Не пугайтесь, если увидите летящую с горы прелестную незнакомку с огромным животом, похожим на рюкзак, надетый задом наперед. Покататься на лыжах — первейшее дело для беременных обитательниц этой заповедной земли, много месяцев в году занесенной снегом. И малыши здесь делают свои первые шаги тоже на лыжах. Даже местные короли предпочитают лыжную прогулку балам и торжественным приемам. Это Норвегия.
Зимой Норвегия иная, чем летом, и многие склонны считать, что только в холодное время года можно увидеть ее истинное лицо. Румяное от ветра — ведь норвежцы всю зиму проводят на лыжне, которая наматывает сотни километров по всей стране. Зимой не бывает норвежца без лыж, потому что лыжи — это неотъемлемая часть норвежской души. О самих себе местные охотно шутят: хотите убедиться, что норвежцы произошли от воинственных викингов — попробуйте отнять у нас лыжи. Или так: лыжи для норвежца важнее селедки, а для некоторых даже важнее трески. В общем, шутки шутками, а лыжи — это и правда норвежское все.
Спортивный символ Норвегии виден из любой точки Осло. Его здесь называют «белый лебедь». Силуэт трамплина и правда напоминает изогнутую лебединую шею, а светлая окраска конструкции придает поэтическому образу дополнительную достоверность.
Более века назад, 31 января 1892 года, жители норвежской столицы впервые отправились в пригород столицы, чтобы стать свидетелями невиданных ранее соревнований — прыжков с трамплина. В то январское воскресенье на холме Холменколлен собралось почти 20 тысяч зрителей. Так состоялось открытие известного на весь мир трамплина, нынешней норвежской национальной гордости.
С тех пор трамплин много раз перестраивался, особенно радикально — накануне зимних Олимпийских игр 1952 года. На трибуны тогда продали более 100 тысяч билетов, а всего за соревнованиями по прыжкам с трамплина Холменколлен наблюдало больше 150 тысяч зрителей.
Сколько этот трамплин видел рекордов! В далеком 1892 году Арне Уствердт прыгнул на 21,5 метра, и это было воспринято почти как фокус, как цирковое выступление. А в 2011-м австриец Андреас Кофлер поставил на Холменколлене актуальный до сего дня рекорд: 139,5 метра. Между этими достижениями — целая история лыжных полетов на дальность.
К чемпионату мира по лыжным видам спорта в 2011 году сам трамплин и спортивный центр переоборудовали и модернизировали, теперь Холменколлен воплощает самые современные достижения в области строительных металлоконструкций. Авторы проекта нового трамплина получили национальную премию Норвегии в области архитектуры, а на международном архитектурном конкурсе ICO/IAKS Awards, проходившем в 2011 году в Германии, он единственный среди спортивных объектов занял первое место, при том что у него было 133 конкурента из 36 стран мира.
Нынешний Холменколлен — это не только прыжки с трамплина. Здесь есть комплекс для биатлона, проложены трассы для лыжных соревнований на разные дистанции, а главное — при проектировании впервые удалось удовлетворить потребности абсолютно всех — спортсменов, судей, обслуживающего персонала, журналистов и многочисленных зрителей, в том числе абсолютно неспортивных. Трибуны идеально защищены от ветра, поэтому с них можно следить за состязаниями долгие часы без всякого риска для здоровья.
А еще для не самых спортивных гостей в здании спортцентра есть симулятор прыжка с трамплина — очень впечатляющий аттракцион. В специальных компьютерных очках и на качающейся платформе, изображающей лыжи (с креплениями и лыжными ботинками), летишь с мнимой, но оттого не менее жуткой высоты почти 130 метров, и специально устроенный морозный искусственный ветер задувает в раскрытый от восторга и ужаса рот.
Есть у Холменколлена особая традиция, не связанная с большим спортом. Раз в году, во время традиционного мартовского лыжного фестиваля, на холме у «лебедя» собираются семьями на пикник с видом на лыжные состязания. Теплые вещи, термосы с кофе, неизменные бутерброды — и располагаются на целый день на трибуне под лучами яркого весеннего солнца.
Любимое место прогулок норвежцев — лесной массив Нурьмарк. От центра города до него не более 20 минут на машине. Уже при подъезде открывается чудный вид на озеро Согнсванн, от которого в сторону холмов сквозь чащобу проложены лыжные трассы для экстремалов. Здесь встречаются лыжники и лыжницы в своеобразных упряжках: сзади них пристроены легкие санки с хорошо укутанными младенцами. Прогулка эта не из легких, не по привычной нам равнине. Сперва — затяжные подъемы, затем — стремительные спуски.
Летом с этих крутых склонов со свистом в ушах несутся велосипедисты, а за ними на жестких креплениях скачут коляски, в которых опять же сидят прочно зафиксированные малыши. Тряска на лесных тропах ужасная, как дети это выдерживают — непонятно. Пожалуй, они и в самом деле потомки суровых викингов.
