Россия
11:29, 1 декабря 2016

«Для ощущения свободы нужно навести порядок» Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов о связи культуры и архитектуры

Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Сергей Кузнецов
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

В Санкт-Петербурге с 1 по 3 декабря проходит пятый по счету международный культурный форум, который собрал лучших специалистов в этой сфере. В его рамках пройдут как тематические встречи профессионалов, так и мероприятия, доступные всем желающим: мастер-классы, выставки, лекции и спектакли. В беседе с «Лентой.ру» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал, что интересного ожидается на секции «Креативная среда и урбанистика», которую он курирует.

«Лента.ру» С какими ожиданиями вы отправились на форум?

Кузнецов: Основная цель форума и нашей секции — развивать систему ценностей, в которой искусство и образование являются основой жизни общества. Я полагаю, что все достижения науки и техники базируются на некоем среднем уровне культуры и образования, который присутствует в обществе. Я надеюсь, что другие люди, причастные к этому форуму, мыслят так же.

Культура определяет базисные ценности, на которых основаны приоритеты развития общества. Это главное, на что государство должно обращать внимание деятелей искусства, архитекторов, простых людей и бизнесменов, способных вкладывать в это деньги.

Стоит ли в связи с этим ожидать каких-то новых концептуальных решений?

Форум — это не то место, где можно принять какие-то решения, но здесь, собравшись большим кругом единомышленников, которые работают в том же направлении, можно обменяться опытом, мнениями, идеями.

Что связывает сегодня урбанистику и культуру?

Современный город призван создавать комфортную среду для привлечения людей. Это, надо сказать, очень новая история, потому что все, что создавалось ранее, хоть и имело торжественно-парадный характер, но человека в этом было мало. Это была история про массы, а не про личность.

Сегодня идет работа с каждым. Создаются вещи тактильные, понятные людям. Это пространство, где есть место культурным, образовательным, развлекательным вещам, чтобы люди с разным внутренним строем нашли ответы на свои личные запросы и могли бы в том числе творчески выразить себя.

Некоторые, наоборот, воспринимают борьбу с палатками и восстановление советских фасадов как возвращение к жестким безличным стандартам.

Напротив, в концепцию понятной и комфортной городской среды включается четкое разграничение функций. То есть не может спортивная площадка Лужников быть еще и вещевым рынком. Не может культурно-образовательное пространство ВДНХ с интересной архитектурой служить одновременно местом для продажи кошек, гробов и шуб. Возникает ощущение захламленности. А для создания ощущения свободы нужно навести порядок. Но наведение порядка не должно равняться скуке, авторитарности и излишней помпезности.

Среда должна говорить о том, что у нее есть конкретные правила игры. Воткнутые случайным образом ларек или вывеска — они какой сигнал подают? Что в городе люди живут, кто как может, пихаясь локтями. Вот кто-то более удачливый, имеющий знакомства, и у него будет палатка с шаурмой стоять на углу двух важных улиц. Ты менее удачливый — значит, будешь стоят в очереди…

Создание правил, стандартов и контроль за их реализацией — это важная часть создания городской культуры.

Мы говорим о культуре, но столица притягивает людей разных национальностей — соответственно, разных культурных традиций. Наша европейская культура в большинстве случаев им чужда.

Москва, как любой мегаполис, создает довольно универсальную и мультикультурную среду. И в определенных имперских амбициях ничего плохого нет. Просто это выражается не в каких-то местечковых проявлениях, что мы ставим какую-то русскую, российскую символику — двуглавых орлов и так далее, а в том, чтобы делать интернациональные, понятные всем проекты. Просто они должны быть хорошего качества, классно сделаны. Приземлившись в городе, такие проекты станут плоть от плоти московскими.

К примеру, чтобы качаться на качелях на Триумфалке, не нужно иметь специального образования и особый культурный код. Это забавный аттракцион, который посылает любому человеку сигнал, что город расположен к нему дружелюбно.

На форуме одна из секций посвящена уличному искусству. Это направление становится популярным среди горожан, у которых нет возможности или желания посещать музеи и театры.

Особенность многих культурных объектов в том, что окружающая среда является их частью. Возьмем для примера Пушкинский музей, Третьяковку, Большой театр — и здесь есть все условия для уличных перформансов и другой творческой активности.

Мы идем по пути развития именно такой среды вокруг культурных объектов, а также создания среды, которая сама по себе становится культурным объектом: это парк «Зарядье» — территория, где интересно провести время.

Опыт других городов полезен Москве?

Всегда нужно учиться. Но речь уже идет не об опыте конкретных городов, а о людях, творческих командах. Москва взаимодействует со специалистами, работавшими в разных городах. Мы не стремимся к подражанию, но создаем свое.

Хватает ли светлых голов?

