Получение образования — очень популярная причина для переезда в другую страну. 23-летняя Анастасия Белокопытова четвертый год живет в австрийском городе Линце. О том, как из Рязани она перебралась в Австрию, Анастасия рассказала «Ленте.ру» в рамках цикла публикаций о россиянах, поселившихся за рубежом.
Я родилась в Рязани, там же закончила школу. С первого класса изучала немецкий язык, а в десятом классе мне предложили поучаствовать в школьной программе обмена. Сначала к нам приехали ребята из Австрии: мы учили друг друга языку, гуляли, ездили в Москву... А потом мы поехали к ним в гости на неделю или две.
Уже тогда мама стала убеждать меня обратить внимание на заграничное образование. Она искала для меня разную информацию об университетах и говорила, насколько интереснее будет моя студенческая жизнь за границей: новые знакомства, путешествия, открытия. Я знаю, что многие родители против переезда, боятся за своего ребенка или просто не хотят отпускать от себя. Мои же родители были руками и ногами за. Мы с мамой, можно сказать, поменялись ролями: она предлагала уехать, а я весьма скептически к этому относилась. Но мне не хотелось забывать немецкий — наоборот, было желание его развивать и практиковать. Так я и пришла к решению учиться за рубежом.
Выбор сразу пал на Австрию. Во-первых, мне там понравилось. Во-вторых, большой выбор университетов и программ. В-третьих, чисто экономически это дешевле. Например, я плачу за образование 745 евро в семестр, а в немецкоязычном институте Швейцарии обучение стоит около 10 000 евро в год. Разница огромная!
В 2010 году я закончила школу, сдала ЕГЭ, в том числе и по немецкому. Набрала минимальные 39 баллов из 100, чего хватало для поступления в вуз. Но ЕГЭ был не самым важным для меня экзаменом. Параллельно я готовилась к поступлению в университет Инсбрука— Мanagement Center Innsbruck (MCI). Там была интересная программа по туризму и гостиничному делу, которые я хотела изучать. Но экзамены я благополучно провалила и, соответственно, пролетела с поступлением. Вернулась в Москву и очень быстро поступила в Российский университет дружбы народов — можно сказать, от безысходности. На тот момент там были самые сильные программы в туристическом сегменте, а учиться где-то надо было. И я стала студенткой московского вуза.
Через год я снова поехала в Инсбрук, чтобы попробовать поступить в MCI еще раз. И еще раз пролетела. Пришлось вернуться и отучиться еще год. Уже из Москвы я подавала документы в четыре разных вуза в Австрии и получала отказы. А через полгода мне пришел положительный ответ из университета имени Иоганна Кеплера в Линце. И я поняла, что надо ехать.
Самым сложным было собрать документы. У одних справок истекает срок действия, для других нет шаблонов, какие-то потерялись на почте... Даже сдавать экзамены было не так трудно, как подготовить правильный комплект документов. Когда я собрала все бумаги, просто взяла и уехала. Конечно, эмоционально тяжело было бросать университет. Многие говорили: «Тебе 19, ты уже два года проучилась в университете. Ты потратила много сил и денег. Ты бросаешь все, остаешься с неполным высшим и уезжаешь в никуда».
Конечно, возникал вопрос, не совершаю ли я ошибку: ведь можно было доучиться здесь, в Москве, а потом уже ехать. Но три года — это долго. Поддерживать язык на уровне тяжело, да и запал может пропасть, и возможность больше может не представиться. Мысль о том, что придется начинать учиться заново, удручала, но я решила получать полное образование в Австрии, начиная с бакалавриата.
Моя специальность дословно переводится как «Экономика и экономические знания», но по факту можно изучать что угодно. Здесь всего четыре направления: техническое, медицинское, экономическое и юридическое. А в какую область углубляться — решать тебе. Изучая экономику, можно взять курсы по философии — никаких ограничений нет. За семестр нужно пройти определенный минимум. Есть и обязательные предметы, но в целом ты сам составляешь свое расписание.
В европейском вузе постепенно понимаешь, что все зависит только от тебя, никто за тобой бегать не будет: ни преподаватель, ни учебная часть. Хочешь — учись, не хочешь — никто тебя не заставляет. Такой подход дает мотивацию к учебе: доказать самому себе, что знаешь и умеешь; использовать возможность узнать больше.
По времени я должна была закончить бакалавриат в прошлом году, но я еще учусь. Первые полгода я сдавала экзамены, подтверждающие школьный уровень знаний, потом началась сама учеба. Учиться на иностранном языке труднее, чем я думала. В первый семестр я взяла минимальное количество предметов — было страшно, что не все пойму, особенно экономические термины. Сейчас, безусловно, не так трудно, учеба стала удовольствием. Учиться в Москве мне было скучно — не знаю, из-за университета или специальности. Но я никогда не прилагала столько усилий к учебе. Получить хорошую оценку «как-нибудь» не выйдет — здесь все очень требовательны, ведь ты сам выбрал предмет, остальные трудности никого не волнуют.
