Великобритания вернется в Евросоюз, биткоин подорожает в три раза, а слабые компании уйдут с рынка и разорятся из-за запредельных процентных ставок. Таков очередной набор «шокирующих предсказаний» от датского Saxo Bank, традиционно представленных в новом году. «Лента.ру» изучила мрачные прогнозы иностранных аналитиков на 2017 год.
Концепция «черного лебедя» — то есть события маловероятного, сенсационного, которого никто не ждет, но которое в корне меняет всю систему — была предложена в начале двухтысячных американским финансистом ливанского происхождения Насимом Талебом. Saxo Bank давно пытается ухватить этого «лебедя» за хвост, то есть предсказать нечто неправдоподобное для финансового мира. В точку эксперты финансовой организации попадают редко, но в данном жанре такая задача и не ставится.
Так, в декабре 2015 года Saxo Bank предсказывал сокрушительную победу Демократической партии на выборах в США. Хиллари Клинтон не только разгромит Дональда Трампа (или другого кандидата от республиканцев), демократы еще и получат большинство в Сенате и Палате представителей. Все вышло с точностью до наоборот: Трамп одолел Клинтон, а «великая старая партия» сохранила превосходство в обеих палатах Конгресса, потеряв разве что пару мест в Сенате.
Не сбылось и предсказание о том, что летняя Олимпиада в Рио даст толчок развивающимся рынкам во главе с Бразилией. Пока ВВП по итогам года ни в одной стране не подсчитан, но к середине декабря MSCI Emerging Markets (индекс развивающихся рынков, содержит данные по 23 странам) поднялся только на 10 процентов, а не на 25, как предсказывали в Saxo Bank. Да и этот рост во многом вызван восстановлением цен на нефть после обвала прошлой зимой.
К слову, Saxo Bank не угадал и с нефтью: предсказывалось, что она подорожает до 100 долларов за баррель. Аналитики банка предполагали, что после падения котировок в начале 2016 года (так и случилось: баррель опустился до 25 долларов в январе) ОПЕК резко ограничит добычу, и вкупе с падением инвестиций, продолжающимся уже второй год, это приведет к взрывному росту цен. Прогноз не оправдался — точнее, оправдался в крайне смягченном виде. Действительно, ОПЕК и другие нефтедобывающие государства сели за стол переговоров. Действительно, цена на нефть поднялась, но ограничение оказалось сравнительно небольшим и вполне сопоставимым с текущим уровнем добычи. Стоимость черного золота выросла лишь до 55-57 долларов за баррель, хотя на фоне катастрофы января и это выглядит прекрасным результатом.
Зато почти сбылось (и есть шанс, что сбудется полностью) позитивное предсказание о судьбе российского рубля. В Saxo Bank в декабре 2015 года предполагали, что валюта РФ укрепится на 20 процентов. Рубль действительно стал одной из лучших валют на развивающихся рынках — благодаря все тому же повышению цен на нефть и стабилизации российской экономики.
В 2016 году, как пишет главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен, реальность удивительнее самых смелых прогнозов: Великобритания проголосовала за Brexit, а американцы выбрали президентом Трампа. «Поэтому главная тема наших шокирующих предсказаний на 2017 год — отчаянные времена, требующие отчаянных мер», — отметил эксперт.
Из десятка рискованных прогнозов на первое место поставили возрождение экономики Китая — точнее, ее сверхбыстрого роста, о котором мы уже подзабыли. В последнее время КНР хоть и остается наряду с США главным локомотивом мировой экономики, рекордными показателями не отличается: ВВП там увеличивается на шесть, максимум на семь процентов в год.
Согласно прогнозу, Китай может понять, что развивать производство и инфраструктуру дальше некуда, это конец пути, и через масштабное фискальное и монетарное стимулирование откроет рынки капитала, что позволит успешно перейти на модель роста, основанную на потреблении.
В результате экономика Поднебесной вырастет на восемь процентов — в основном за счет сектора услуг. Эйфория, вызванная тем, что частное потребление стимулирует экономику, приведет к тому, что индекс Shanghai Composite взлетит по сравнению с 2016 годом в два раза и преодолеет отметку в 5000 пунктов.
