Силовые структуры
00:07, 2 января 2017

Заграничные метаморфозы калашникова Во что капиталисты превращали советский автомат

Владислав Гринкевич
Фото: Sergio Moraes / Reuters

В ХХ веке СССР охотно поставлял автоматы Калашникова своим союзникам и всем, кто обещал строить социализм и сражаться с капитализмом и колониализмом. Однако калашниковы охотно использовали и заклятые недруги Страны Советов, например Израиль и ЮАР. И не только использовали, но и создавали на базе АК свои модели, теснившие советские образцы на мировом оружейном рынке.

Свои версии калашниковых были практически у всех участников советского блока. ГДР, Венгрия, Польша, Румыния выпускали собственные АК, отличающиеся от оригинала, главным образом, элементами дизайна. Исключением были чехи, которые очень гордились собственной оружейной школой и хотели во что бы то ни стало ее сохранить. Поэтому в 1958 году на госпредприятии Českа Zbrojovka был разработан автомат CZ Sa vz.58 (Samopal vzor 58), внешне похожий на АК, но имеющий совершенно иную конструкцию (в ней прослеживается влияние советского СКС). Оружие получилось удачным, отличалось высоким качеством изготовления и простояло на вооружении до начала XXI века — в 2010 году началось производство автоматов CZ 805 Bren, которые должны заменить vz.58. Кстати, до последнего времени огражданенные самозарядные варианты этого автомата можно было встретить в российских оружейных магазинах.

Наши военные, служившие в странах Варшавского договора, особенно в ГДР, не раз отмечали высокое качество местных калашниковых. Особенно кучность стрельбы, которая, по отзывам, могла значительно превышать показатели советских оригиналов. Отчасти это объяснялось особенностями оружейных производств наших бывших союзников. Их заводы не были заточены на выпуск миллионов единиц оружия, что позволяло более скрупулезно отслеживать качество каждого образца. Второй фактор — патроны, качество которых в бывших соцстранах опять же из-за эффекта масштаба могло быть лучшим.

А уже в наше время производители калашниковых из бывшего советского блока даже предприняли попытку экспансии на российский гражданский рынок. В 2013 году в России начались продажи карабинов Archer — гражданская версия польского клона АК Radom от компании Fabryka Broni. Оружие с хорошей эргономикой и современным дизайном. Увеличенная длина газовой камеры и усиленная возвратная пружина обеспечивали более мягкую работу автоматики. Кучность оружия, по словам дистрибьютора, составляет около одной угловой минуты, правда, цена совсем не калашниковская. Так, в магазине «Охотник на Киевском» карабины Archer стоят 120 тысяч рублей. Для сравнения, карабины «Сайга» там же продаются за 21-22 тысячи рублей.

АК горячих финских парней

Путь в капиталистический мир советскому автомату проложили финны. В 1950 году они решили принять на вооружение новую штурмовую винтовку и, поразмыслив, пришли к выводу, что оптимальным выбором станет автомат Калашникова. В этом нет ничего удивительного, ведь после Второй мировой Хельсинки закупал советское оружие в больших количествах: танки Т-55, Т-72, БМП-2, военные самолеты (истребители МиГ-21), средства ПВО и т.д. А СССР в свою очередь размещал на финских предприятиях часть своих промышленных заказов, например финские заводы строили нам ледоколы.

Закупив необходимые лицензии, в 1960 году компания Valmet представила автомат Valmet Rk.60. Его устройство полностью повторяло советский прототип, а вот с дизайном финны экспериментировали, пытаясь приспособить оружие к условиям зимней войны. На первом образце не было спусковой скобы для удобства стрельбы в толстых рукавицах. Плюс был поставлен неказистый на вид нескладной металлический трубчатый приклад, пластиковая рукоятка (у АК в то время она была деревянной) и трубчатое цевье. Газовая трубка оставалась открытой.

В 1962 году после незначительных доработок (вернулась на место спусковая скоба и т.д.) автомат был принят на вооружение под обозначением Valmet Rk.62 — он по сей день стоит на вооружении Сил обороны Финляндии, производится для гражданского рынка (в самозарядном варианте) и на экспорт. Изначально оружие выпускалось под патрон 7,62х39 миллиметров, позже появились образцы под патроны 5.56х45 НАТО и 7,62х51 НАТО.

Впоследствии финны довольно много экспериментировали с дизайном и технологией производства своего автомата, например меняли фрезерованную ствольную коробку на штампованную, потом возвращались к фрезерованной — она была крепче и лучше поглощала тепло при интенсивной стрельбе. Опробовали четыре варианта приклада: фиксированные деревянный, пластиковый и трубчатый, а также складной трубчатый.