Вернемся к лыжам, вернее — к спортивному образу жизни норвежцев. Местные врачи несколько лет назад забили тревогу: мол, нация толстеет и теряет форму, а норвежская молодежь чрезмерно увлечена потреблением пиццы и гамбургеров. Многие никак не расстанутся с привычкой к курению, негодовали доктора, и это при том что Норвегия первой в мире запретила курение по всей стране и второй (после Ирландии) полностью запретила курить в заведениях общепита. А «Макдоналдсы», по мнению медиков, следует вообще считать посягательством на европейские гастрономические традиции.
Правительство страны всерьез обеспокоилось здоровьем и благополучием своих граждан и разработало несколько программ, стимулирующих норвежцев активно отдыхать и вести здоровый образ жизни.
Первым делом была запрещена любая реклама табачных изделий. Желающие бросить курить получили возможность посещать бесплатные группы социальной помощи, а многие госкомпании поощряли образумившихся курильщиков материально.
Есть и программа, направленная на оздоровление питания — «антимакдоналдс». Решение этой задачи норвежские власти «списали» у французов: национальное меню в ресторане или кафе не только приветствуется, но и разнообразно финансируется государством: существует множество вариантов — от «королевских премиальных» до налоговых льгот и дотаций на закупку продукции местных фермеров.
Чтобы стимулировать горожан к прогулкам на свежем воздухе, муниципалитет Осло проложил железную дорогу к лесопарку Нурьмарк, что-то среднее между электричкой и трамваем, чтобы горожане меньше ездили туда на автомобилях. Платформа расположена у самого леса, так что зимой на лыжи можно становиться прямо на перроне. А в другое время года — садиться на велосипед.
Еще один приятный знак внимания к любителям загородных прогулок: на трассе, ведущей в столицу из Нурьмарка, нет пунктов сбора налогов за эксплуатацию автодорог. На всех остальных направлениях эти пункты установлены в обязательном порядке: въезд в Осло стоит полтора доллара. По лыжным трассам Нурьмарка расставлены знаки с указанием километража и мест отдыха — избушек, где можно перекусить. В темное время суток лыжные трассы освещаются — для желающих резвиться допоздна. Некоторые склоны уже поздней осенью покрывают снегом с помощью специальных «пушек».
Кататься на лыжах можно и в самом Осло, в парках и даже на некоторых улицах. Есть в столице и спортзалы, и теннисные корты, и волейбольные и баскетбольные площадки. Как везде, популярны фитнес-клубы, которые есть чуть ли не в каждом квартале. Но все же главным видом спорта для норвежцев остаются лыжи.
Роль лыж в жизни нации особенно очевидна в Лыжном музее. Подобный музей есть и в Финляндии, и во многих альпийских странах, но норвежский старше.
Идея его создания возникла в Норвегии еще в 1892-м, в год открытия трамплина Холменколлен. Однако открылся музей лишь спустя три десятилетия, в 1923 году, в местечке Фрогнерсетерен. Потом для него подыскали более подходящее место — у подножия трамплина Холменколлен.
Чего только не увидишь в экспозиции, объединенной, в общем-то, довольно прозаичной лыжной темой!
То, что лыжи существовали еще в глубокой древности, доказывает копия наскального рисунка с острова Реде за Полярным кругом. Петроглиф изображает лыжника, возраст которого, по утверждению специалистов, более четырех тысяч лет.
Древнейшая лыжа, найденная в 1929 году в Вест-Агдере на юге Норвегии, имеет возраст около двух с половиной тысяч лет. Сегодня она находится в музее лыж Лихтенштейна. А самые старые экспонаты в собрании Лыжного музея насчитывают «всего» около полутора тысяч лет. В большинстве своем они найдены на территории Норвегии. Есть и наши сибирские лыжи — широкие, обитые шкурой. Короткие, обитые мехом наружу, привезены из Америки и Канады. Есть и невероятно длинные экспонаты — 3,70 метра, это местные, на таких катались в Норвегии в XIX веке.
Совершенствование лыж до их современной формы произошло довольно быстро. Гораздо медленней, оказывается, шла эволюция палок. На значке Лыжного спортивного союза Норвегии изображен лыжник, у которого в правой руке — палка для опоры, а в левой — лук. За спиной — колчан со стрелами.
Представлены в музее и лыжи, участвовавшие в зимних Олимпиадах разных лет, и лыжи национального норвежского героя — легендарного лыжника Бьерна Дели.
Очень трогательная экспозиция посвящена лыжным прогулкам короля Хокона VII и его семьи. Старые фото свидетельствуют: норвежский монарх, как и его подданные, всей душой любил лыжи, хотя вообще-то был родом из Дании. И сын его Улаф был не менее страстным лыжником. В 1920-х годах принц даже прыгал с трамплина Холменколлена. А став королем, регулярно посещал Холменколленские состязания в компании своего пса Тролля. Неподалеку от трамплина обоим поставили памятник: король Улаф на лыжах, а рядом — его верный друг Тролль.