чемпионов против местной «Црвены звезды». Самолет произвел дозаправку в Мюнхене, но в условиях сильного снегопада дважды не смог взлететь. Командир экипажа принял решение предпринять еще одну попытку, самолет не набрал необходимой скорости, выкатился за пределы взлетной полосы и врезался в деревянный ангар, в котором стоял грузовик с горючим. Произошел взрыв. 21 человек погиб на месте.
К концу 1970-х ташкентский «Пахтакор» был одним из самых популярных советских футбольных клубов. 11 августа 1979 года самолет ТУ-134 авиакомпании «Аэрофлот», на борту которого находились 14 игроков, второй тренер, администратор и врач команды, выполнял рейс Ташкент — Минск. «Пахтакору» предстоял матч чемпионата СССР с минским «Динамо».
Трагедия произошла в небе над Днепродзержинском. Неопытный авиадиспетчер поздно заметил, что борт опасно сближается в воздухе с другим ТУ-134, следовавшим из Челябинска в Кишинев. Пилотам была дана команда расходиться, однако они не успели среагировать. Крыло одного из самолетов пропороло фюзеляж другого, обе машины взорвались в воздухе. 178 пассажиров обоих рейсов, включая 17 игроков и тренеров «Пахтакора», погибли.
Через 12 дней после катастрофы оставшиеся в живых футболисты «Пахтакора» продолжили выступления в чемпионате СССР, отдавая таким образом дань уважения погибшим одноклубникам.
Футбольной сборной страны предстоял выездной матч отборочного турнира к чемпионату мира 1994 года с Сенегалом. Из-за сокращения финансирования команда была вынуждена арендовать самолет Buffalo DHC-5D, принадлежавший ВВС Замбии. Когда машина пролетала над побережьем Габона, загорелся один из двигателей. Самолет потерял управление и рухнул в море. Погибли все находившиеся на борту 30 человек, включая 18 футболистов.
Трагедия сплотила сборную Замбии. В 1994 году команда завоевала серебряные, а в 1996-м — бронзовые медали Кубка африканских наций.
Ярославский «Локомотив» направлялся в Минск на матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги с местным «Динамо». Игра, запланированная на 8 сентября, должна была стать для ярославцев первой в новом сезоне.
Самолет ЯК-42 выполнял взлет в ярославском аэропорту Туношна. Лайнер не смог набрать безопасную высоту (поднялся на 5-6 метров), врезался в антенну маяка в 435 метрах от взлетно-посадочной полосы и рухнул на землю. На борту самолета находились 45 человек, 43 погибли на месте.
В хвосте салона сидели 26-летний нападающий железнодорожников Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов. Оба были не пристегнуты, и при крушении их выбросило в реку Туношонка. Когда спортсмена обнаружили, он был в сознании и смог назвать свое имя сотрудникам полиции. Его госпитализировали в НИИ имени А.В. Вишневского с ожогами 90 процентов тела. Через пять дней он скончался.
Сизов был госпитализирован с ожогами 15 процентов тела, переломами обоих бедер, свода черепа, ребер и повреждениями грудной клетки. В день трагедии его вместе с Галимовым перевезли в Москву на самолете МЧС. В НИИ скорой помощи имени Склифосовского пострадавшего ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния. Сизов поправился и работал после этого авиатехником в ОКБ имени Яковлева в Жуковском.
«Локомотив» был вынужден провести один сезон в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), после чего вернулся в КХЛ.