В начале 1980-х появилась модель Valmet М-82, скомпонованная по схеме буллпап, — пожалуй, один из самых неудачных АК-буллпапов. Ствольная коробка и ствол снизу охватывались специальным деревянным, а затем, пластиковым корпусом. Крышка ствольной коробки оставалась открытой, к ней крепилась нашлепка под щеку. Автомат получился на сто процентов «одноруким», то есть полностью исключавшим стрельбу с левого плеча. Ничем не закрытая рукоятка затвора могла бы травмировать стрелка, кроме того прицельные приспособления были вынесены влево. Про летящие в лицо гильзы можно не говорить.

Первоначально М-82 хотели вооружить десантников, но после первых войсковых испытаний стало ясно, что армейского будущего у автомата нет. В итоге финнам удалось продать чуть более двух тысяч буллпапов на собственном гражданском рынке и экспортировать в США.

А самым удачным с точки зрения дизайна, наверное, можно считать Valmet Rk.95, который внешне очень похож на израильский автомат Galil. Примечательно, что израильтяне в свое время обзавелись калашниковым именно благодаря финнам — те продали лицензию на Valmet Rk.62.

На просторах Палестины

Винтовки FN FAL, которыми были вооружены израильские солдаты в ходе Шестидневной войны, показали себя не лучшим образом — их автоматика оказалась слишком чувствительной к песку и пыли, которых на Ближнем Востоке предостаточно.

В 1969 году прошел конкурс на новую штурмовую винтовку для армии, в котором участвовали конструкторы Узиэль Галь (автор пистолета-пулемета Узи) и Исраэль Галили. Последний вышел победителем, предложив слегка оптимизированный Valmet Rk.62. Финны продали заклятым друзьям СССР документацию и оборудование для производства автомата, а, по слухам, первые партии Galil даже делались на основе финских ствольных коробок.

Из новшеств Galil — удлиненный до 50 сантиметров ствол, калибр 5,56 миллиметра (впоследствии выпускались образцы со стволами разной длины под патроны 7,62х39, 7,62х51 НАТО), щелевой пламегаситель, как у М16, складной рамочный приклад, заимствованный у одной из модификаций FN FAL, да и в целом в дизайне ранних «Галилов» читается влияние бельгийской винтовки. Еще из новшеств были складные сошки с открывалкой для бутылок, рукоятка для переноса и особая израильская фишка — удлиненная и загнутая вверх рукоятка затвора, позволявшая, не завязывая руки узлом, передергивать затвор левой рукой.

Оружие вышло удачным, но в армии продержалось недолго, уступив место американским М16 и CAR15 (укороченный вариант М16). Чаще всего говорят, что Galil был слишком тяжел. Это правда, автомат на базе калашникова весил примерно четыре с половиной килограмма, а М16 — около трех. Но дело не только в этом. В ходе арабо-израильских войн американцы продали израильтянам значительные партии своих винтовок по очень низким ценам. А Galil с его фрезерованной ствольной коробкой был довольно дорог в производстве, поэтому их стали выпускать только в качестве резерва, если по каким-то причинам прекратятся поставки М16. Кстати, эта замена вовсе не обрадовала самих израильских военных, которым нравилось надежное и проверенное оружие.

Еще Galil активно поставлялся на экспорт, а лицензии на его производство продавались другим странам. Израильтянам даже удалось потеснить СССР, а впоследствии и Россию в традиционных «калашниковских» регионах, как Латинская Америка, Африка и Азия. И даже на постсоветском пространстве, например в Эстонии (всего Galil стоит на вооружении более двух десятков стран). Можно вспомнить демарш Вьетнама в январе 2014 года, когда было объявлено, что подразделение IWI запустило здесь завод по производству Galil ACE 31 и Galil ACE 32. Это последние варианты израильского автомата с заметно улучшенной эргономикой и органами управления — телескопический приклад, автоматическая затворная задержка, рукоятка затвора расположена с левой стороны, а прорезь для нее закрыта специальной подвижной шторкой. Предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования (коллиматорные прицелы, фонари и т.д.).

Одно время среди российских любителей оружия Galil ACE называли доведенным до ума калашом. Сегодня на эту роль претендует автомат AK Alfa от другой израильской компании САА.

