Спорт
11:24, 24 декабря 2016

«Победа в монументальной классике круче Олимпиады» Велогонщики Gazprom-RusVelo о новом сезоне, задачах и ориентирах

Артем Загуменнов
Беседовали Евгений Бакин
Команда Gazprom-RusVelo образца 2017 года
Фото: предоставлено «Газпром-РусВело»

Единственная российская профессиональная команда Gazprom-RusVelo в новый год входит в обновленном составе. Пожалуй, главным сюрпризом для болельщиков стал переход опытнейшего Павла Брутта из Tinkoff, который наряду с Александром Фолифоровым был представлен во время презентации в итальянском городе Дезенцано-дель-Гарда. С велогонщиками российской команды побеседовала «Лента.ру», узнав о планах на грядущий сезон, реальных задачах и Гран-турах, как главному ориентиру профессиональной команды, которые помогут взять медали на Олимпиаде.

«Армстронг — целая эпоха в велоспорте»

«Лента.ру»: Чем «Газпром-РусВело» отличается от Tinkoff?

Брутт: Организацией. Олег (Тиньков — прим. «Ленты.ру») позиционирует свою команду не как российскую, а интернациональную, просто с российским спонсором. Здесь же все по-другому. Конечно, у команд разные цели и задачи. Сейчас, например, руководство Gazprom-RusVelo не требует выиграть «Тур де Франс». Перед нами стоят иные задачи, а именно выигрывать в гонках нашего соревновательного календаря. Мировой тур и проконтинентальный уровень — это разные вещи, поэтому и готовятся к сезону команды по разному сценарию.

Если задача выиграть «Тур де Франс» не ставится, то какие старты считаются приоритетными?

На данный момент календарь еще формируется — мы ждем подтверждения от организаторов гонок, но несколько стартов на гонках мирового тура в календаре уже есть. Уверен, что руководство четко понимает потенциал и возможности команды, и силы будут распределены по сезону для достижения максимальных результатов. Если мы получим приглашение на «Джиро», то, безусловно, это будет главным стартом сезона. А если кто-то из парней сможет конкурировать с лидерами на «Джиро», то это будет программа максимум, на мой взгляд.

Кто из членов нынешнего состава способен дорасти до уровня Вячеслава Екимова, Дениса Меньшова?

Сначала мне бы хотелось погоняться с партнерами, а потом уже рассуждать об их перспективах. Смотреть видео или читать о них в тот момент, когда сам занят выполнением своих целей и задач, — не совсем корректно. Правда, и потом моя оценка будет не столь объективна: я могу увидеть какие-то детали, но могу не заметить чего-то главного. Вот погоняемся вместе, а потом видно будет.

Какими данными должен обладать велогонщик, чтобы выиграть Гран-тур?

Пожалуй, это должен быть человек, который хорош в горах. При этом он должен обладать хорошим индивидуальным ходом.

Победа в Гран-туре — это заслуга гонщика или команды?

Даже самая сильная команда не сможет выиграть Гран-тур, если у нее нет лидера, способного претендовать на выигрыш. Если же у лидера нет команды, готовой его поддержать, то и он не победит в Гран-тур. Все взаимосвязано.

Как найти мотивацию тем, кто на протяжении карьеры работает на лидера, а сам в призы не заезжает?

Мы все-таки занимаемся профессиональным спортом, поэтому задачи ставятся в соответствии с твоими возможностями. Если ты не можешь выиграть, но можешь помочь другому, — так делай это. Если же есть шансы на победу — то и ставка будет сделана на тебя. Каждый находит мотивацию индивидуально.

Какая победа престижнее: в Гран-туре или на Олимпийских играх?

В моем понимании даже победа на монументальной классике круче выигрыша Олимпиады. Полагаю, для широкого круга болельщиков Игры все же более значимы. Но победа во Фландрии, Льеже, Сан-Ремо не менее важны, чем аналогичный результат на Олимпиаде. А возможно, и более важны.

Часто во время гонки погодные условия оставляют желать лучшего: сильный дождь, продирающий до костей ветер. Как и за счет чего удается не сойти с дистанции в такой непростой момент?

За счет упрямства, упертости. Ты внушил себе какую-то идею — и следуешь за ней. Пожалуй, в этом дело.

В велосипедном спорте спортсмены чаще всего попадаются на употреблении допинга. Почему?

Не согласен. Просто за нашим спортом более пристально следят, отсюда и такое внимание.

Лэнс Армстронг — великий гонщик или великий обманщик?

