Минувший год стал четвертым в череде кризисных лет российского авторынка. Завершившись с результатом 1,4 миллиона проданных автомобилей (минус 10 процентов к 2015 году), он не принес утешения отечественным производителям и дилерам. Однако для мирового автомобильного рынка 2016-й, безусловно, был очень тучным. Все крупные рынки, статистика по которым подведена, показали плюс, некоторые автопроизводители вышли на исторический рекорд продаж.
Впрочем, бурный рост чреват последующим «похмельем» — снижением спроса. По прогнозам, 2017-й станет сложным годом для автопроизводителей, поскольку огромные рынки США и Китая притормозят. Почему так произойдет и по каким причинам 2016 год оказался столь успешным для автобизнеса, разбирается «Лента.ру»
Американский авторынок в 2016 году сумел побить прошлогодний рекорд: реализовано 17 с половиной миллионов автомобилей, что на 0,4 процента больше результатов 2015 года. По мнению Business Insider, один из ключевых факторов роста — подешевевший вслед за нефтью бензин. В начале 2016-го цена литра бензина в некоторых штатах достигла исторического минимума — 10 центов (около восьми рублей по тогдашнему курсу). Сыграли свою роль отложенный спрос — средний возраст автомобилей в США достиг 11 лет — и доступное автокредитование.
Лидеры американского рынка — General Motors (3,4 миллиона проданных автомобилей, минус 1,3 процента к прошлому году), Ford (2,5 миллиона, минус 0,2 процента) и Toyota (2,4 миллиона, минус 2 процента). На четвертом месте Fiat Chrysler Group — 2,2 миллиона, минус 0,4 процента. Замыкает Топ-5 Honda — 1,6 миллиона, плюс 3,2 процента.
Дешевый бензин вывел в топ самых продаваемых большие внедорожники и пикапы. Лидирует Ford F-150, прибавивший пять процентов к прошлому году, всего было реализовано 733 тысячи автомобилей этой модели. У Chevrolet Silverado 520 тысяч проданных единиц, на третьем месте пикап Dodge RAM — 441 тысяча. Первый легковой автомобиль в рейтинге расположился лишь на четвертой строчке, это Toyota Camry (355 тысяч).
Хотя «большая тройка» американского автопрома хорошо зарабатывает на росте рынка, эксперты обеспокоены его темпами. По их мнению, стабильно высокие продажи предпочтительнее рекордно высоких, после которых неизбежно наступает спад. Так что 2017 год может разочаровать, предупреждают они.
Западная Европа также бьет рекорды. За 12 месяцев продано 14 миллионов машин (плюс шесть процентов к 2015 году), это лучший результат с 2007 года.
Авторынок Германии растет третий год подряд. Согласно данным Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), в 2016-м в стране было продано 3,4 миллиона автомобилей, что на пять процентов больше, чем годом ранее. По словам президента VDA Маттиаса Виссмана, это лучший результат текущего десятилетия.
Тройка немецких лидеров представлена исключительно национальными производителями: Volkswagen (656 тысяч реализованных машин, минус 4,3 процента), Mercedes-Benz (311 тысяч, плюс 8,5 процента), Audi (289 тысяч, плюс 7,6 процента). Несмотря на двукратный отрыв от конкурентов, доля Volkswagen на рынке за год снизилась с 21,4 до 19,6 процента. Ведущей немецкий автопроизводитель еще не оправился от «дизельного скандала».
Авторынок, по мнению экспертов, поднялся благодаря общему росту немецкой экономики, один из столпов которой — как раз автопром. Так, в 2016 году Германия экспортировала за рубеж 4,4 миллиона автомобилей.
Британский авторынок бурно рос в течение всего года, установив абсолютный рекорд продаж в сентябре (469 тысяч машин) и прибавил 2,5 процента к 2015-му. Всего было реализовано 2,7 миллиона автомобилей. Тому способствовали растущая экономика, легкий доступ к кредитам, разнообразные финансовые программы, а также обновление производителями модельного ряда.
Самые продаваемые бренды в Великобритании — Ford (318 тысяч машин), британская марка Vauxhall (250 тысяч) и Volkswagen (207 тысяч). Однако их результаты ощутимо слабее, чем год назад — эти марки потеряли 5,7 и 7,5 процентов соответственно. Вырасти удалось премиальным брендам — Land Rover (плюс 19 процентов), Mercedes-Benz (плюс 17 процентов), BMW (плюс 9) и Audi (плюс 6).
Главным фактором риска для авторынка в 2017 году эксперты считают политическую нестабильность, связанную с выходом Британии из Евросоюза, что чревато повышением цен на автомобили из-за ослабления фунта.
Французский рынок легковых автомобилей увеличился на 5,1 процента, продажи — чуть более двух миллионов машин. Это лучший результат с 2011 года — и первый раз за пять лет, когда показатель перевалил за два миллиона.
Как и в предыдущие годы, наиболее востребованы национальные производители: Renault (408 тысяч, плюс 6,6 процента к 2015-му), Peugeot (335 тысяч, плюс 2,6 процента) и Citroen (195 тысяч, минус 3 процента). Однако основной прирост продаж обеспечили иностранные бренды, их результаты в среднем выше на 3,7 процента.
