Ушедший 2016 год был крайне непростым для Украины и принес много разочарований как в политике, так и в экономике. В наступившем году снова придется говорить о нарастании негативных тенденций для Киева, дальнейшем ухудшении и обострении ситуации в стране. Каждая из нынешних проблем украинских властей могла бы оказаться критической и для более успешного государства, а Киев сталкивается сразу со множеством таких угроз. «Лента.ру» анализирует главные вызовы, с которыми предстоит разбираться Украине.
О возможности социального взрыва, вызванного экономической политикой Киева, говорят едва ли не с первых постмайданных реформ, которые проводило еще правительство Яценюка. В 2017 году поводов для негодования у населения прибавится. Прежде всего, конечно, это запредельные тарифы на услуги ЖКХ. Народ уже выходил на улицы в конце минувшего года — когда пришли первые платежки, сформированные согласно с тарифами правительства Гройсмана.
Нет сомнений, что ситуация не улучшится. Во-первых, счета от государства за ноябрь и декабрь еще не самые большие — пик придется на январь и февраль. Во-вторых, в конце 2016 года ситуация смягчалась сбережениями, накопленными населением на черный день, но эта подушка безопасности скоро иссякнет. В-третьих, многим пока еще помогают государственные субсидии, но это ресурс не бесконечный, многие эксперты указывают на элементарную нехватку средств в бюджете, что спустя некоторое время непременно проявится.
Все усугубляется далеко не блестящим состоянием экономики страны в целом. В декабре 2016 года был национализирован «Приватбанк», и власти Украины сейчас забрасывают туда миллиарды гривен, чтобы удержать крупнейший банк страны на плаву. С одной стороны, процесс национализации такого актива чреват неожиданностями, способными очень быстро взбаламутить население. Например, в декабре были дни, когда новая администрация банка полностью прекращала платежи юридических лиц, что никак не добавило очков правительству. С другой стороны — даже при отсутствии серьезных эксцессов с «Приватбанком» финансовые вливания туда неизбежно повлекут за собой новый виток девальвации гривны и усиление инфляции. Кроме того, первые этапы давно рекламируемой Киевом пенсионной реформы планируется реализовать именно в 2017 году. Население ждет этого с тревогой.
Еще есть долг Украины перед Россией в три миллиарда долларов США. Пока МВФ сравнительно мягко предлагает Киеву все же решить этот вопрос, прежде чем просить новую финансовую помощь. Но требования «западных партнеров» могут приобрести и ультимативный характер, и как тогда власти Украины будут выкручиваться — совершенно непонятно.
О досрочных выборах Верховной Рады (а при случае и президента страны) тоже говорят не первый год. Но именно 2017-й может стать моментом истины в этом вопросе. В минувшем году некоторые политические игроки, неявно заинтересованные в перевыборах, официально ушли в оппозицию.
Среди представленных в парламенте Украины политсил на досрочные выборы делают ставку «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Оппозиционный блок» (по сути бывшие представители Партии регионов), «Самопомощь» мэра Львова Андрея Садового. На фоне не пользующейся широкой народной любовью политики нынешней власти у этих партий серьезно выросли рейтинги, так что игра для них стоит свеч.
Есть могучая сила, работающая на досрочные выборы вне стен Рады, — речь об опытнейшем политическом интригане Михаиле Саакашвили и его команде. Для бывшего президента Грузии промедление смерти подобно — надо действовать, пока его обличения в адрес действующей власти еще на слуху. Кроме того, можно предположить и наличие у Саакашвили личных мотивов мести: принимая недавно украинское гражданство из рук Порошенко, он совсем не так представлял себе карьеру в стране победившего Майдана.
Ради достижения своих целей все политические силы готовы зайти сколь угодно далеко, вплоть до применения силы. Интересы населения — это то, что их волнует в последнюю очередь.
О неутешительных итогах работы украинского МИД в 2016 году сказано достаточно. На внешнеполитической арене провал следовал за провалом: и в процессе «евроинтеграции», и во введении безвизового режима с ЕС, и на выборах президента США. Это большая проблема для Порошенко — ведь на Украине глава дипломатического ведомства назначается в правительство главой государства и взаимодействует в первую очередь именно с ним (остальных министров, кроме главы Минобороны, назначает Верховная Рада).
Главный внешнеполитический вызов для Украины в 2017 году — не оказаться в международной изоляции. А предпосылки к тому имеются, причем весьма серьезные. Не секрет, что избранный президент США Дональд Трамп относится к украинской проблематике, мягко говоря, без сильного энтузиазма. Скандалы, устроенные киевскими политиками в ходе избирательной кампании, лишь усугубили ситуацию. Пока в администрации президента Украины делают хорошую мину при плохой игре. Мол, все в порядке, личная встреча Порошенко и Трампа может состояться в феврале 2017 года, уже прошли «дружественные» телефонные переговоры, и вообще новая администрация в Вашингтоне «начинает знакомиться с украинским досье и готова выстраивать двусторонний диалог». Однако кулуарная информация совсем другая — ходят панические слухи, что в США хотят «отдать Украину во власть России».