Линц — идеальный для учебы город. Он небольшой, меньше моей родной Рязани в два раза. Тем не менее это третий по величине город в Австрии. Когда я только приехала, я просто наслаждалась тишиной и спокойствием. В Москве все куда-то бегут, а здесь кажется, что все отдыхают. Через полгода я изучила весь город, и туристический запал пропал. Я смогла сосредоточиться на занятиях в университете. Такая жизнь может показаться скучной, но когда не хватает драйва и эмоций, я просто еду в Вену, путь занимает всего полтора часа.
Несмотря на то что город маленький, почти все мои друзья — русскоговорящие. Еще в первую неделю проживания в Австрии я познакомилась с нашей девочкой: услышала родную речь на улице и была в полном шоке, потому что совсем не ожидала такого! Я подбежала к ней и просто попросила рассказать мне о городе. Она мне не отказала, и вот прошло уже четыре года, а мы до сих пор дружим. За этим знакомством последовали и другие. Здесь я поняла, насколько тесен мир. В Линц приезжает много русскоговорящих студентов, а прошлом году даже приехала девочка из моего родного города.
Если бы я знала, что так быстро смогу найти здесь друзей, тем более русскоязычных, я бы не испытывала 80 процентов тех страхов, которые были, когда я переезжала. Я осознавала, что здесь полностью отвечаю за свою жизнь, и если я облажаюсь — это будет только моя вина. Отсутствие хоть какой-то поддержки пугало еще больше. Я искренне рада за тех, кто едет в другую страну, зная, что его там встретят, все покажут и помогут, это дает совершенно иное видение новой жизни.
Расстояние учит отличать настоящую дружбу от простого приятельства. Знакомых в России у меня осталось процентов пять. С кем-то, оказывается, была дружба чисто по географическому признаку. У кого-то поменялись интересы, с кем-то обоюдно было исчерпано удовольствие от общения. Разделяющие километры — действительно один из самых точных индикаторов любви, верности и дружбы. С одной стороны, обостряются чувства: ты скучаешь сильнее, чувствуешь себя более одиноким. С другой стороны, люди быстрее выпадают из зоны внимания, заменяются новыми знакомствами.
Работу найти здесь трудно, особенно студентам без высшего образования. Я живу тут уже четыре года, а устроилась на работу только полтора года назад: работаю хостес в ресторане в центре города. Мой работодатель знает, что я студентка и иностранка, но для работы с людьми это не самое важное. Главное — уровень языка и общительность. Люди здесь простые, с ними легко найти общий язык.
Пока я учусь, могу работать только 10 часов в неделю. Но у меня достаточно высокая зарплата: в месяц получаю 450-500 евро. Большая часть денег уходит на коммунальные платежи и университет. 230 евро в месяц я плачу за общежитие, 50 — за страховку, где-то 15 — за телефон, остальную сумму откладываю, чтобы оплатить семестр.
Мне повезло, что раньше мне помогали родители. Сначала я была полностью на их попечении, сейчас они помогают мне только с досугом или желаниями. Я никогда не считала, какую точно сумму трачу в месяц. Конечно, из двух шоколадок за полтора евро или за евро, я не буду целенаправленно выбирать ту, что дешевле, но и сумку от Gucci я себе позволить не могу. Я предоставлена сама себе, но есть разумные рамки, которые я соблюдаю.
Я часто приезжаю в Россию, примерно раз в три месяца. Сейчас выбраться тяжелее из-за работы, но каждые праздники еду домой. Не знаю, хочу ли вернуться. Раньше меня разрывало: там родители, тут образование. А потом решила просто довериться судьбе. Что-то спрогнозировать наверняка и сказать однозначно «хочу остаться» или «хочу вернуться» я не могу. Если я решу, что хочу остаться, а потом будет хорошее предложение работы в России, я, возможно, соглашусь.
Не могу сказать, что принадлежу Австрии. Мне нравится культура и люди. В университете у меня столько удивительных знакомых! Одна девочка жила в Сан-Франциско в соседнем доме с Робином Уильямсом. Другая обслуживала в кафе Тейлор Свифт. Один парень делал проект с ведущими учеными в Москве. Жизнь сама говорит: «Смотри и делай». Может быть, я уеду в магистратуру в Вену или Мюнхен. А может быть, выучу еще один язык и уеду в Италию. Переезд уже не так страшен, ведь есть опыт.
Я люблю Россию. Меня все спрашивают, откажусь ли я от российского гражданства, если проживу в Австрии достаточное количество лет или выйду замуж за местного. Но я решила, что лучше буду делать визу в Австрию, чем в родную страну. Никогда не откажусь от русского гражданства, оно дает мне ощущение Родины. Я хотела бы навсегда остаться русской, пусть и только по паспорту. Тогда я точно буду знать, что моя страна меня примет без каких-либо дополнительных документов. Мне нравилось жить в России. Я уехала не потому, что там плохо, — просто посчитала, что здесь смогу раскрыться больше.