Людей, способных реализовать современные городские проекты, у нас больше, чем было десять лет назад, но меньше, чем хотелось бы. Более того, взгляды, форматы, мода на какие-то вещи развиваются. Сегодня ты знаешь одно, но как только ты изолировался и начал вариться в собственном соку, ты остановился в развитии.

В этом смысле публичность московских проектов работает на тех, кто их реализует. Наши архитекторы уже задействованы в проектах других городов России и за рубежом. Опыт Москвы многим интересен. Коллег приглашают выступить с лекциями. Даже в Аргентине выступали, хоть там другие условия и климат.

Важную роль в культурной жизни города играют крупные событийные фестивали, которые связаны со строительством временных конструкций. Не портят ли они композицию городских улиц и площадей?

Временные конструкции, напротив, добавляют жизни городу. Качество этих вещей и отдельных элементов может улучшаться, но культура фестивалей должна существовать. Это и в учебниках написано.

Есть более удачные, есть менее удачные инсталляции. Есть те, которые мне лично очень не нравятся. Однако они на то и временные, что их не нужно принимать близко к сердцу.

Советуются ли с вами устроители фестивалей?

Есть взаимодействие, хотя в вопросах создания временных конструкций Москомархитектура мало участвует. Я не вижу в этом никакой проблемы. Дизайн этих вещей не является чем-то определяющим для самих фестивалей.

Вот, к примеру, Гонконг. Там все улицы загромождены. Вы с ума бы сошли, увидев на улицах Москвы такое. Но это часть городской культуры — они так к этому относятся. Мне даже сложно привести примеры городов с безупречным вкусом.

Набрать художников первого ряда для того, чтобы они этим занимались? Боюсь, и тогда было бы не меньше вопросов.

Существует ли общая концепция развития культурной среды на территориях рядом с МЦК? Многие считают, что именно здесь, на месте бывших промзон, через десять лет сформируется новый «открыточный» облик столицы.

Я соглашусь с этим мнением, но пока рано говорить об этой среде. Развитие территорий возле МЦК только начинается. Есть вещи уже более понятные, как, например, «ЗИЛ» — качественный проект, один из лучших в Москве. Мы его будем представлять на культурном форуме.

Там будет филиал Эрмитажа, прогулочные зоны, вся инфраструктура и новый, судя по всему, элитный микрорайон. Не получим ли мы вместо открытого культурного пространства «город в городе» для своих?

В городе не должно быть таких мест вообще. Чем меньше неких зон со специальным допуском, тем лучше. Новый «ЗИЛ» свяжут с другими районами города культурные объекты, созданные как в зданиях, так и в окружающей среде, — это основной драйвер для перемещения людей.

Такая сложная вещь как маятниковая миграция — на нее сложно повлиять в короткие сроки. Но на такие понятия, как восприятие людьми территории, на комфорт определенного места можно повлиять довольно быстро. С помощью культурной среды это сделать легче и эффективнее, чем передислоцировать тысячи рабочих мест.

Будут ли на форуме представлены новые проекты и подходы, о которых мы еще не знаем?

Городская архитектура больше связана со стандартами, чем другие направления культуры, имеющие ярко выраженные индивидуальные авторские черты. Не надо путать производство вещей — бутылок, смартфонов, машин — с архитектурой. Никаких общих идей «а давайте теперь все делать с колоннами» быть не может. Но обмен идеями между деятелями культуры и архитекторами, поиск площадок для новых культурных объектов идет постоянно. Придет время — и вы о них узнаете.

Архитектурный след характерен тем, что это след конкретной суммы мыслей, энергии, взглядов, желаний конкретных людей. Только этим он и интересен. Поэтому попытка сделать что-то стандартизированное, усредненное — противна идее архитектуры вообще. Вот площадь Маяковского и сам памятник интересны потому, что это очень авторское явление. Все обезличенное будет забыто, хотя в теории это крутой и классный стандарт.

О нестандартных подходах. Чудо-парк «Зарядье» возле Кремля — это четыре природные зоны, стеклянный купол, другие фишки, нечто уникальное даже в мировых масштабах. Но у вас лично не возникло сомнений в том, что все это здесь уместно?

«Зарядье» — это хороший, качественный проект. Проведен конкурс, отобраны лучшие идеи. Базово заложены вещи абсолютно верные и актуальные для города. Это пример проекта, который делает Москву мировой столицей. И он таким был задуман — как примета времени, когда столица России считалась городом, влияющим на умы людей не только в пределах страны, но и всего мира. Проект очень интернациональный. Его дизайн абсолютно уникальный и не является попыткой что-то повторить.

Это современный взгляд на архитектуру сложного, многофункционального общественного пространства с большим количеством культурных и образовательных функций. Другого варианта здесь быть не могло, иначе весь проект был бы смешон, нелеп и никому не нужен. Большая работа близится к завершению, и, честно говоря, я счастлив, что это так.

< Назад в рубрику