Резкое похолодание заставило Европу побить рекорд потребления российского газа. В «Газпроме» воспользовались моментом и напомнили партнерам о том, как важно построить еще один газопровод. Повлияют ли морозы на спор сторонников и противников строительства «Северного потока-2»?
На днях глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил о рекордном экспорте газа в дальнее зарубежье в 2016 году — 179,3 миллиарда кубометров, это исторический максимум. В годовом выражении объем поставок вырос на 12,5 процента. Миллер говорит о значительном увеличении спроса на российский газ в Европе. По данным компании-оператора Nord Stream, среднегодовая загрузка газопровода «Северный поток» в 2016 году составила 80 процентов.
Спрос продолжил расти и в новом году. Уже в первые дни января «Газпром» несколько дней подряд фиксировал рекордные объемы поставок газа по «Северному потоку». Как сообщали в ТАСС, суточный объем экспорта 1 января впервые достиг 160,75 миллиона кубометров и ежедневно увеличивался. 6 января компания поставила по «Северному потоку» 165,5 миллиона кубометров газа.
В «Газпроме» отмечали, что холдинг вышел на принципиально новый уровень экспорта в условиях похолодания, снижения собственных объемов добычи в Европе и роста спроса на газ на энергетическом рынке. По мнению аналитика ГК «Алор» Кирилла Яковенко, рост экспорта российского газа в Европу на 12,5 процента — большая победа «Газпрома». Само по себе увеличение потребления ресурсов в период сильных холодов необычным, конечно, не назовешь. «Но большая часть этого пикового потребления приходится на "Газпром" — это говорит о том, что тактика взаимодействия с потребителями оказалась верной и приносит свои плоды», — считает эксперт.
«Как правило, Европа закупает газ впрок еще до наступления холодов, но при исчерпании запасов начинает наращивать закупки, как и произошло в этот раз. Безусловно, газ закачивается в высвободившиеся ПХГ и на другие холодные месяцы», — говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. То есть за пиком последует снижение, как только хранилища вновь пополнятся.
При этом говорить, что доля «Газпрома» на европейском рынке будет расти, нельзя, поскольку европейское законодательство ограничивает возможности как продавца, так и потребителя, считает эксперт. При наилучшей ценовой конъюнктуре на мировых рынках энергоресурсов с российским газом будет конкурировать американский СПГ. Однако на ближайший год российскому холдингу беспокоиться не о чем, и его доля вряд ли опустится ниже 33 процентов, полагает Дмитрий Лукашов.
Некоторые эксперты связали рост объемов экспорта российского газа с решением ОПЕК о сокращении добычи нефти. Европейцы понимают, что после решения ОПЕК газ не подешевеет, а подорожает. «Поэтому пытаются максимально выбрать те объемы, которые можно выбрать. Если посмотреть четвертый квартал сего года, там рекорд особенно заметен», — рассказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин Национальной службе новостей (НСН).
По его словам, отказ Украины от российского газа не повлиял на позиции «Газпрома». «Даже те объемы, которые недополучила Украина, не докупая газ у “Газпрома”, по сути это те, которые “Газпром” поставил дополнительно в Европу, а трейдеры продали обратно Украине. Все это вместе взятое показывает, что “Газпром” сохраняет свои позиции. Его доля на европейском рынке в 2016 году выросла», — подчеркнул эксперт.
В «Нафтогазе Украины» в январе заявили, что из-за сильных морозов ожидают «провокаций со стороны "Газпрома" и необоснованных обвинений Украины в невозможности обеспечить транзит». «Вполне вероятна ситуация, когда у "Газпрома" не хватит ресурсов и на обогрев своих, и на экспорт в ЕС. Тогда крайними пытаться сделать нас», — сообщила украинская компания в Facebook.
В декабре украинская сторона обвинила «Газпром» в нарушении контракта по транзиту газа. В частности, пресс-секретарь «Укртрансгаза» Максим Белявский заявил в Facebook, что российский холдинг в очередной раз снизил давление на входе в газотранспортную систему Украины. Тогда же в «Нафтогазе» со ссылкой на данные Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG) отметили, что транзит российского газа через Украину с 22 декабря сократился на 19 процентов из-за увеличения поставок по «Северному потоку» в газопровод OPAL.
В конце прошлого года поставки через «Северный поток» в OPAL (расположен в ФРГ и объединяет российский «Северный поток» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы) выросли с 57,1 миллиона кубометров до 80,5 миллиона кубометров в сутки (на 41 процент), объем транспортировки газа по украинской ГТС в направлении Словакии уменьшился со 148,9 миллиона кубометров до 120,8 миллиона кубометров в сутки.
