Корреспондент «Ленты.ру» попытался изменить свое скептическое отношение к «заряженным» внедорожникам. Новому Jeep Grand Cherokee SRT удалось сменить его гнев на милость и даже отчасти любовь к гигантским полноприводным машинам с характером спорткаров.
Никогда не понимал, зачем в большие внедорожники запихивать двигатель от спорткара. Надо отделять мух от, так скажем, котлет. Хочешь гонять — купи себе GTR и гоняй. Если денег много, то однозначно 911 в любом его исполнении, желательно цвета яичного желтка с откидным верхом, чтобы кризис вашего возраста был виден всем. Шутка. Ведь теорию о том, что быстрые тачки покупают те, у кого кризис среднего возраста или недостаток самооценки, придумали разведенные феминистки и пассажиры трамваев. А их мнение нам решительно неважно.
Вопрос, на самом деле, гамлетовский почти: кто и зачем покупает «заряженные» внедорожники — все эти AMG, SVR, M и иже с ними, все эти маршрутки весом и ценой с чугунный мост и с аэродинамикой кирпича. Зачем нужен внедорожник — плюс-минус понятно, хотя на родине этих машин их почти не встретишь. Проехав Германию насквозь, я, например, не встретил ни одного G63 AMG, а единственный увиденный мной Porsche Cayenne Turbo вылетел передо мной на встречку в какой-то сельской глубинке и был, что удивительно, с номерами одной из республик Северного Кавказа. В Швейцарии, где самое большое скопление стильных тачек на километр дороги, мне сказали, что если у тебя Range Rover, скорее всего ты живешь на ферме в горах или таскаешь на прицепе катер до озера Комо. В противном случае у тебя вряд ли будет Range Rover. И у тебя точно не будет BMW X5M.
Чтобы понять, что такое «заряженный» внедорожник, я оказался за рулем Jeep Grand Cherokee SRT. Вообще, только больные на голову люди могли сотворить эти исчадия ада с приставкой SRT — вспомнить хотя бы пикап Dodge Ram SRT10, снятый, по счастью, с производства. Создателям показалось, видимо, что двигатель HEMI 5.7 слишком мал для этой машины, и они воткнули под капот 8.2 литровый V10 от Dodge Viper, снабдив его механической коробкой передач. В итоге мощность в сочетании с массой и задним приводом делала передвижение весьма затруднительным даже на сухом асфальте. Однако ходили байки, что некоторые особо одаренные владельцы умудрялись ездить на нем по Москве зимой. Положив в кузов бетонную плиту.
Но в исполнении Grand Cherokee три магических буквы SRT дали неожиданный результат. Он — как твой лучший друг, с которым вы знакомы с первого класса. У него всегда были явные проблемы с самоконтролем, и в глазах вашей мамы он являл собой пример плохой компании, с которой не стоит связываться. Теперь у него татуировки на груди, и он явно переусердствовал в спортзале. Он носит дорогие костюмы и старается вести себя прилично, но если, не дай бог, вы дошли с ним до бара, то с высокой вероятностью это закончится массовой дракой, сломанной мебелью и разбитыми об голову бутылками.
Скорее всего, в прошлой жизни он был стереотипным ирландцем, пил до потери пульса, дрался до тех пор, пока лицо не напоминало кровавое месиво, и изредка ходил в церковь. Воплощение грубой силы. И вот он ждет тебя у подъезда. Вроде трезвый, но явно в ожидании приключений на свою голову. Всем нам иногда нужны приключения.
Дверь закрывается с глухим металлическим лязгом, как на маслкарах семидесятых. Никаких присосок и доводчиков, только старый добрый олдскул. Кнопки на дверях при закрытии центрального замка издают звук, какой издает металлическая щеколда на двери амбара, — они действительно металлические, и не только с виду. От «гражданской» версии Grand Cherokee салон отличается только вышитыми на спинках сидений логотипами SRT и спортивным рулем — излишне толстым, на мой взгляд.
