Киевский суд оставил в силе решение антимонопольного комитета Украины, оштрафовавшего «Газпром» в общей сложности на 7 миллиардов долларов. Цифра выглядит грозно, но по факту — это лишь еще один выпад в бесконечной войне между «Газпромом» и «Нафтогазом». Обе стороны взаимными исками пытаются выиграть время, которое сейчас работает скорее на российского монополиста.
В судах разных юрисдикций сегодня находится сразу несколько исков «Нафтогаза» к «Газпрому» и российским властям, а также «Газпрома» к «Нафтогазу». В этих процессах немудрено запутаться. Дело, которому киевский суд дал ход, — третье по счету и по объемам потенциальных взысканий.
Еще в конце прошлого года российская и украинская корпорации почти синхронно заявили друг на друга в Стокгольмский арбитраж. Сумма претензий Киева к российской компании в данном суде — 25,7 миллиарда долларов. Украинская сторона считает, что переплачивала за газ в течение нескольких лет и недополучала средства за транспортировку топлива в Европу.
«Газпром», в свою очередь, пытается взыскать с «Нафтогаза» 32,3 миллиарда долларов за нарушение механизма «бери или плати», согласно которому Украина обязана была приобрести определенные объемы горючего, но не сделала этого.
Это еще не все. «Нафтогаз» намерен вернуть потерянные после присоединения Крыма к России активы на полуострове. Сумма претензий равна 1,2 миллиарда долларов, но перспективы этого дела еще более туманны, чем вышеперечисленных. Официально с этим никто никуда не обращался.
Перечисление взаимных претензий России и Украины, возникших с 2014 года, займет немало времени, а общая их сумма уже достигла 100 миллиардов долларов.
Иск, по которому вынес решение киевский суд, связан с мнением украинских антимонопольщиков по поводу злоупотребления «Газпрома» доминирующим положением на рынке страны. Антимонопольный комитет в конце 2015 года истребовал с российской компании 3,3 миллиарда долларов. К этой цифре были прибавлены пени на такую же сумму за просрочку уплаты штрафа. В Киеве сослались на то, что российская компания отказывается осуществить выплаты в добровольном порядке.
«Газпром» оспаривал данное решение в украинских судах, но, как нетрудно догадаться, успеха не имел. Верховный суд страны отказался рассматривать требование российской корпорации об отмене выплаты. В решении отмечалось, что иск «Газпрома» не подкреплен доказательствами.
Как говорится, если вы должны банку миллион долларов — это проблемы банка. Да и крупные корпорации — отнюдь не частные лица, которых могут призвать к ответу судебные приставы. Поэтому вопрос исполнения данного решения намного важнее исхода прений в суде. Как именно на Украине собираются взыскать почти 7 миллиардов долларов (это больше, чем общая сумма годового импорта газа в страну), — совершенно непонятно.
Обычно в таких случаях арестовывается имущество злостного должника. «Решение хозяйственного суда о взыскании штрафа и пени с "Газпрома" за нарушение местного антимонопольного законодательства действует в украинской юрисдикции и может быть применено к газовой компании в качестве карательной меры (если та не выплатит штраф) путем ареста имущества на сопоставимую сумму или изъятия иных финансовых и материальных активов, если таковые имеются на территории страны», — отметил в беседе с «Лентой.ру» аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
Эксперт, однако, тут же оговаривает, что в данном случае подобный шаг — не вариант: «Как известно, у "Газпрома" нет там ни зарегистрированного юридического лица, ни недвижимости, ни даже газа», — поясняет он и добавляет, что крайняя мера, на которую могли бы пойти карательные инстанции, — арест транзитного газа. Но такой ход вызвал бы уже вопросы у европейских потребителей, для которых этот газ предназначается. А самое главное — юридически газ принадлежит «Газпрому» только до входа в газотранспортную систему Украины.
Таким образом, единственный вариант, при котором у данного дела есть будущее (о конкретных перспективах можно спорить), — это его передача в международные инстанции.
«Выход из ситуации — если Киев пойдет с этим решением дальше, в Европейский суд, с требованием признать решение на международном уровне. Тогда дело может сменить вектор на более опасный для "Газпрома"», — говорит Яковенко.
В свою очередь, «Газпром» может затянуть процесс, подавая новые апелляции. Украинские суды будут и дальше принимать решения не в его пользу, но российской компании по крайней мере удастся выиграть время. Этот иск станет лишь очередным эпизодом российско-украинского судебного сериала. Со времени подачи заявлений в Стокгольмский арбитраж прошло уже немало времени, но продвижения по делам практически нет. Можно предположить, что и этот суд затянется на годы.
«С учетом того, что решение суда в отношении "Газпрома" касается требований украинского антимонопольного органа в связи с нарушением украинского же законодательства, единственное, что сейчас остается делать компании, — продолжать отстаивать свою правоту в судах высшей инстанции, что как минимум даст "Газпрому" время в ожидании более благоприятной внешнеполитической обстановки и развития альтернативных маршрутов транзита», — пояснил «Ленте.ру» управляющий партнер юридической компании Heads Consulting Александр Базыкин.
Действительно, сейчас представители «Газпрома» в большей степени следят за строительством и эксплуатацией газопроводов в Европе. Увеличение возможных поставок по германскому газопроводу OPAL — хороший сигнал для подготовки дублирующей магистрали «Северный поток-2», которая позволит увеличить прямые поставки в Германию вдвое.
Одновременно благодаря потеплению отношений с Анкарой улучшились перспективы «Турецкого потока», даже с учетом нестабильности Турции как партнера.
Вместе эти два газопровода могут обеспечить пропускную способность более 80 миллиардов кубометров природного газа в год. Если они будут построены, то проблема Украины, через которую прокачивается около 70 миллиардов кубометров, будет для «Газпрома» решена. Так что самым ценным ресурсом в данный момент является время, которое пока работает на российскую монополию.