В апреле 2015 года был ограблен загородный дом, принадлежащий брату 77-летнего Артура Чилингарова — одного из самых известных российских полярников и бывшего депутата Госдумы РФ. При этом неизвестные похитили находившиеся там вещи самого Чилингарова — в том числе две шкуры белых медведей, дорогие шубы и драгоценности. В ноябре того же года по обвинению в этой краже были задержаны четверо обвиняемых, однако по сути единственной уликой, указывающей на их причастность к громкому преступлению, стало удостоверение Чилингарова, найденное в кармане одного из них. В подробностях вызывающего немало вопросов уголовного дела разбиралась «Лента.ру».
Загородный дом брата Артура Чилингарова (его фамилия — Белостоцкий) расположен в элитном коттеджном поселке «Усадьба» (деревня Семенково, Одинцовский район Московской области). Понятно, что объект хорошо охраняется и совершенно недоступен для простых смертных. Тем не менее в период с 21 по 23 апреля 2015 года (точнее следствие не установило) туда сумели пробраться неизвестные злоумышленники. Они совершили несколько краж в частных домах, а потом проникли в загородное жилище знаменитого полярника.
Для этого не потребовалось особых усилий: при помощи отверток и ломиков они отжали пластиковое окно, и путь был открыт. Кража произошла в 2-3-дневный период, когда хозяин и его родственники отсутствовали в доме. Судя по данным источника в правоохранительных органах, сигнализации в доме не было — как и камер видеонаблюдения.
Это удивляет — дорогих вещей в доме было много. Преступники среди прочего украли пять шуб (в том числе из рыси и норки), две шкуры белого медведя за 1,5 миллиона и 2,5 миллиона рублей, многочисленные украшения, элитные ручки и аксессуары, а также дорогой алкоголь (в том числе бутылку коньяка «Луи XII» за 200 тысяч рублей). Общая сумма ущерба — около пяти миллионов рублей. СМИ сообщали еще о пропаже раритетных ружей, но эта информация не подтвердилась. Самое странное в этой истории то, что злоумышленники зачем-то захватили и старые удостоверения Чилингарова, одно из которых позже и послужит основной уликой по делу.
«В суде Белостоцкий, проходящий по делу потерпевшим, заявил, что никакого ущерба в процессе кражи ему нанесено не было, а пострадал только брат, чьи вещи пропали. К слову, непонятно, почему в таком случае следствие не сделало потерпевшим самого Чилингарова», — говорит адвокат Руслан Хайбулов.
Учитывая высокий статус Чилингарова, неудивительно, что, узнав о краже из заявления супруги полярника, правоохранительные органы Одинцовского района, что называется, «встали на уши». Правда, задержать бандитов по горячим следам не удалось: удача улыбнулась полицейским лишь в ноябре прошлого года. Тогда в Химках были задержаны водитель и пассажиры автомобиля Audi: 32-летний житель Красногорского района Сергей Дорошин, 32-летний житель Одинцова Кирилл Власов, 31-летней житель Одинцова Павел Сергеев и 38-летний москвич Виталий Пономарев.
Формально все они были трудоустроены — кто-то водителем, кто-то разнорабочим. Но у всех имелись судимости, правоохранители давно к ним присматривались. Специализировались они на кражах со взломом, а нераскрытым оставалось именно такое преступление в коттедже брата Чилингарова...
«Тут и началось самое интересное: по сути, единственным доказательством того, что компания причастна к громкой краже, стало удостоверение Чилингарова, которое, на радость оперативников, в момент задержания оказалось в кармане у Власова. Такая находка не может не вызывать вопросы: неужели бывалый вор на протяжении полугода с момента преступления таскал при себе серьезнейшую улику? Потом нашли еще дорогие часы у Пономарева. И все. А обвинение в нападении на дом брата Чилингарова почему-то предъявили всем четверым», — говорит Хайбулов (он представляет интересы Сергея Дорошина).
Кроме того, в момент задержания оперативники обнаружили в кармане у Сергеева наркотики. Позже задержанный заявил, что их ему подкинули, и не раз повторял это на суде.
