За последний год массовую популярность в Рунете завоевали каналы в мессенджере Telegram. На них подписаны десятки тысяч человек, для которых эти аналоги авторских блогов стали источником интересных новостей и публикаций, а порой и политических инсайдов. «Лента.ру» выяснила, как Telegram-каналы меняют потребление контента и почему мнению их авторов доверяет все больше людей.
Telegram появился на рынке значительно позже своих основных конкурентов Viber и WhatsApp. Павел Дуров прекрасно понимал: чтобы привлечь пользователей, его детищу нужны были некие выдающиеся особенности. Решение лежало на поверхности — в 2014 году мир еще не отошел от откровений Сноудена, а сам Павел лишился остатка акций и поста гендиректора соцсети «ВКонтакте».
На этом он и построил изначальную стратегию продвижения сервиса: активно намекал на оппозиционность российским властям и распространял легенду о том, как попросил брата придумать алгоритм шифрования мессенджера после неожиданного визита спецназа.
Дуров гарантировал, что приложение полностью защитит данные пользователей, и ради этого ежемесячно перевозил команду разработчиков с места на место. Замотавшись в модную мантию Bat Norton, он стал одним из главных идеологов движения «цифровых кочевников» и клялся, что развивает сервис только на свои сбережения.
В итоге для технологически продвинутых обитателей Рунета Дуров стал своеобразным символом сетевой свободы, а его Telegram — синонимом приватности и удобства. Внутри мессенджера постепенно развивалась особая культура общения: любой инфоповод рождал десятки новых стикеров, в чатах свободно перекидывались картинками, музыкой и видео, а администрация сервиса поощряла юзеров создавать полезных ботов.
Но главной «фишкой» Telegram стали вовсе не хваленая приватность секретных чатов, стикеры с мемами или недавно запущенный сплав «Двача» и Tumblr под названием Telegra.ph. Многие приходят в мессенджер из-за минималистичных авторских блогов, которые здесь именуются «каналами».
Любопытно, что этот формат завоевал огромную популярность именно в Рунете, где такого бума мнений не наблюдалось, наверное, со времен расцвета «Живого Журнала».
За полтора года в Telegram появилось несколько тысяч каналов, где новинки из мира кино и литературы соседствуют со свежими научными исследованиями и подборками лучших товаров из онлайн-магазинов. Однако в отличие от схожих по стилю групп во «ВКонтакте» и Facebook, у большинства каналов есть одна важная особенность: их ведут авторы, которые так или иначе связаны с освещаемой ими темой.
Между ними и читателями возникает взаимосвязь, которой не могут похвастаться традиционные и онлайн-СМИ. Авторы каналов зачастую не скрывают своих личностей и считают себя специалистами в определенных областях. С другой стороны, они подчеркивают, что не навязывают подписчикам свое мнение, а все изложенная в постах информация — их личное отношение к тому или иному событию. Такой подход, сжатый формат записей и возможность быстрой обратной связи увеличивают лояльность аудитории и способствует ее приросту посредством «сарафанного радио».
Автор одного из каналов в Telegram на условиях анонимности рассказал «Ленте.ру», что при желании мог бы превратить свои посты в статьи и опубликовать их в популярных интернет-изданиях, поскольку раньше работал журналистом и сохранил связь с несколькими редакциями. Но для этого неизбежно придется привязывать материалы к инфоповодам и удалять особо провокационные пассажи, так что легче запостить то же самое в Telegram. По его словам, канал позволяет не только выражать свою личную позицию, но и публиковать те мысли, которые нельзя оформить в материале для СМИ. И главное — читателям это интересно.
Из-за постоянного живого отклика читателей и отсутствия необходимости загонять себя в рамки стандартных постов и твитов, в Telegram мигрируют многие популярные блогеры. Свои каналы уже появились у технологического директора «Яндекса» Григория Бакунова, журналиста Олега Кашина и ироничного завсегдатая Twitter Сталингулаг.
Многие авторы каналов еще и выполняют важную роль информационных фильтров, публикуя сторонние ссылки лишь на наиболее интересные лично им товары и статьи. Это неизбежно влечет за собой рост числа переходов, ведь лояльные подписчики с высокой долей вероятности кликнут на рекомендованные веб-страницы. Большинство крупных каналов уже видят в этом потенциал для развития нативной рекламы. И пусть администрация Telegram пока не планирует внедрять какие-либо инструменты для продвижения товаров и услуг, средняя цена за размещение сторонней ссылки в канале с более чем 10 тысячами подписчиков может достигать 15-20 тысяч рублей.
