Главное
Партнерский материал
00:35, 27 января 2017

От подмастерья до чайного короля Правила жизни сэра Томаса Липтона

Томас Липтон
Фото: public domain

Прыгнул выше головы, создал себя сам, основал империю с нуля — все это будет справедливо про сэра Томаса Липтона, заново открывшего всему миру такой напиток, как чай. Но все это имело бы мало смысла, если бы Липтон не был еще и человеком с большой буквы, благотворителем, надеждой для тысяч людей и просто неубиваемым оптимистом.

От разнорабочего до миллионера

Большой любитель приключений и морских плаваний, всегда готовый учиться новому и исследовать мир, Томас Липтон, сын лавочников, в 16 лет садится на корабль и отправляется из родного Глазго в Америку. Для середины XIX века в этом нет ничего удивительного: многие шотландцы и ирландцы поступали так в поисках лучшей жизни. Следующие пять лет Липтон работает где придется: на табачных плантациях в Вирджинии, на рисовых — в Северной Каролине, а потом и в одной из преуспевающих бакалейных лавок Нью-Йорка. За эти годы непростого труда он, проучившийся в школе всего несколько лет и никак не претендующий на звание образованного человека, получает важный опыт и начинает понимать, как устроен бизнес — от доставки товаров до умения продать их покупателю.

Вернувшись на родину, Томас Липтон начинает работать в бакалейном магазине своих родителей, где находит применение новым знаниям: упаковывает продукты по нью-йоркской моде, чем сводит с ума покупателей, не видавших такой красоты, импортирует из Америки диковинки вроде самого большого куска сыра (на что все, разумеется, клюют). Кроме того, отказывается от посредников и начинает закупать продукты напрямую у фермеров. Вскоре он открывает собственную лавку, а потом и целую сеть — не только в Шотландии, но и по всей Британии. К тридцати с лишним годам Томас Липтон — миллионер — заправляет тремя сотнями магазинов. И наконец обращает свое пристальное внимание на чай.

Чай, который пьет сама королева

В 1880-х годах чай все еще был дорогим удовольствием, которое не мог себе позволить рабочий класс. Тогда Томас Липтон решил проделать то же, что уже проделал с другими продуктами: перестать покупать их у посредников, обзавестись собственным флотом и собственными плантациями на Шри-Ланке. Ему это удалось — и вот люди, которые раньше и мечтать не могли о чаепитиях, находят чай от Томаса Липтона в магазинах и покупают его наравне с богачами. «С плантации — прямо в чашку» — принцип, заложенный основателем компании, жив до сих пор. Компанию Thomas J Lipton Co. предприниматель официально и торжественно основал в 1893 году, разместив головной офис и фабрику в американском штате Нью-Джерси.

Знаменитые чайные пакетики существовали на тот момент, но не имели широкого хождения. И именно сэр Томас Липтон первым ввел их в активное пользование. Идея пакетиков с чаем настолько понравилась ему, что он усовершенствовал упаковку и начал активно их распространять, — теперь уже сложно представить, что когда-то пили чай другим образом. Липтон знал толк в маркетинге и использовал порой по-настоящему изящные ходы: например, заставлял покупателей чувствовать себя особенными, продавая в одних городах одни смеси чая, в других — другие. И всегда — в узнаваемых картонных упаковках, заметно отличающих чай сэра Липтона от любого другого. Так что продукцию компании Lipton высоко ценила даже английская королева.

Принципы Томаса Липтона

«Много трудись, работай честно, будь инициативным, рекламируй — но благоразумно» — примерно такими были принципы чайного магната. Даже став главой целой бизнес-империи, Липтон не растерял человеческих качеств. Он занимался благотворительностью, во время Первой мировой войны активно помогал Красному Кресту, предоставляя свои корабли для перевозки волонтеров и лекарств. Томас Липтон одним из первых задумался об условиях труда своих наемных работников, платил им достойную зарплату и обеспечивал гораздо более высокий уровень жизни, чем они могли представить. Он наживался не на высоких ценах на продукты — наоборот, делая качественный продукт и продавая его по низкой цене, он привлекал все больше и больше преданных покупателей.

«Никогда не сдавайся» определенно один из принципов Томаса Липтона, чьей страстью с юности было плавание на яхтах. Тридцать с лишним лет он пытался победить в Кубке Америки — главном американском турнире в парусном спорте. Всего Липтон потерпел пять сокрушительных поражений, но ни разу не сообщил о том, что собирается оставить попытки. За это его прозвали «лучший из всех неудачников». Именно этот неудачник в 1924 году, за семь лет до смерти, попал на обложку журнала Time. Большую часть своего состояния Липтон оставил Глазго — родному городу, где он, двадцатилетний мальчишка, когда-то открыл свой первый магазин.