Мир
00:20, 20 декабря 2016

Четвертый на посту Как погиб посол России в Турции Андрей Карлов

Алексей Куприянов
Андрей Карлов и Мевлют Мерт Алтынташ (слева)
Фото: Burhan Ozbilici / AP

В понедельник, 19 декабря, в Центре современного искусства в Анкаре должна была открыться выставка «Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки». Организовывало и спонсировало ее посольство Российской Федерации, и неудивительно, что первое слово было предоставлено чрезвычайному и полномочному послу России в Турции — Андрею Геннадьевичу Карлову.

Посол подошел к стойке-пюпитру и начал говорить. Меньше чем через минуту стоявший за ним молодой человек в пиджаке и галстуке выхватил из кармана пистолет и с криком «Аллах акбар!» выстрелил в спину дипломату. Когда раненый Карлов осел на пол и опрокинулся на спину, террорист выстрелил в него еще раз. Свидетели трагедии в панике бросились из зала, а убийца палил в потолок и, похоже, в разбегавшихся людей — как сообщили турецкие медики, среди посетителей есть раненые. Всего очевидцы насчитали восемь выстрелов.

Когда турецкий спецназ, наконец, прибыл и в перестрелке ликвидировал нападавшего, для Карлова все было кончено. К тому моменту он уже 25 минут лежал на полу, истекая кровью.

«Помните Алеппо»

Убийца — 22-летний Мевлют Мерт Алтынташ. По последним данным турецкой прессы, он окончил полицейский колледж в Измире и служил в департаменте специальных сил полиции Анкары. На выставку прошел, просто предъявив охране свое полицейское удостоверение. Более того: по должности он вполне мог быть в числе тех, кто штатно охранял это мероприятие. Правда, как утверждают турецкие СМИ, его уволили из полиции после июльского путча по подозрению в связях с заговорщиками.

Мотивы также понятны. Кроме стандартного «Аллах акбар», террорист кричал: «Помните Алеппо, помните Сирию. Мы не оставим вас в покое. Только смерть остановит меня. Мы умираем под Алеппо, ты умрешь здесь».

Большего от него по понятным причинам узнать не удастся. Вся надежда — на оперативность, профессионализм и беспристрастность турецких следователей и спецслужб, а также на то, что они действительно будут искать тех, кто вложил в руку Алтынташа пистолет, и не спишут все на происки вездесущего Гюлена.

Нет и не может быть оправдания

Мировые лидеры и официальные лица единодушно осудили преступление и выразили соболезнования семье погибшего.

«Нападению на дипломата или на посла не может быть оправдания… Надеемся, что виновные будут привлечены к правосудию», — представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик.

«Мы видели сообщения о нападении на российского посла в Турции Андрея Карлова. Мы осуждаем этот акт насилия, кто бы ни был его источником, в своих мыслях и молитвах мы находимся рядом с послом и его семьей», — представитель Белого Дома Джон Кирби.

«Выразила министру иностранных дел России [Сергею] Лаврову соболезнования ЕС в связи с немыслимым убийством посла Карлова», — глава дипломатии ЕС Федерика Могерини. Генсек НАТО Йенс Столтенберг: «Я осуждаю убийство посла России в Турции. Мои соболезнования его семье и российскому народу. Нет оправданий такому отвратительному акту».

Все готовы помогать — госсекретарь США Джон Керри уже предложил содействие Москве и Анкаре в расследовании произошедшего. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган позвонил российскому коллеге Владимиру Путину и пообещал сделать все возможное, чтобы отыскать тех, кто стоял за убийцей.

Москва настроена решительно: МИД уже заявил, что рассматривает произошедшее как теракт, и, очевидно, эхо от выстрелов в Центре современного искусства еще не раз прозвучит в коридорах ООН.

Недоглядели

Очевидный виновник (помимо убийцы и его сообщников) трагедии один — турецкие силовики: полиция и спецслужбы. Именно они должны были организовывать охрану лица, обладающего особым статусом. Именно страна пребывания несет повышенную ответственность за обеспечение безопасности посла, представляющего свое государство.

Соответствующие вопросы регулируются Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятой ООН 14 декабря 1973 года.

Ответственность страны пребывания, правда, в тексте не прописана — есть обязанность расследовать преступление и справедливо покарать виновных, а другие страны обязуются оказывать всю необходимую помощь. Убийство посла можно, хотя и с трудом, трактовать как casus belli, если обвинить принимающую сторону в том, что та намеренно не исполняла свой долг по защите дипломата. Но здесь явно не тот случай.

Четвертый

Андрей Геннадьевич Карлов стал четвертым полномочным представителем России, убитым на своем посту.

Первый — Александр Грибоедов, дипломат и поэт, автор знаменитого «Горя от ума» — был растерзан, когда толпа, подзуживаемая фанатиками, штурмом захватила здание дипмиссии в Тегеране. Это убийство могло повлечь за собой самые серьезные последствия вплоть до войны, но полноценный вооруженный конфликт тогда был не нужен ни Петербургу, ни Тегерану (как сейчас он не нужен ни Москве, ни Анкаре). Персидский шах тогда отделался знаменитым алмазом массой в 88,7 карата, подаренным русскому императору в качестве компенсации.

Второй — полномочный представитель РСФСР и УССР в Италии Вацлав Воровский. В августе 1923 года он прибыл на конференцию в Лозанне. Когда он ужинал в ресторане гостиницы со своим помощником и собкором агентства РОСТА, к их столу подошел молодой человек — русский эмигрант и швейцарский гражданин Морис Конради — и выстрелил ему в затылок. Еще две пули достались корреспонденту Ивану Аренсу, которого спас помощник посла, 19-летний Максим Дивильковский, также получивший ранение в бок. Конради был позже оправдан судом присяжных.

Третий — Петр Войков, полпред в Варшаве. В июне 1927-го редактор Борис Коверда застрелил его на вокзале в Варшаве. Как выяснилось позже, это был спланированный акт — Коверде помогали редактор газеты Павлюкевич и белый есаул Яковлев. Суд приговорил убийцу к пожизненным каторжным работам, но через 10 лет он вышел на свободу по амнистии.

И наконец, Карлов, последний в этом списке.

Погибший на посту

Все знавшие Карлова отзывались о нем с уважением, характеризуя как отличного специалиста. Он был корееведом, карьерным дипломатом. С 2001 по 2006 год — посол России в КНДР, с 2009 по 2013 — директор консульского департамента МИД России.

С 12 июля 2013 года работал послом России в Турции, видел и расцвет двусторонних отношений, и их упадок, и новое потепление. Его заслуга как посла в нормализации диалога Москвы и Анкары огромна.

По злой иронии судьбы Путин узнал о гибели посла Карлова в тот момент, когда ехал смотреть «Горе от ума» — комедию, написанную трагически погибшим послом Грибоедовым. Вместо спектакля президент в итоге собрал глав МИД, ФСБ и СВР.

«Трагическое известие пришло из Турции, где подло убит посол России Карлов Андрей Геннадьевич, — заявил российский лидер. — Прошу министерство иностранных дел представить его посмертно к государственной награде и сделать предложение по увековечению его памяти. Он ушел из жизни на боевом посту».

Дипломат — опасная профессия. Когда человек представляет страну, то все почести, которые люди хотят оказать стране, достаются ему. Но точно так же на дипломата проецируется и ненависть к его родине. Иногда это принимает форму пули. Андрей Карлов до конца исполнил свой долг и погиб на посту — как и трое до него.

< Назад в рубрику