Однако платные посты появляются в каналах не часто, и в этом, по мнению сооснователя сервиса статистики Combot Федора Скуратова, заключается еще один важный плюс Telegram: «В соцсетях мы подписаны на огромное количество страниц, которые состязаются в рекламных бюджетах, чтобы вылезти на первое место в нашей ленте. В Facebook это началось еще пару лет назад, а недавно этот тренд подхватила и «ВКонтакте». В итоге там копится слишком много информационного мусора. Канал же — это подписка исключительно на авторские заметки. Зашел — посмотрел, если интересно — подписался».
По сути, каналы в Telegram повторяют феномен видеоблогов на YouTube, где авторы роликов тоже напрямую обращаются к подписчикам и высказывают свое мнение. Однако с ростом популярности видеохостинга и повышения конкуренции между блогерами на первый план вышли такие факторы как эпатажное поведение или необычный образ, а вдумчивая аналитика уступила место максимально провокационным заявлениям. В мессенджере Дурова пока ценится именно профессиональное и непредвзятое мнение авторов.
Именно поэтому широкую популярность в Telegram завоевали каналы с анализом российских внутриполитических процессов. Одним из первых эту нишу занял «Незыгарь», чье название до сих пор вызывает споры подписчиков. Большинство из них уверено, что канал ведет бывший главред «Дождя», автор нашумевшей книги «Вся кремлевская рать» Михаил Зыгарь.
Однако неизвестный автор канала неоднократно опровергал свою связь с известным журналистом, а в сети давно циркулирует слух о причастности к каналу ироничного микроблогера Russia Calls. Умение просто и понятно объяснить хитросплетения отношений между чиновниками и ловкое жонглирование фактами принесло каналу более девяти тысяч подписчиков, многие из них искренне верят каждому посту.
Куда менее раскрученный канал «Методичка» стал плодом творчества сразу нескольких анонимов, считающих себя специалистами во внутриполитических интригах. Большинство их постов посвящено анализу перестановок в различных ведомствах и отслеживанию реакции СМИ. Однако многие подписчики считают, что уровень аналитики «Методички» не дотягивает до конкурентов, а суждения не имеют под собой конкретных обоснований.
Но наиболее примечательным политическим каналом по праву считается «Давыдов.Индекс». В отличие от конкурентов из «Незыгаря» и «Методички», известный политолог Леонид Давыдов не скрывает, что пишет посты сам, а многолетний опыт работы в политтехнологической среде является наилучшим доказательством серьезного уровня аналитики.
Давыдов рассказывает, что его канал родился в преддверии выборов в Госдуму 18 сентября этого года, когда он хотел раньше времени опубликовать экзитполы. «Юристы подсказали мне, что посты в мессенджерах никак не регулируются законодательством, так что я создал канал и всего за пару часов набрал более шести тысяч подписчиков. Это рекорд среди русскоязычных Telegram-каналов», — поведал он «Ленте.ру».
Давыдов считает, что эта цифра могла быть даже больше, если бы люди активнее осваивали мессенджер Дурова. Но сегодня многим это просто не нужно, ведь они не понимают истинной ценности сервиса.
«А ведь это не просто крайне удобное приложение для общения. По сути Telegram — это то, чем в конце 90-х был весь российский интернет. Пока там мало пользователей, но уже формируется своя культура, и наиболее технологически продвинутые и образованные люди хотят быть частью этого. Знаете, как кроссовки New Balance — свои точно поймут», — смеется он.
При этом политолог не видит причин публиковать политические инсайды анонимно, как этот делает «Незыгарь», и считает, что открытость идет его каналу на пользу. «Мой пост ценится гораздо выше, чем запись анонимов. Люди знают, кто это написал, сопоставляют с моим общественным статусом и кругом общения. В итоге моим словам доверяют, а представленную информацию тщательно анализируют. Конечно, раз я веду канал от своего имени, то надо очерчивать некие границы. Некоторые считают это самоцензурой, я назвал бы это здравомыслием», — признается он.
Давыдов считает, что у каналов Telegram большое будущее. Сегодня пользователи и администрация сервиса лишь нащупывают варианты дальнейшего развития и монетизации, но мессенджер уже подхватил важный тренд на персонифицированную коммуникацию: «Люди счастливы, что могут выстроить доверительные отношения с авторами каналов, ведь каждый хочет быть собеседником и думать, что очередной пост предназначается в том числе и ему».
Но у каналов Telegram есть еще одна важная особенность, на которую пока не обратили внимание эксперты. Давыдов уверен, что мессенджер может служить прекрасным измерителем общественного мнения. «Под каждым постом есть счетчик просмотров, и эти цифры практически в реальном времени демонстрируют, насколько аудитории интересна та или иная тема, — объясняет он. — Это как фокус-группа в социологии. Можно проверить увлеченность людей той или иной проблемой — знаете, своеобразный градусник общественного мнения. Причем можно быть уверенным, что прочитавшие пост пользователи — самая образованная и технологически подкованная часть общества».