В числе фаворитов Hyundai и Kia, прибавившие по 17 и 16 процентов соответственно (28 тысяч и 33 тысячи машин), а также Fiat — 15 процентов (62 тысячи). В «отрицательный» топ-3, помимо Citroen, вошел его премиальный отпрыск DS (минус 7 процентов, 28 тысяч автомобилей) и Nissan (минус 6,8 процента, 69 тысяч).
В целом самые продаваемые бренды 2016 года в Европе — Volkswagen (1,3 миллиона машин, плюс 0,1 процента), Renault (816 тысяч, плюс 13 процентов) и Ford (811 тысяч, плюс 4,3 процента). Согласно данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), Volkswagen Golf и Polo остаются наиболее востребованными моделями. Однако незначительное годовое увеличение продаж (всего около 1300 штук) в условиях растущего рынка привело к тому, что доля Volkswagen в Европе сократилась на один процентный пункт.
Авторынок Китая в 2016 году вырос сразу на 16 процентов, до 23,9 миллиона проданных машин, что вновь сделало его крупнейшим в мире. Рынок увеличивается из года в год (последний раз он снижался в 1990 году), однако по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), 2016-й стал рекордным за последние три года по темпам роста. Основным драйвером, по мнению экспертов, послужили налоговые льготы для покупателей малолитражных машин с объемом двигателей до 1,6 литра. Ставка налога на такие автомобили была снижена вдвое.
Взлет рынка потянул за собой сопутствующие рекорды: так, в Mercedes-Benz заявили о том, что минувший год — наиболее успешный для марки за всю ее историю в Китае, продано 472 тысячи машин (плюс 2,6 процента). О значительном увеличении продаж рапортовали Jaguar Land Rover, Ford Motors и General Motors. Суббренд последней компании, Buick, вошел в топ-5 самых продаваемых машин на рынке благодаря люксовому седану Excelle GT.
Лидируют, согласно промежуточным итогам, марки Volkswagen, Changan и Wuling. Наиболее популярные модели — Volkswagen Lavida (аналог североамериканского Passat), разошедшийся тиражом в 450 тысяч машин, минивэн Wuling Hongguang (438 тысяч) и кроссовер Haval H6 (410 тысяч).
Активность национальных производителей демонстрируют объемы производства, выросшего в 2016 году на 14 процентов, до 25 миллионов автомобилей. При этом в сегменте электромобилей китайские бренды доминируют над американцами и европейцами. Всего в Китае сейчас 650 тысяч электрокаров, 95 процентов которых — местного производства.
Как и в США, успех тут тоже основной фактор риска: эксперты отмечают, что налоговые послабления нарушили естественный процесс формирования спроса. Многие потребители поспешили заменить машины, хотя в обычной ситуации отложили бы покупку на следующий год. То есть 2017 год тоже грозит китайскому авторынку «похмельем».
Японский авторынок оживился после трех лет снижения — в 2016 году продажи увеличились на 3,6 процента, до 2,8 миллиона автомобилей. Отметим, что в статистику не включаются кей-кары с объемом двигателя до 660 кубических сантиметров.
По данным Японской ассоциации автодилеров (JADA), лидируют на рынке Toyota (1,3 миллиона проданных машин, плюс 6,8 процента), Honda (383 тысячи, плюс 0,7 процента) и Nissan (319 тысяч, плюс 3 процента). Наиболее популярные модели — Toyota Prius (248 тысяч реализованных автомобилей), Aqua (168 тысяч) и Sienta (125 тысяч). В топ-5 входят Honda Fit (52 тысячи) и еще одна модель Toyota — минивэн Voxy.
Как отмечают эксперты, японский авторынок находится в неустойчивом положении из-за планируемого ужесточения на выдачу субсидий покупателям экологичных автомобилей — например, таких как Toyota Prius. В настоящее время субсидии получают 90 процентов покупателей, правительство намерено снизить этот показатель сначала до 80, а потом до 70 процентов. Так что в наступившем году японский авторынок может опять оказаться в минусе.
Мировым лидером по продаже автомобилей в минувшем году стал концерн Volkswagen, реализовавший 10,1 миллиона автомобилей (плюс 1,4 процента к 2015-му). Несмотря на тянущийся шлейф «дизельгейта», 2016-й — самый успешный год за всю историю немецкого автогиганта. На втором месте Toyota, продавшая 9,9 миллиона машин (плюс 0,2 процента). Замыкает первую тройку альянс Renault-Nissan с результатом 8,5 миллиона автомобилей. В топ-5 вошли альянс Hyundai-Kia (8,1 миллиона) и General Motors (7,9 миллиона).
Согласно промежуточным итогам портала Focus2car (данные за 9 месяцев 2016 года), самая продаваемая модель в мире — Toyota Corolla, всего было продано 945 тысяч машин. Второе место у Volkswagen Golf, реализованном — во всех вариантах исполнения — в количестве 730 тысяч штук. На третьем месте — Ford F-150 с результатом 728 тысяч. В топ-10 вошли Ford Focus, Hyundai Elantra, Volkswagen Polo, Toyota RAV4, Honda CR-V, Toyota Camry и Honda Civic.