Салон я бы назвал спартанским. Да, он обшит кожей и алькантарой, пластик и карбоновые вставки — приятные на ощупь и не отдают дешевизной. Но тут нет вообще никаких излишеств вроде холодильников, массажных сидений, беспроводных зарядок для смартфона и проекции на стекло. Огромные квадратные сиденья с восемью стандартными регулировками, вентиляцией и подогревом. Пара розеток USB. Экран мультимедиа непривычной квадратной формы, но с хорошей графикой, посредственная камера заднего вида. Пожалуй, на этом все.
Обычно у заряженных машин есть режим, отключающий безумие примерно наполовину, приглушающий рев спортивного выхлопа и душащий двигатель. Efficiency, Comfort, Eco — у всех он называется по-разному. Тут его нет. Точнее, есть кнопка Eco, но я первые пару дней думал, что она относится к климат-контролю, потому что никакого влияния на ходовые характеристики не наблюдалось. На деле же она просто активирует отключение половины цилиндров при езде накатом и в пробке, что, впрочем, никак не меняет расход бензина: SRT одинаково прожорливый, громкий и злой в любом режиме.
Нажимаешь красную кнопку Start, и вместо привычной пиктограммы ON рядом с ней загорается RUN: беги, пока не поздно. Всем телом ощущаешь исходящую от него чистую злость, как при виде питбуля, готового сорваться с поводка. Злость зарождается под капотом, нарастает с нажатием газа и хриплым ревом вырывается из патрубков выхлопной системы, заставляя пищать сигнализации на соседней парковке.
Огромный атмосферник объемом 6,4 литра реагирует на ваши желания мгновенно, что удивительно в наше время, когда даже мощные машины при старте с места часто тупят — возможно, в угоду безопасности, возможно, ради сохранения озонового слоя. Перед прыжком со светофора он не думает совсем — выкручивает обороты до отсечки, с громкими отстрелами выхлопа. Еще немного — и я поверю, что педаль газа тут не электронная, а с тросиком, идущим к дроссельной заслонке, как в прошлом веке.
Я долго думал, на что он похож по ощущениям. И я бы сравнил его с Сhevrolet Corvette. Они оба — почти вымерший вид машин, которые требуют к себе подхода, в противном случае могут убить. Оба они дарят ощущение восторга и заставляют улыбаться. Я бы не назвал Jeep SRT средством передвижения, это дорогая и веселая игрушка. Он шумный и жесткий, эргономику салона не назовешь идеальной. Подогрев и вентиляция сидений — в нем это единственные вещи, делающие ваше передвижение комфортным.
Но зато можно вывести на приборную панель перегрузки, вами испытываемые, время проезда круга или квотера, мощность двигателя в реальном времени, запас мощности, температуру двух видов масла и тормозной жидкости — вещи безусловно занимательные. Езда на нем напоминает компьютерный симулятор, но при этом машина делится с тобой частичкой своего безумия, заставляет срываться с катушек и частенько забывать о том, что пейзаж за окнами не нарисован.
Что дает тебе «заряженный» внедорожник? Ощущение, которое можно назвать вседозволенностью. Единственная твоя преграда — ограничитель скорости, глубина колеи и габариты багажа. И инстинкт самосохранения, если он остался. В России такую машину можно спокойно иметь в качестве повседневной, учитывая то, что любой другой спорткар вы не сможете использовать примерно пять месяцев в году хотя бы ради его сохранности. Вам гарантированно будет весело каждый день, несмотря на погоду. Он задорно едет боком по свежевыпавшему снегу, не боится сугробов и грязи.
Но, пожалуй, главное его преимущество — цена. Если нужна просто большая машина, за те же деньги можно, конечно, купить дизельный Porsche Cayenne или Range Rover Sport. Но от них странно ждать сверхспособностей. Это будет компромисс, на который можно пойти в угоду комфорту и экономии. Но отказываться от приключений и идти на компромисс с собственными ощущениями сложнее. Можно, но при одном условии: если в твоей жизни уже есть хотя бы один больной на голову друг.