Интернет и СМИ
00:06, 3 декабря 2016

Закрой канал, я ухожу Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube

Антон Болотов
Фото: Mike Windle / Getty Images for dick clark productions

В середине ноября самый популярный YouTube-блогер Феликс Чельберг, известный под псевдонимом PewDiePie, шокировал 49 миллионов поклонников сообщением, что больше не будет снимать ежедневные ролики из-за стресса. К нему присоединился коллега по цеху Кейси Нейстат, также объявивший о завершении карьеры. «Лента.ру» выяснила, почему популярные блогеры, зарабатывающие на своей славе миллионы долларов, покидают YouTube.

Чуть-чуть не считается

Любопытно, что, несмотря на громкие заверения, ни Чельберг, ни Нейстат не закрыли свои каналы и время от времени публикуют новые ролики. Однако блогеров нельзя обвинить в желании набрать побольше просмотров, ведь они действительно перестали выкладывать по видео в день.

Нейстат продал свой стартап Beme (приложение, позволяющее пользователям делиться роликами и обсуждать последние новости — прим. «Ленты.ру») CNN за 25 миллионов долларов и занялся проектом по привлечению интернет-аудитории к телеканалу. PewDiePie, судя по всему, разочаровался в своих последних видео и решил вернуться к тому, с чего начинал: играть в видеоигры и снимать это на камеру. «Я работаю над шоу, делаю ежедневные влоги, придумываю безумные шутки — просто все это очень сложно, я не справляюсь с этим», — признается он.

И хотя многие уверены, что блогеры хотели лишний раз напомнить о себе, причина их ухода, скорее всего, кроется в банальной усталости и нежелании идти на поводу у зрителя.

Жесткая правда

Казалось бы, работа блогера на YouTube — это непрекращающееся веселье, постоянные коллаборации с известными брендами, общение с творческими личностями, всеобщая любовь и популярность. На деле это жестокая и беспощадная среда, где даже финансово успешные интернет-звезды вынуждены работать не покладая рук, ежедневно выкладывая ролик за роликом.

«YouTube — это как беговая дорожка. Даже после того, как добиваешься успеха, приходится выпускать все новые видео. Никого не волнует, хочешь ты это делать или нет. И далеко не всегда наши творческие пожелания совпадают с запросами аудитории», — рассказывает в одном из своих видео популярный научный блогер Дерек Мюллер.

Конечно, с приходом популярности и увеличением доходов у блогеров неизбежно появляются помощники: операторы, монтажеры и даже соведущие. Но еще ни одному популярному ютуберу не удалось найти себе достойную замену в кадре хотя бы на короткое время.

Несмотря на увеличение финансирования и повышение качества роликов, аудитория никогда не будет смотреть и слушать дублера или двойника любимого блогера. Так сложилось, что зрители YouTube привязываются не к образу или какому-то определенному каналу, а к личности автора и традиционному формату видео. В итоге блогер оказывается в ловушке своей популярности: он не может ничего поменять, отдохнуть или заменить себя на квалифицированного ведущего, ему приходится каждый день снимать ролики на потеху публике, иначе просмотры резко упадут, а вместе с этим снизится и доход. Единственное, что можно сделать в такой ситуации, — прекратить снимать видео и кардинально сменить вид деятельности.

Жертвы культа личности

Одним из первых так поступил американский комик Рэй Уильям Джонсон, в 2014 году открыто признавшийся, что ему надоело постоянно делать однотипные ролики.

«У меня десять миллионов подписчиков, а у моего музыкального проекта на iTunes набралось более миллиона слушателей без помощи всяких лейблов и продюсеров, и я совсем не хвастаюсь. Можете считать меня избалованной сучкой, но я выжал из YouTube все, что мог. А я хочу расти, хочу развиваться, хочу двигаться дальше и творить, иначе жизнь для меня потеряет смысл» — заявил он.

Джонсон честно пытался поддерживать свое YouTube-шоу на плаву, приглашая новых ведущих и периодически сам снимаясь в роликах. Но аудитория была беспощадна: она требовала «больше Рэя» и отказывалась смотреть видео с участием других блогеров. Именно это и побудило интернет-звезду отказаться от дальнейшей работы на YouTube.

Сегодня на канале периодически появляются новые видео с Джонсоном и его друзьями, но им далеко до той популярности, что была у шоу еще пару лет назад.

Наши на YouTube

Важную роль на YouTube играет и формат роликов. Так, популярный российский блогер Евгений BadComedian Баженов, устав от бесконечных кинообзоров, запустил проект BadTrip, совершив своеобразное паломничество по местам из культовых американских фильмов и сериалов.

Несмотря на качество контента, аудитория Баженова негативно отреагировала на новые видео и потребовала от автора вернуться к привычному формату. Большинство выпусков BadTrip не перешагнули отметку в миллион просмотров, в то время как стандартные обзоры систематически смотрят более двух миллионов зрителей.

Резкий спад интереса аудитории и гневные комментарии вроде «Давай уже норм обзор пили, задолбал!» в итоге вынудили Баженова вернуться к кинокритике, отодвинув BadTrip на второй план.

Но иногда звезды сети отказываются идти на поводу у зрителей. Так поступил культовый обзорщик компьютерных игр Илья Мэддисон, которого многие пользователи до сих пор величают королем Рунета. Как сообщалось в одном из новостных сюжетов Первого канала, Мэддисон «исчез с просторов интернета два года назад» из-за постоянных оскорблений. «Оскорбляют родственников, меня лично, мое творчество. Вечное недовольство, нытье и угрозы. Некоторые люди пишут мне "мы приедем и разберемся с тобой"», — жаловался он в эфире.

Правда, потом Мэддисон признался, что он просто хотел потроллить журналистов и зрителей Первого канала. На самом деле он не исчезал с «просторов интернета», а перестал выкладывать ролики на YouTube и перебрался на стриминговый сервис Twitch. «Мэддисон крайне необычный человек. Мне кажется, сейчас он достиг своего дзена и больше никогда не вернется на YouTube», — заявил на одной из лекций создатель студии вирусного видео My Duck's Vision и канала «Спасибо, Ева» Юрий Дегтярев.

Как не раз объяснял Мэддисон, ему действительно надоело вечное недовольство и нытье аудитории видеохостинга, которая требовала от него новых роликов. «Людям нужно, чтобы я играл в какие-то непонятные игры или вообще эфиры вел, рассказывая, как я отношусь к какому-нибудь Убермаргиналу или к другим блогерам. Мне этим заниматься не очень интересно, поэтому я, наверное, и с Twitch уйду», — говорил он в одном из своих стримов.

Выйти из игры

Примечательно, что сегодня YouTube лишь набирает обороты, постоянно внедряя новые функции и сервисы для пользователей. Детище Google постепенно превращается в лучшую в мире стартовую площадку для размещения авторского контента и формирования собственного бренда. При наличии многомиллионной армии фанатов у блогеров всегда есть возможность не только заработать на своих роликах, но и создать сайд-проекты или перейти в более прибыльную сферу. Проблема лишь в том, что далеко не у всех хватает духу вовремя сказать своим зрителям «нет».

< Назад в рубрику