Непонятно, как при таком раскладе решать проблему с долгом КНР, достигшим 250 процентов ВВП, — это вполне нормальный показатель для развитой страны, но совершенно неадекватный для развивающейся. С другой стороны, у китайцев на руках накопились абсолютно эпических размеров сбережения, и задача государства — обеспечить их расходование. Так что многое зависит от того, насколько успешно удастся справиться с этой задачей.
Усиление популизма по обе стороны Атлантики дисциплинирует европейских лидеров, заставит их перейти на новый, более конструктивный уровень, им придется учиться договариваться между собой. ЕС пойдет на уступки в вопросах иммиграции и паспортизации для британских компаний финансового сектора. К тому времени как на голосование в британский парламент вынесут вопрос об использовании статьи 50 (она регламентирует выход той или иной страны из союза), настроения изменятся в пользу нового соглашения.
Великобритания останется в ЕС, Банк Англии поднимет ставку до 0,5 процента, а соотношение евро к фунту стерлингов рухнет до уровня 0,73:1, напомнив о 1973 годе, когда страна вошла в состав Европейского экономического сообщества.
Предсказание Saxo Bank пока выглядит маловероятным — очень уж поругались британцы с Евросоюзом, чтобы вдруг пойти на попятную. Надо учитывать и развитие событий в континентальной Европе, где позиции евроскептиков стремительно укрепляются. В Италии и Нидерландах уже в следующем году партии, негативно относящиеся к руководству ЕС, могут сформировать правящие коалиции. Но, может, на то и расчет, что Брюссель, оказавшись в действительно тяжелой ситуации, пойдет на серьезнейшие уступки?
Saxo Bank ожидает, что при Трампе фискальные расходы в США сильно вырастут, а дефицит бюджета поднимется с 600 миллиардов до 1,2-1,8 триллиона долларов. Это запустит инфляцию в США, вынудив ФРС ускорить процесс повышения ставки. В итоге курс доллара выйдет к новым максимумам. На развивающихся рынках возникнет эффект домино, особенно в Китае, где начнут искать альтернативы системе бумажных денег с доминирующим долларом, а также постараются вырваться из зависимости от монетарной политики Соединенных Штатов.
Все это приведет к усилению популярности криптовалют, в первую очередь — биткоина. Когда банковские системы и власти России и Китая признают биткоин в качестве частичной альтернативы доллару, его стоимость вырастет в три раза — до 2100 долларов.
В этом прогнозе вызывает сомнения не рост курса биткоина как таковой — подобное случалось уже не раз, — а позиция России и Китая. В Москве и Пекине на данный момент криптовалюту рассматривают как подозрительное и потенциально опасное явление. И если это отношение изменится, то биткоин совершит самый настоящий прорыв.
В Германии банковский сектор попал в ловушку из-за отрицательных процентных ставок и слишком плоской кривой доходности, лишившись доступа на рынки капитала. В рамках ЕС поддержка немецких банков неминуемо влечет за собой и помощь всем остальным банкам Европы, что весьма кстати для итальянских кредитных организаций, обремененных безнадежными кредитами и стагнацией в экономике.
Новые гарантии ЕС позволят итальянской банковской системе рекапитализироваться, будет сформирован Европейский банк безнадежных долгов, что поможет почистить балансы европейских финансовых корпораций и снова запустить кредитные механизмы. Акции итальянских банков вырастут более чем на 100 процентов.
Италия — очередной «больной человек Европы» (предыдущие «больные» — например, Греция, впрочем, не вылечились, а скорее подключены к аппарату искусственного жизнеобеспечения). Банки страны находятся на грани краха, старейшее кредитное учреждение мира Monte dei Paschi за год с небольшим лишилось 96 процентов капитализации. Обрушение банковской сферы в Италии приведет к очередному еврокризису. В Риме, Брюсселе и Берлине давно ломают голову над тем, что делать. Предложенная схема действительно может стать выходом из положения, но лидеры, решившиеся ее применить, рискуют совершить политическое самоубийство.