В Челябинске завершился чемпионат России по фигурному катанию. Из-за травмы на турнире не смогла выступить Юлия Липницкая, однако и в ее отсутствие было на кого посмотреть. «Лента.ру» подводит итоги внутрироссийских соревнований, ставших отборочными на чемпионат Европы — 2017.
Если до начала чемпионата России главной новостью применительно к женскому одиночному катанию был отказ от выступлений Юлии Липницкой, то с началом турнира про это все быстро забыли. Для самой фигуристки это, возможно, даже к лучшему — пусть себе спокойно поправляет здоровье.
Выступавшие на этом чемпионате действительно не оставили ни малейшего повода вспоминать, кто там не приехал и почему. Кому есть дело до несбывшегося, когда сильнейшая разминка в произвольной программе устраивает за места в сборной самую настоящую битву не на жизнь, а на смерть. Недаром именно этот вид программы поставили в расписании последним — как самое «вкусное». И битва эта, вопреки логике спорта, запомнится не только успехами. В ней остались проигравшими множество любимых публикой людей. Например, не сумевшая в этом сезоне отобраться на чемпионаты Европы и мира девушка-лучик Елена Радионова. Или Елизавета Туктамышева, вернувшая в Россию звание чемпионки мира по фигурному катанию спустя полтора десятка лет. Таких маленьких трагедий на этом чемпионате России было достаточно во всех видах программы, так что турнир наверняка оставит после себя много разбитых болельщических сердец.
Ставшая двукратной чемпионкой страны Евгения Медведева, впрочем, была от этих адреналиновых разборок как будто немного в стороне. И соревновалась не столько с соперницами, сколько с планкой собственных притязаний, которую она установила на невероятной высоте. Эпизод, который наверняка войдет в анналы спортивной истории, — исполненный Женей в произвольной программе каскад из трех тройных прыжков. Не нужный с точки зрения нынешних правил и очень тяжелый физически. Медведева включила его в свой прокат, зная, что третий прыжок по правилам не будет засчитан. Во избежание недоразумений фигуристка, прекрасно понимающая функционирование современных медиа и их способность производить несуществующие смыслы, даже проговорила в камеру на выходе со льда: «Я это специально».
Такое легкое хулиганство — включение музыки со словами тогда, когда это еще было запрещено, фокус с передачей друг другу браслета и т.д. — в разное время позволяли себе многие большие чемпионы. Прыжок Медведевой — из той же оперы под названием «потому что могу». И пожалуй, в фигурном катании она у нас сейчас такая одна.
Спортсмены такого типа, как Медведева, в современной России появляются реже, чем хотелось бы. Не просто чемпионы, умеющие хорошо бегать, прыгать или выполнять другие технические действия. Но и заметные личности, умеющие общаться с публикой, имеющие шансы стать частью мировой спортивной экосистемы, включающей и бизнес-интересы. У Евгении, несмотря на возраст, все это есть и было с самого начала. И тут трудно не думать об общем спортивном контексте конца 2016 года. Ради таких людей, как Медведева, в первую очередь нужно включать любую доступную дипломатию. Чтобы, не дай бог, с ними не произошло то, что случилось, например, с легкоатлетом Сергеем Шубенковым, оставшимся в расцвете сил без своей Олимпиады. А Игры в Пхенчхане, напомним, всего через год.
В мужском одиночном катании случилось то, к чему и шло дело весь последний календарный год: формальная «передача полномочий» новому лидеру российской команды в этом виде программы. Михаил Коляда в Челябинске официально оформил себя в этом статусе, выиграв свой первый в карьере национальный титул. Победитель трех последних чемпионатов страны Максим Ковтун остался третьим и в целом не продемонстрировал ничего нового. Перезагрузка, ради которой Ковтун летом сменил тренера, по всей видимости, продлится дольше, чем надеялись его болельщики.
Новый чемпион — фигура многообещающая. Со своим обаянием и артистичностью Коляда имеет все шансы стать героем не только на внутренней арене, но и на международной. Достаточно заглянуть на любую интернет-площадку для поклонников фигурного катания, где уже сейчас россиянина описывают в выражениях вроде immensely likeable — то есть как чрезвычайно обаятельного и удивительно располагающего к себе молодого человека. Кто-то даже отмечает сходство Михаила с молодым Ильей Куликом, хотя Татьяна Тарасова с этим в телетрансляции и не согласилась.