Предполагается, что Galil ACE 31 и Galil ACE 32 постепенно заменят находящиеся на вооружении вьетнамской армии автоматы Калашникова.

Бур с «калашом»

Интересная модель на базе калашникова появилась в ЮАР. Местная винтовка R4, разработанная в конце 1970-х годов южноафриканской компанией Vektor, представляла собой израильский Galil с незначительными изменениями в эргономике — приклад, пистолетная рукоятка и цевье были увеличены в размерах, поскольку потомки буров были заметно крупнее израильтян. Кстати, как и Galil, она сменила, стоявшую на вооружении бельгийскую FN FAL.

Так вот, R4 стала донором для создания самой удачной буллпап-версии на основе АК — автомата Vektor CR21. Таким образом Южная Африка включилась во всемирный флешмоб по созданию винтовки XXI века.

Винтовка Vektor CR-21
Видео: Vickers Tactical / YouTube

Надо заметить, что «обуллпапить» калашников пытались много раз, и делали это как для военных, так и для гражданского рынка. И всегда получалось не очень — оружие выходило неудобным, а зачастую и непростым в обслуживании.

Большинство буллпап-экспериментов сводилось к выносу рукоятки управления огнем перед магазином с соответствующей модернизацией УСМ, добавлению затыльника на заднюю часть ствольной коробки (получался эрзац-приклад) и щеки на крышку ствольной коробки. В результате предохранитель/переводчик огня оказывался где-то под ухом стрелка, рукоятка затвора, с одной стороны, была не очень доступна, а с другой, летала в непосредственной близости от лица стрелка и исключала возможность стрельбы с левого плеча. В качестве паллиативного решения (применяется, в частности, на моделях от Института инженерной физики) на крышке ствольной коробки устанавливается планка, защищающая лицо стрелка от гильз и движущейся рукоятки затвора.

На коммерческие образцы добавляют элементы, призванные улучшить эргономику оружия. При этом все вышеназванные недостатки одновременно затруднят обслуживание — некоторые буллпап-комплекты исключают возможность быстрой разборки. В 2013 году была попытка продвигать на российском рынке сербский буллпап-комплект «Горыныч» для тюнинга нарезной «Сайги». Его цена колебалась в пределах 19-23 тысяч рублей (едва ли не дороже самого оружия), а потенциальные пользователи рисковали, что тюнингованное оружие будет противоречить требованиям ЗОО. Чуть более эстетичный вариант под названием Spike AK X1S Ak 47 Chasis производится и продается в Америке. Компания Kushnapup предлагает буллпап-комплект для гладкоствольных ружей «Сайга». Это пластиковый корпус из двух частей с дизайном а-ля AUG, который собирается с помощью винтов и почти полностью «укутывает» ствольную коробку. Таким образом, разборка оружия без отвертки становится невозможной.

Буллпап-комплект Kushnapup для гладкоствольного карабина «Сайга» 12 калибра
Видео: Iraqveteran8888 / YouTube

Инженеры Vektor предложили простое и весьма изящное решение. Пластиковый футуристического вида корпус, куда вмонтирована гашетка с тягами, ведущими к УСМ, а также левосторонняя рукоятка затвора с тягой, которая при зарядке толкает затворную раму. Ствольная коробка и ствол R4 легко убираются в корпус и извлекаются из него. А верхняя часть корпуса с затыльником приклада служит крышкой ствольной коробки, которая снимается так же легко, как крышка калашникова. Все элементы крепятся одним поперечным штифтом. Естественно, атрибут «винтовки будущего» — коллиматорный прицел в качестве основного.

Из недостатков CR21, как правило, называют невозможность переключения выброса гильза на левую сторону, как на австрийском AUG, — мол, это затрудняет использование левшами. Однако на южноафриканской винтовке проблема стрельбы с левого плеча в целом решена довольно просто: на корпусах более поздних версий у окна для выброса гильз есть специальный наплыв, играющий роль отбойника. Благодаря ему стреляные гильзы не летят в лицо стрелка.

Буллпап-комплект Spike X1S Bullpup AK
Видео: Bernie Rolfe / YouTube

Несмотря на ряд удачных решений и формальные атрибуты винтовки XXI века, южноафриканское оружие, что называется, не «выстрелило». Военных не заинтересовало. На мировом рынке спроса нет. Благодаря дизайну винтовка засветилась в паре фантастических фильмов.

Впрочем, схожая судьба постигла и образцы оружия от куда более именитых производителей, например буллпап-автомат FN2000, созданный с нуля бельгийской FN.

< Назад в рубрику