В Европе также накопилась усталость от Украины, там хватает своих проблем. Яркая иллюстрация тому — бесконечная эпопея с безвизовым режимом. Киев с грехом пополам выполнил полторы сотни требований Брюсселя, среди которых были и откровенно унизительные для украинских чиновников, и… ничего. Под разными предлогами безвизовый режим отодвигается дальше и дальше. Более того, в СМИ и экспертном сообществе преобладают разговоры о том, как Украине этот самый вожделенный режим будут отменять. Представители ведущих стран ЕС, Германии и Франции, выступают с заявлениями об украинской коррупции, шокирующей даже больше, чем во времена Януковича.
Что же касается других внешнеполитических игроков, которые в разное время проявляли к Украине немалый интерес, — это, в частности, Китай, Великобритания, Канада — никто из них не рискует затевать крупные проекты в состоянии нынешней неопределенности. Все это формирует вокруг страны своеобразную зону отчуждения, и дальше слов дело ни с кем не идет.
В 2016 году отношения Киева и республик Донбасса сохраняли относительную стабильность. Де-юре не признавая их независимость, де-факто представители украинской власти и бизнеса под шум боевых действий вовсю налаживали процесс экономического сотрудничества. Например, не секрет, что именно в Донбассе закупается антрацитный уголь для украинских ТЭС, хотя это долго опровергалось.
Понятно, что любое грубое вмешательство Украины — военное или даже политико-экономическое — в процесс урегулирования конфликта может моментально спутать все расклады властного пасьянса в Киеве. О том, что такой вариант исключать нельзя, в столице Украины напоминают на самом высоком уровне. Например, в декабре секретарь Совета нацбезопасности страны Александр Турчинов дал скандальное интервью, заявив о необходимости полного прекращения грузопотока через линию разграничения в Донбассе, то есть фактически о блокаде неподконтрольных территорий.
Чиновник признал, что против выступают западные партнеры Украины. Идеи Турчинова поддержали «ветераны» печально известных «добровольческих батальонов» «Айдар» и «Донбасс». Они выразили готовность приступить к блокаде мятежных районов Донбасса.
Контрольные пункты на линии разграничения с украинской стороны давно превратились в высокодоходные коммерческие предприятия, у которых, конечно, есть покровители в Киеве. Грубая попытка передела этого «рынка» чревата серьезной внутренней схваткой на уничтожение, причем это будут реальные боевые действия между украинскими силовиками с соответствующей подковерной грызней в киевских кабинетах. Как не нарваться на такие неприятности — еще один вызов для Киева на 2017 год.
Нынешний зимний сезон чиновники в Киеве превратили в своего рода эксперимент, причем на людях. Напомним, что «Нафтогаз Украины» закачал в свои хранилища на зиму рекордно низкие 14,7 миллиардов кубометров газа. Для сравнения, в прошлом году было 17 миллиардов кубометров, в ЕС еще выражали недовольство и требовали 19 миллиардов кубометров.
По оценке экспертов, накопленного может хватить, но только если не случится крепкого мороза и других форс-мажоров. Самый опасный период — январь-февраль, и не исключено, что Украине придется выбирать — либо оставить своих граждан замерзать (а это прямой путь к социальному взрыву), либо прикарманить транзитный российский газ для европейских потребителей. Но ключевой фактор, способный полностью перекроить нынешнюю энергетическую карту страны, — ожидаемый до 31 марта вердикт арбитражного суда Стокгольма по спору «Нафтогаза» и «Газпрома». Напомним, что «Газпром», позиции которого явно сильнее в силу того, что компания опирается на реальный и действующий сейчас контракт с украинской стороной, выставил претензии в общей сложности почти на 40 миллиардов долларов. Киев, в свою очередь, требует 28,3 миллиарда. При решении в пользу России в 2017 году закончится не только украинская энергетика, а Украина как таковая, поскольку самостоятельно заплатить требуемую сумму Киев не сможет никаким образом.
Но даже при вполне вероятном нейтральном решении «Нафтогазу» есть над чем поломать голову в новом году: ведь в случае полного прекращения транзита российского газа, которое уже не за горами, газотранспортная система Украины обесценится сразу в пять раз.
***
Все эти проблемы накапливались годами. Простых и быстрых решений у них нет. Все возможные ходы чреваты такими побочными эффектами, что лекарство кажется страшнее болезни. Популизм самого низкого пошиба — другой формы общения с населением Киев просто не мыслит. В таких условиях желающих разгребать авгиевы конюшни украинской политики не найдется, значит, остается только гадать, какой фактор дестабилизации сработает в новом году. И насколько еще велик запас прочности государства Украина.