Легендарный гейм-дизайнер Фумито Уэда пообещал выпустить The Last Guardian еще семь лет назад. С тех пор игру успели «отменить», позабыть и возродить. История дружбы маленького мальчика и его пернатого друга увидела свет в декабре 2016 года. Какой получилась долгожданная игра, рассказывает «Лента.ру».
Иногда игры обретают культовый статус сразу после анонса. И дело тут не в оригинальном сеттинге или невероятном геймплее: одно лишь имя мастера заставляет геймеров поверить в величие создаваемого им проекта. Так случилось и с проектом The Last Guardian, который легендарный Фумито Уэда представил в далеком 2009 году.
Соответствующий статус японский гейм-дизайнер приобрел после выхода своей дебютной игры под названием ICO. Она успела стать одним из символов PlayStation 2, хотя и не имела коммерческого успеха. Выйти эта игра должна была куда раньше, и для предыдущего поколения консолей. Но к моменту релиза вовсю успела расцвести уже PlayStation 2.
Вслед за ICO последовала Shadow of the Colossus. В отличие от своей предшественницы, она могла похвастаться и большими продажами. А объединял игры не только сеттинг, но и длительное время разработки.
Между анонсом и релизом The Last Guardian успело пройти семь лет. В какой-то момент российские журналисты и вовсе сообщили, что разработка игры отменена. Но не тут-то было! В декабре 2016 года легендарный долгострой наконец-то был выпущен.
The Last Guardian перекочевала с PlayStation 3 практически в неизменном виде. Сейчас впечатлить графикой она может лишь очень далеких от игр людей, а геймплей за семь лет разработки морально устарел. Впрочем, фанаты ICO или Shadow of the Colossus почувствуют себя как дома. Но это похвала, граничащая с приговором. Ведь The Last Guardian — это американские горки, и недостижимые высоты внезапно сменяются резким падением.
Главное в The Last Guardian — это Трико, крысогрифон с кошачьими ушами. На нем держится вся игра и, пожалуй, многие ее недостатки. Именно он сопровождает и в меру своих сил защищает протагониста — маленького безымянного мальчика.
Геймплей довольно примитивен — он завязан на разгадывании простеньких физических загадок и перетаскивании бочек. Для решения львиной доли головоломок необходимо взаимодействовать с Трико. Время от времени загадки сменяются стычками с почти неуязвимыми противниками.
Заскучать The Last Guardian не дает сразу по ряду причин. Уэда и его соратники сделали Трико по-настоящему живым. Это может прозвучать странно, но то, как он себя ведет, ходит и кричит, потрясает до глубины души. В такие моменты игре можно простить буквально все. К виртуальному питомцу привязываешься не меньше, чем к домашнему коту. Хотя в компании Трико можно провести всего 12 часов.
Фумито Уэда умеет выжимать из игроков настоящие эмоции и заставлять сопереживать своим персонажам. The Last Guardian — не исключение. За Трико действительно волнуешься, особенно когда игра перевалила за экватор, и с ее героями почти сроднился. А иногда Трико хочется придушить или дать ему по клюву. Дело в том, что порой он ведет себя как настоящее своенравное животное — не слушается команд, восторженно исследует окрестности и играет с едой вместо того, чтобы помогать протагонисту.
Редкий проект отличается таким уровнем эмоционального погружения. Во многом тому способствует и фантастически красивая музыка, сопровождающая игрока и Трико на протяжении всей игры. В отдельные трогательные моменты в эту сказку хочется поверить вопреки всем имеющимся недостаткам.
Пару камней стоит бросить в адрес игровой камеры. Казалось бы, проблемы с ней остались в далеком прошлом. Но The Last Guardian демонстрирует все огрехи семилетней давности. Камера стабильно пускается в дикий пляс и показывает абсолютно все, кроме того, что нужно игроку. И это становится причиной множества смертей и перезагрузок.
Боевая система The Last Guardian крайне примитивна. Игры Уэды и прежде страдали от кривого исполнения стычек, но в The Last Guardian они и вовсе кажутся лишними. Особенно напрягают кривое управление и темп нанесения ударов. Учитывая, что ближе к концу игры сражений все больше, проходить The Last Guardian приходится сквозь зубы.
Графическая составляющая оставляет смешанные впечатления: внешне The Last Guardian очень напоминает HD-ремастер игры с PlayStation 3. И в этом плане ей крайне далеко до главных хитов PlayStation 4. The Last Guardian экономит на полигонах, геометрии уровней и частенько радует дерганой анимацией. Причем все это происходит на локациях, сдобренных откровенно плохими текстурами и морально устаревшим освещением. Несмотря на скудный и весьма доисторический арсенал эффектов, художники порой приятно удивляют. А за виртуальное воплощение Трико хочется стоя рукоплескать программистам и аниматорам: в динамике он прекрасен, а то, как ветер колышет его перья, — попросту бесподобно.
Многое из перечисленного можно понять лишь после прохождения игры. Например, у The Last Guardian прекрасный дизайн локаций. Уровни связаны между собой настолько логично и непринужденно, что игровой мир, поначалу кажущийся абсурдным, ближе к финалу игры превращается в прекрасный монолит.
***
Формулировка «игры не для всех» в последнее время превратилась штамп, ярлык пиксельного безумия и независимых поделок с претензией на авторский взгляд. Но именно этот термин как нельзя лучше подходит к The Last Guardian.
Уэда фактически воссоздал ICO. Игра снова опоздала ровно на поколение, но о ней почти наверняка будут вспоминать даже на его закате. Объективно она устарела почти по всем параметрам и берет исключительно эмоциональностью: ее прохождение наполнено моментами настоящей радости, неподдельного страха и даже скупыми мужскими слезами в финальных титрах. Вопрос лишь в том, захочется ли вам ради таких впечатлений продираться сквозь кривое управление, непослушную камеру и повторяющиеся загадки.