Орудие, развернутое с легкой руки канадского юриста Ричарда Макларена в сторону российского спорта, нанесло второй залп. Международный союз биатлонистов (IBU) получил от Всемирного антидопингового агентства (WADA) список из 31 российского биатлониста, подозреваемого в нарушении антидопинговых правил в период с 2011 по 2015 год. С учетом старых историй трех отечественных биатлонистов, уличенных в применении запрещенных препаратов, нашу сборную может постичь та же участь, что и легко- и тяжелоатлетов, увидевших красный свет от международных федераций.
«Некоторые из спортсменов уже дисквалифицированы или завершили карьеру, но есть и те, кто в настоящее время участвует в международных соревнованиях. Мы дадим рекомендации в течение недели», — заявил в четверг, 15 декабря, президент IBU Андерс Бессеберг после появления в СМИ очередной информационной бомбы, к которым, к сожалению, российская общественность уже привыкла.
Еще на прошлой неделе канадский юрист Ричард Макларен назвал число российских атлетов, замешанных в деле о допинге в российском спорте. Таковых оказалось более тысячи. Фантастическая цифра, конечно. Во время доклада Макларен подчеркнул, что основная задача его комитета — независимое расследование. «Мы предоставили WADA всю информацию. Если соответствующие чиновники примут какие-либо меры на основании итогов расследования, это их право», — подчеркнул канадец и запустил допинговую машину, которая с ходу переехала сочинский чемпионат мира по бобслею и скелетону.
Следующими на очереди оказались биатлонисты. И ужаснул не сам факт их попадания в список Макларена. Изначально было понятно, что в допинговом деле окажутся замешаны представители всех видов спорта. «Чистых» зимников, пожалуй, трудно будет найти. Ужаснуло прежде всего количество спортсменов, ведь 31 человек — это чуть меньше, чем весь расширенный состав взрослой сборной России, который перед началом нынешнего сезона насчитывал 42 спортсмена, то есть под прицелом безжалостного орудия Макларена оказалось 90 процентов наших сборников.
Никаких имен и фамилий по традиции не названо. Бессеберг пообещал это сделать 22 декабря, а пока даже успел прислать список канадца в Союз биатлонистов России (СБР).
«Будем давать комментарии, когда все выясним. Пока читайте Бессеберга», — лаконично прокомментировал данную ситуацию министр спорта Павел Колобков, а после аналогичную позицию высказал и президент СБР Александр Кравцов. «Пришлют к нам в федерацию, если у них есть формальные обвинения против кого-то, будем рассматривать персонально. У СБР этих фамилий нет», — отметил Кравцов.
Глава IBU Андерс Бессеберг частично оговорился, отметив, что замешанных в скандале спортсменов можно условно разбить на три группы: тех, кто выступал в России, но в сборную не попадал; тех, кто уже завершил карьеру; а также действующих биатлонистов. И как раз за последних голова больше всего и болит.
Почти наверняка в списке Макларена должны оказаться три фамилии: Екатерины Юрьевой, Александра Логинова и Ирины Старых. В 2014-м этих ребят уже накрывала антидопинговая волна, а кого-то (и тут речь идет про Юрьеву — прим. «Ленты.ру») уже во второй раз. Памятуя о еще одной результативной «облаве» на наших, когда в 2009-м положительными оказались пробы все той же Юрьевой, а также Альбины Ахатовой и Дмитрия Ярошенко, сценарий дальнейшего развития событий рисуется самый печальный.
Одним из первых к решительным шагам IBU призвал француз Мартен Фуркад, заявивший о возможном бойкоте международных соревнований, если виновные не понесут заслуженного наказания. «Хочу увидеть решительные шаги, когда появятся конкретные факты. IBU необходимо заняться этой проблемой и действовать строго в отношении тех, кто обманывает. Это не один спортсмен и не два, а 31. Если санкций не последует, то я призову своих партнеров и остальных биатлонистов отказаться от участия в соревнованиях. Хочется верить, что до этого дело не дойдет. У IBU много доказательств и нужно принимать серьезные меры», — отметил двукратный олимпийский чемпион Сочи.