Из-за ограничений, наложенных в 2009 году европейским регулятором, газопровод OPAL был загружен не полностью. Однако в конце октября Еврокомиссия одобрила расширение доступа «Газпрома». Российский холдинг имел право только на половину мощностей OPAL (12,8 миллиарда кубометров). Теперь «Газпром» может приобретать квоты еще на 40 процентов.
Действия Еврокомиссии обжаловала в суде Польша. 27 декабря глава польской энергетической компании PGNiG Петр Возняк заявил, что Варшаве удалось заблокировать решение Еврокомиссии о расширении доступа «Газпрома» к OPAL.
В январе нынешнего года объем загрузки «Северного потока» в пересчете на год на 10 процентов превысил проектные мощности газопровода, сообщил Алексей Миллер. Глава российского холдинга, пользуясь случаем, еще раз подчеркнул важность безтранзитного газопровода, который десятилетиями сможет «гарантированно обеспечивать Европу российским газом». Таким газопроводом будет «Северный поток- 2», отметил глава «Газпрома».
«Северный поток-2» недаром был упомянут в контексте роста поставок газа. Соглашение акционеров по этому проекту (две новые нитки общей годовой мощностью 55 миллиардов кубометров), подразумевающему расширение «Северного потока» (строительство третьей и четвертой ниток), было подписано в начале сентября прошлого года в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке. Ввод трубопровода в эксплуатацию запланирован на четвертый квартал 2019 года, однако против его строительства активно выступают прибалтийские государства, Польша и Украина. Проект критикуют и в США. В состав нового консорциума по реализации проекта, помимо «Газпрома», входит ряд крупнейших европейских компаний (E.ON, Shell, BASF/Wintershall, OMV и Engie), но его реализация все еще под вопросом.
Европейцы ценят «Газпром» за надежность поставок, хотя и не могут смириться с его монопольным положением, считает Кирилл Яковенко. В то же время украинская газотранспортная система вызывает сомнения в бесперебойности поставок. А тут еще и строящийся «Турецкий поток», который, скорее всего, приведет к еще большей монополизации рынка «Газпромом». Вопрос с использованием оставшихся квот по OPAL, по мнению эксперта, во многом политический. Европа защищает интересы Украины, поэтому фактический рост спроса на российский газ вряд ли будет определяющим в этом споре. «Независимых поставщиков газа на эти квоты так и не нашлось, но если разрешить "Газпрому" выкупать оставшиеся 40 процентов транзита газа, то он сможет с большей уверенностью отказаться от транзита газа через Украину», — считает эксперт.
По мнению Дмитрия Лукашова, строительство «Северного потока-2» и предоставление «Газпрому» расширенного доступа к мощностям OPAL — это два взаимоисключающих вопроса. «То есть если будет построен газопровод, то "Газпрому", в принципе, не понадобится увеличивать прокачку по OPAL», — говорит аналитик. А если его не построят — что, по мнению Дмитрия Лукашова, более вероятно, то доступ в OPAL крайне желателен, поскольку возможности украинской газотранспортной системы не безграничны. К тому же в последние годы на ее модернизацию тратится все меньше и меньше средств из-за приближающегося истечения срока транзитного договора между Украиной и Россией.
Если решение Еврокомиссии суд все же оспорит и доступ к OPAL будет закрыт, то в отсутствие «Северного потока-2» «Газпрому» придется искать альтернативные варианты поставок в такие пиковые периоды, как сейчас. «К сожалению, политика всегда мешает здравому смыслу, — добавляет эксперт. — С одной стороны, "Северный поток-2" — это гарант бесперебойных поставок и возможность оставить вопрос по OPAL в покое. С другой — камень преткновения: украинская газотранспортная система и мощная поддержка членов ЕС, препятствующих решению вопроса по строительству газопровода».
Аналитик полагает, что в итоге в ЕС создадут условия, не допускающие строительство «Северного потока-2», а «Газпром» будут подталкивать к продолжению транзита газа через Украину с последующими совместными с Европой инвестициями в модернизацию ГТС. «Учитывая, что строительство "Северного потока-2" — дорогое удовольствие, и вероятную его недозаполненность в будущем это неплохой вариант с точки зрения экономики, — говорит эксперт, — но совсем не привлекательный с точки зрения политической позиции России».