Неопровержимо свидетельствовать о вине компании могли бы записи с камер наблюдения в коттеджном поселке «Усадьба», но в доме самого брата Артура Чилингарова камер не было, а видео с других устройств следствие почему-то не запросило. Не стали обвинять четверку и в тех нескольких кражах, что произошли в то же время и в том же поселке, хотя это вроде бы напрашивалось само собой...
«Конечно, никто не говорит, что обвиняемые безгрешны: сегодня им предъявлены обвинения по 11 эпизодам краж со взломом в Одинцовском районе, и в половине из них они признались. Но история с их проникновением в дом брата Чилингарова вызывает много вопросов. Обычный ущерб от их краж — несколько десятков тысяч рублей, это воры, что называется, невысокого полета. А ограбление дома родственника знаменитого полярника — серьезное преступление, такие делаются по чьему-то заказу. Сами посудите: если не знать мест, где продать шкуру краснокнижного белого медведя? А искусные украшения, которые не купишь в обычном ювелирном? Недалекие преступники просто не смогли бы избавиться от украденного! Не на рынке же такие ценности продавать», — объясняет Хайбулов.
Из всей добычи на пять миллионов рублей у Дорошина, Власова, Сергеева и Пономарева нашлись лишь удостоверение и часы. Куда делось остальное имущество Артура Чилингарова, если оно действительно попало в руки к ворам, непонятно. По словам Хайбулова, поначалу оперативники пытались обвинить четверку не в 11, а в 30 эпизодах краж в Одинцовском районе Подмосковья, выставив их эдакими «стахановцами» преступного мира. Это все же не удалось.
«Некоторые из тех 11 эпизодов, которые пытаются вменить в вину подсудимым, тоже вызывают вопросы. Скажем, один из потерпевших заявил, что из его дома похитили имущество на 70 тысяч рублей. А потом изменил свои показания и довел ущерб до нескольких миллионов! Якобы у него пропал наградной кортик и... шкура белого медведя. Когда шкура есть у человека уровня Чилингарова — это можно понять. Но когда о ее пропаже говорит простой работяга, не объясняя, откуда она у него взялась, — это как минимум странно», — рассказывает Хайбулов.
23 ноября в Одинцовском городском суде состоялось очередное заседание по делу Дорошина, Власова, Сергеева и Пономарева. На нем, в частности, выступила жена последнего, Оксана, дав весьма любопытные показания.
«19-20 апреля 2015 года мы с мужем поехали к моей подруге в деревню в Липецкой области, чтобы помочь ей — ее отец болен раком (напомним, по данным следствия, дом брата Чилингарова был ограблен 21-23 апреля — прим. «Ленты.ру»). Мы пробыли там до конца майских праздников», — сообщила она.
У Пономарева при обыске были найдены часы «Нестеров» — похожие пропали у Чилингарова. Оксана подробно описала их, сказала, что они не работают и принадлежат отцу ее супруга. Таким образом очередной козырь обвинения оказался сомнительным. Сам Артур Чилингаров не планирует явиться на процесс: по словам его представителей, он на длительное время уехал за рубеж. Кроме того, поскольку потерпевшим проходит его брат, формально он вообще не имеет к делу отношения.
«В благополучной Германии раскрывается 33-34 процента преступлений, иногда 20 процентов. А у нас есть районы, где 100-процентная раскрываемость. Понятно ведь, что это технически невозможно — нельзя раскрыть все преступления. В этом плане, по-моему, история подзащитного и тех, кто находится с ним на скамье подсудимых, весьма показательна. Очевидно, сверху дали команду — в срочном порядке раскрыть кражу из дома брата Чилингарова. Дорошин, Власов, Сергеев и Пономарев с их дурной репутацией — весьма подходящие для этого кандидатуры, их и задержали. А заодно им попытались приписать чуть ли не все "висяки" по кражам в Одинцовском районе — так, для отчетности», — говорит Хайбулов.
Чем закончится громкий судебный процесс, покажет время. Обвинение старается всячески подчеркнуть, что подсудимые действительно причастны к краже в доме брата Артура Чилингарова (один из аргументов — вскоре после задержания все, кроме Сергеева, написали явки с повинной). Однако, разбираясь в тонкостях процесса, трудно отделаться от ощущения, что стражи порядка всячески стараются переложить на далеко не безгрешных людей чужие грехи для улучшения собственной отчетности.