Радует, что на защиту наших спортсменов встал рассудительный восьмикратный олимпийский чемпион норвежец Уле-Эйнар Бьорндален. «Для меня все они (спортсмены — прим. «Ленты.ру») чистые до тех пор, пока их не дисквалифицировали. Но если хотя бы десять процентов информации о допинге — правда, то это катастрофа. Однако сначала я хочу увидеть доказательства их вины», — отметил 42-летний норвежец, чьи слова дорого стоят, ведь авторитетом Бьорндален в биатлонной среде обладает непререкаемым.
Однако персональные наказания — это лишь меньшее из бед. Безусловно, нашего болельщика больше всего интересуют возможные санкции, которые IBU может наложить на весь российский биатлон. Бессеберг ответил в рамках открытых ранее бобслеистами тенденций, заявив, что может лишить Россию всех международных соревнований, в том числе намеченных на этот год Кубка мира в Тюмени и юниорского чемпионата мира в Острове. От ответа на закономерный вопрос о возможности дисквалификации всей сборной команды, включая чистых спортсменов, глава IBU ушел, но подчеркнул — это гипотетический и теоретический вопрос. Для претворения в жизнь этого сценария нужны слишком веские доказательства.
В своем расследовании Ричард Макларен не делил спортсменов на действующих и уже закончивших профессиональную деятельность. Поэтому вполне реально, что в его список попали названные ранее пять атлетов, а также еще с десяток спортсменов, дисквалифицированных за последние шесть лет только внутри нашей страны. Так что масштабы катастрофы несколько преувеличены, да и наша сборная серьезно омолодилась после сочинской Олимпиады.
Из ветеранов под подозрение сразу попал Антон Шипулин, чье появление на пресс-конференции по итогам серебряного спринта в рамках второго этапа Кубка мира в чешском Нове-Место оказалось весьма кстати.
«Я полностью концентрируюсь на соревнованиях и не вникал в детали интервью господина Бессеберга. Меня не волнует, что происходит в спортивной политике. Обидно, что политика и спорт смешиваются. А я ставил спорт выше политики. Мне волноваться не за что, и, надеюсь, справедливость восторжествует», — рассказал журналистам российский биатлонист, отметив, что на данном этапе больше всего переживает за судьбу международных турниров, которые должны пройти в России.
«Больше всего меня волнует во всей этой ситуации, что впереди Кубок мира в Тюмени и чемпионат мира. Не хотелось бы лишить российских болельщиков, которые поддерживают всех атлетов вне зависимости от национальности, этого великолепного праздника. Надеюсь, что обвинения будут подкреплены доказательствами», — подвел итог Шипулин.
«Самое тяжелое в нашей работе — ждать», — сказал герой знаменитого советского фильма «В бой идут одни «старики». Впрочем, ничего другого нам не остается. И чем медленнее идет время, тем тревожнее на душе становится. Математически, исключив 31 спортсмена из списка Макларена, остается еще более 900 фамилий. Куда теперь подует холодный канадский ветер — загадка. А пока следует обвести красным кругом 22 декабря, день, когда в отечественном биатлоне будет написана новая глава о допинге в российском спорте. Что-то подсказывает, что далеко не последняя. Ну а пока можно зарядиться привычным оптимизмом бывшего министра, а ныне вице-премьера РФ Виталия Мутко.
«Наша сборная всегда на виду, готовится к зимним Олимпийским играм. Сейчас ребята начали прибавлять и завоевывать медали, находясь не в самой простой ситуации. У нас хорошая мужская команда, в которой есть сплав опытных и хороших молодых спортсменов. Безусловно, с психологической точки зрения нам не так просто, так как на ребятах не может не сказываться такая обстановка, они тоже все читают, все смотрят. По нашей информации, у команды все хорошо и не будет никаких проблем», приводит слова Мутко ТАСС.