При таких исходных нам впору помечтать о рождении новой большой звезды. Для этого, как и просто для больших побед, Коляде глобально нужны две вещи. Во-первых, серьезное усиление технической сложности. Первый шаг на этом пути Михаил и его команда уже сделали, добавив в соревновательный вариант произвольной программы четверной лутц (пусть и с падением). Сравнивать баллы, полученные на разных турнирах, в фигурном катании бессмысленно. Особенно если речь идет о чемпионатах страны. А вот сопоставить «заявки о намерениях» вполне можно. В эти же дни нового чемпиона в мужском одиночном катании получила не только Россия, но и Япония. Однако у Шомы Уно и общее количество четверных в программах пока больше, чем у Коляды, и их репертуар разнообразнее. Кроме того, для закрепления репутации россиянину пригодилась бы серия безошибочных исполнений того технического репертуара, что уже есть. Как сформулировала это в телетрансляции Татьяна Тарасова: «Нужно выходить и делать то, что умеешь». С этим в первой половине сезона у Михаила были некоторые проблемы (достаточно вспомнить хотя бы курьезную произвольную программу на московском этапе Гран-при). Хочется верить, что во второй половине сезона это удастся исправить. Во всяком случае, в прошлом году чемпионат мира получился у Коляды однозначно лучшим стартом в году. Хорошо было бы это повторить.
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев завоевали в Челябинске свой очередной российский титул. И важен тут даже не его порядковый номер (шестой). А то, что так хороши, как в этом году, опытные танцоры в своей карьере еще, кажется, не были. Даже в прорывном для себя предолимпийском сезоне — 12/13. Александра Степанова и Иван Букин по итогам ЧР твердо застолбили за собой звание второго номера сборной, к чему они шли очень и очень долго.
Елена Ильиных/Руслан Жиганшин и Виктория Синицына/Никита Кацалапов в этот раз разбирались между собой в борьбе за третье место. Объективных предпосылок к тому было много: оба дуэта не так давно прошли через смены тренеров и места жительства, потом боролись с разного рода проблемами со здоровьем. И в первой половине сезона выглядели откровенно не лучшим образом. На чемпионате России чуда также не случилось, и от первого-второго мест оба дуэта отстали очень серьезно. Здесь им остается только посочувствовать. Танцы на льду, в том числе российские, остаются едва ли не самым консервативным видом фигурного катания. На то, чтобы преодолеть или сломать однажды сложившееся на твой счет предубеждение, здесь обычно уходит минимум несколько лет. Но до Олимпиады, на которую всем хочется как минимум попасть, осталось уже не так много времени. А потянут ли фигуристы еще один олимпийский цикл, пока не скажут, наверное, даже они сами.
Главным итогом чемпионата России в парном катании стала даже не победа Ксении Столбовой и Федора Климова как таковая, а сам факт их возвращения на соревнования после долгой борьбы с разного рода спортивными болячками. Строго говоря, Столбова и Климов в Челябинске выиграли у Евгении Тарасовой и Владимира Морозова меньше балла. И если бы по итогам произвольной программы судьи вынесли решение в пользу более молодой пары, этот результат тоже не показался бы несправедливым.
Другим важным событием чемпионата России стала премьера программ Столбовой и Климова, про которые в первой половине сезона много говорили, но посмотреть возможности не было: партнерша лечила больную ногу. И хотя форма фигуристов сейчас очевидно далека от оптимальной, премьера получилась многообещающей, а постановки кажутся учитывающими все сильные козыри пары. С одной стороны, манера катания Столбовой и Климова всегда была мощной и атлетичной, что чрезвычайно выигрышно смотрится и вживую, и по телевизору. С другой — у них есть достаточно редкий для российского фигурного катания интерес к современной небанальной хореографии. Благодаря чему их постановки никогда, даже в юности, не смотрелись старомодными. Осталось вернуть хорошую физическую форму, чтобы программы прозвучали на все 100 процентов.