Мир
11:05, 1 января 2017

Санта убивающий Что на данный момент известно о теракте в Стамбуле

Алексей Куприянов
Медики эвакуируют раненых после теракта в Стамбуле
Фото: AP

39 погибших, включая 16 иностранцев и одного офицера полиции, еще 69 человек находятся в больницах, несколько — в критическом состоянии. Таков предварительный итог террористического акта в Стамбуле, устроенного неизвестным в новогоднюю ночь. Террористу удалось скрыться. Одни официальные источники утверждают, что позже он был ликвидирован полицией, другие — что до сих пор находится в бегах. «Лента.ру» собрала все, что известно к этому часу.

Как это произошло

В ночь с 31 декабря 2016-го на 1 января 2017 года в популярном ночном клубе Reina, стоящем на европейском берегу пролива Босфор в историческом районе Ортакёй, собрались около 700 человек, чтобы проводить старый год и отпраздновать приход нового. Клуб, по словам очевидцев, был забит до отказа.

В час тридцать ночи по стамбульскому времени (совпадает с московским) в клуб вошел человек в костюме Санта-Клауса. По другим данным, их было двое или даже трое. Нападавший (или нападавшие) достали автоматы Калашникова и открыли прицельную стрельбу по посетителям.

«После того как упали первые два человека, сраженные пулями, — вспоминает одна из уцелевших, — вся толпа бросилась бежать. Прежде чем я смогла понять, что происходит, мой муж сказал мне, чтобы я не боялась и легла на пол, и сам лег сверху. Масса людей пробежала надо мной, некоторые падали на нас, так что для того, чтобы встать, мне пришлось сбросить несколько тел. Мой муж был ранен — в него попали три пули».

А вот слова другого очевидца — турецкого футболиста Сефы Бойдаша: «Я не видел, кто стрелял, но услышал выстрелы, и люди побежали. Полиция прибыла быстро… Моя подружка была на высоких каблуках. Я поднял ее и вынес из помещения на спине. Когда я шел, то видел, как люди шли прямо по телам… Даже если кто-то стрелял, это все равно было невозможно услышать, потому что крики толпы были в сто раз громче».

Те из посетителей, кто успел выбежать из помещения клуба, укрылись в соседних дворах. Многие бросились в Босфор — позже для их спасения была организована отдельная полицейская операция.

На данный момент сообщается о 39 погибших, 16 из которых иностранцы. Мэр Стамбула Васип Шахин уточнил, что при нападении убит офицер полиции, и назвал произошедшее терактом. 69 человек находятся в больницах, из них шесть — в критическом состоянии. По данным российской дипмиссии, россиян среди пострадавших и погибших нет.

Reina — достаточно популярное место, в том числе среди представителей бизнес-сообщества и дипкорпуса, но целью нападавших явно была толпа, празднующая Новый год. По некоторым данным, они кричали «Аллах акбар!» и переговаривались друг с другом по-арабски. Опустошив магазины, они спокойно покинули помещение клуба и скрылись в ночном Стамбуле.

Поиски убийцы

Пока прибывшая на место атаки скорая развозила раненых по больницам, спецслужбы и полиция организовали операцию по поимке нападавших. СМИ было категорически приказано ограничить информацию о теракте и цитировать лишь официальные заявления. Корреспонденты некоторых изданий сумели еще до введения запрета задать несколько вопросов выжившим — это один из немногих источников информации, которым мы располагаем. Еще один источник — записи очевидцев в Twitter, но их сравнительно мало. Похоже, люди всерьез восприняли просьбу правоохранительных органов.

Впрочем, кажется, турецкие силовики сами пока не могут разобраться в потоке показаний свидетелей, противоречащих друг другу. Сколько было нападавших — один, два, три? Если один, то с кем он разговаривал по-арабски? Кричал ли он на самом деле «Аллах акбар!»? Чем он был вооружен? Одни свидетели упоминают автомат Калашникова, другие описывают «оружие с большим магазином», а официальные лица и вовсе говорят о «дальнобойном оружии», не уточняя тип. Сам опрос свидетелей и сведение их показаний воедино займет некоторое время — сразу после теракта, пытаясь успокоить людей и не допустить паники, полиция рассадила их по такси и отправила по домам и отелям.

Почти сразу после теракта в местной прессе мелькнуло сообщение о том, что нападавший убит. Позже полиция эту информацию опровергла. Несколько часов спустя снова появились сообщения со ссылкой на чиновников о том, что террорист ликвидирован, но их опроверг глава МВД Сулейман Сойлу.

«Поиски террориста продолжаются, — объявил он, упомянув при этом нападавшего в единственном числе, и, похоже, эта версия сейчас у полиции считается рабочей. — Наши службы безопасности уже начали все необходимые операции. Если Аллах пожелает, мы вскоре поймаем нападавшего».

Кто это сделал

Ответственность за теракт пока никто на себя не взял, официальных заявлений со стороны турецких властей также не было. Две самые популярных версии — расстрел устроили курды из Рабочей партии Курдистана или других сепаратистских организаций или же боевики из запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».

Турецкая пресса пока склоняется ко второму варианту, и неудивительно: в его пользу говорят и крики «Аллах акбар!», и переговоры на арабском, и, наконец, сами обстоятельства теракта. Если курды ничего не имеют против празднования Нового года, то исламисты считают его празднование грехом, утверждая, что истинный праздник Нового года для мусульманина — первая ночь месяца мухаррам, а отмечать его 1 января — проявление куфра, то есть неверия. В пользу этой версии работают и массовые задержания боевиков ИГ в Турции в последние дни: в общей сложности арестованы восемь человек, подозреваемых в подготовке терактов в новогоднюю ночь.

Все это вызывает массу вопросов к турецким спецслужбам, полиции и охранникам мест массового скопления людей. Несмотря на то, что силовики были приведены в повышенную готовность, теракт все-таки произошел, и устроившие его разгуливают на свободе. До сих пор неясно, как нападавшим, сколько бы их ни было, удалось преодолеть усиленный досмотр на входе в клуб. Более того, по словам владельца Reina, о подготовке терактов в новогоднюю ночь турецких коллег предупреждали американские спецслужбы.

Все это, особенно на фоне убийства российского посла Андрея Карлова менее двух недель назад, ставит перед турецкими силовиками массу неудобных вопросов, в первую очередь об эффективности их мероприятий по борьбе с терроризмом.

< Назад в рубрику