Неправильно развешивать ярлыки «обманщик» или «чемпион». Я не знаю всего, что действительно произошло. Я видел только ту часть информации, которая появлялась в СМИ. Но Армстронг — однозначно целая эпоха в велоспорте. Пусть и с печальным концом.

Кто из нынешних велосипедистов способен стать такой же эпохой?

Петер Саган. Его эпоха уже началась. Посмотрим, сколько она продлится.

«История с допингом — политическая»

Фолифоров: Сейчас у меня уже нет кумиров, а в детстве следил за всеми гонщиками из СНГ и за Денисом Меньшовым в частности. Я понимал, что стану горняком, учитывая мое телосложение, поэтому всегда хотелось стать таким же, как он.

«Лента.ру»: Какие мысли крутятся в голове во время многочасовой гонки?

Обычно мысленно пою песню. Гонка часто протекает рутинно, долго ждешь развязки, поэтому спасаться приходится так.

Во время велогонок часто случаются завалы. Вы уже попадали в большие переделки?

Ни один велогонщик не сумел избежать этого. Как минимум раз в сезон это происходит с каждым. А можно и за одну гонку пару-тройку раз попасть в такую ситуацию. Это часть нашей работы. Со временем к этому привыкаешь.

Есть ли страх во время гонок?

Безусловно. Но мне есть ради чего рисковать.

Какие гонки вы считаете главными в следующем году?

Хотелось бы, что наша команда получила приглашение на «Джиро». Мне понравилась эта гонка. Настраиваюсь, что все сложится в нашу пользу. А вообще мне хорошо удается весенняя часть сезона, поэтому настраиваюсь на этот отрезок. В апреле-мае пройдут гонки в Италии, они помогут прийти в форму перед «Джиро». Гран-тур — это сама по себе достаточная цель. Он идет 21 день, и быть в идеальной форме в течение всего этого времени практически невозможно.

Что ждет человека, который решил стать спортсменом-велосипедистом?

Его ждет тяжелый труд и самопожертвование. Хотя, конечно, ко всему привыкаешь. Например, мой обычный день начинается с легкой гимнастики. Потом нужно плотно позавтракать, чтобы «переварить» дневную тренировку. Обычно ем рис, макароны, гречку.

На тренировку уезжаю в 10 утра и приезжаю в 4 вечера. Как правило, она проходит без перерыва на обед, так что приходится перекусывать по ходу. После занятий у меня есть пара часов на отдых, а после ужина еще столько же на личные дела.

Почему в детстве выбрали именно велоспорт? Ведь в нашей стране больше любят футбол и хоккей, этим видам спорта уделяется куда больше внимания.

Футболисты меньше нашего тренируются и результаты оставляют желать лучшего… Впрочем, я как спортсмен могу понять нашу футбольную сборную. Бывают дни, когда у тебя ну совсем не идет, и неважно, сколько денег в тебя вложили. Ты все равно останешься самим собой и выше головы прыгнуть не сумеешь. У меня тоже бывают дни, когда ничего не получается.

Велоспорт — осознанный выбор?

Почти. Мой папа уже давно работает тренером по велоспорту, он был и остается для меня примером. Этим же видом спорта занимался брат. Еще до того, как меня приобщить к спорту, отец брал меня на разные соревнования. Я смотрел гонки, мне это было интересно. И как только я стал доставать до педалей на спортивном велосипеде, так сразу сел на него. А в футбол я играл во дворе. Из моего города сложно попасть в большой футбол или хоккей, потому что у нас играют на не самом высоком уровне. Нельзя сказать, что в гонки пробиться проще, но если ты будешь быстро ездить, то можешь попасть в сборную. Так я и дошел до своего нынешнего уровня.

Как относитесь к допинговому скандалу, в который оказались вовлечены многие российские спортсмены?

Во всем виновата политика. В каждой стране достаточно проблем с допингом. И если подсчитать, скольких спортсменов каждый год ловят на применении запрещенных препаратов, я не думаю, что россияне окажутся в числе лидеров. В каждой стране на любом уровне полно таких атлетов, просто это не так афишируется. Россия на общем фоне не выделяется в этом вопросе.

Вы чувствуете напряжение между российскими спортсменами и иностранцами на международных стартах?

Ничего такого нет, никто свысока не смотрит. Мы зарекомендовали себя как сильная команда, поэтому к нам относятся с должным уважением.

Кого считаете главным соперником в грядущем году?

Сложно выделить кого-то одного. В каждой команде есть свои лидеры. У нас же молодая команда, нельзя назвать нас сильнейшими в мире. Но, возможно, за счет молодости и энтузиазма мы выезжаем.

< Назад в рубрику