Денежные компенсации пострадавшим автомобилистам заменят на ремонт. Таково важнейшее изменение правил игры на рынке ОСАГО с момента его появления в России. 10 января в Госдуме прошел круглый стол, где депутаты рассмотрели принятые ранее в первом чтении поправки в соответствующий закон. Эксперты уверены, что новая система сможет облегчить жизнь простым автовладельцам и убрать с рынка криминальных автоюристов.
В 2017 год рынок автострахования России вступает с серьезными изменениями. Они, в частности, касаются одного из ключевых сегментов — обязательного автострахования. Банк России и Минфин в этом году планируют запустить новую систему компенсаций по ОСАГО. Вместо страховых выплат пострадавшему автомобилисту предлагается воспользоваться натуральным возмещением. Проще говоря, ремонтом.
Чтобы разобраться в особенностях работы новой системы, «Лента.ру» побеседовала со специалистами. По их словам, практика применения натуральной формы возмещения на рынке автострахования широко распространена в мире, и именно она позволит покончить с проблемой мошенничества автоюристов.
«Это эффективная форма. Если страховщики сами оплачивают автомобильный ремонт, то третьих лиц не возникает, — говорит управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. — Сбалансированность этой системы приводит к тому, что довольны все участники — и страховщики, и потребители услуг. Единственное, что тут нужно внедрить, — это эффективный контроль качества автосервисов».
То, что рынок автострахования испытывает проблемы и ситуация нуждается в изменениях, подтверждают чиновники. Однако, по их словам, оснований для повышения тарифов ОСАГО по всей отрасли нет.
«Есть несколько субъектов, где убыточность ОСАГО превышает 200 процентов, но есть большое количество регионов, где она находится на уровнях несколько ниже 100 процентов, как, собственно, и должно быть. Есть и ряд страховых компаний, которые работают с еще меньшим убытком, поэтому поднимать тарифы для всех, в том числе для непроблемных регионов, где убыточность очень низкая, конечно, неправильно», — заявил «Известиям» замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.
Сейчас же необходимо решить вопрос с автоюристами, считает Моисеев.
«Большинство прав требования по итогам судебных тяжб переходит к автоюристам, и зачастую граждане получают минимум средств. Они судятся, и все отсуженные средства оставляют себе, деньги оседают в юридических компаниях», — объяснил заместитель министра.
Разработать улучшенную систему ОСАГО еще в апреле 2016 года поручил президент России Владимир Путин.
Специалисты отмечают, что новый порядок возмещения ущерба выгоден в первую очередь автомобилисту — он получит отремонтированную машину, а также страховщику — компания не выплачивает часто завышенные суммы за ремонт и вознаграждения так называемым автоюристам, а чинит авто и, соответственно, оплачивает только реальную стоимость ремонта — так же как и в системе КАСКО.
Что немаловажно для автовладельцев, ремонт теперь будет проводиться без учета износа, тогда как действующее законодательство пока предусматривает износ при расчете возмещения. Соответственно, страховая выплата выходила меньше стоимости ремонта, чем были недовольны многие владельцы старых автомобилей, вынужденные при ремонте ставить новые детали.
Одно из главных достижений обновленной системы — за бортом остаются мошенники, криминальные автоюристы, которые обещают пострадавшим водителям выбить деньги из страховой компании. Их действия уже привели рынок к ситуации, близкой к кризисной. Примечательно, что от действий посредников страдают не только страховщики, но и автомобилисты, причем весьма существенно: они недополучают компенсации, подвергаются обману, а иногда без своего согласия и ведома становятся участниками мошеннических схем.
«Я попал в ДТП, пошел в ГАИ за справкой, там дежурили автоюристы, — вспоминает волгоградец Алексей Протасов, пострадавший в ДТП. — Они мне предложили свои услуги, по которым я заключаю с ними договор, а они мне выплачивают деньги. Я согласился, они мне выплатили 20 тысяч. Через некоторое время я узнал, что эти автоюристы по моей страховке получили 77 тысяч».
Причем налог с полученной автоюристами завышенной суммы от имени потерпевшего будет выплачивать он сам, а это уже прямой удар по его кошельку.
Разумеется, рынок посредников между автомобилистами и страховыми компаниями криминализирован не полностью. Но его значительная часть занята именно черными автоюристами. По данным Национального института финансовых исследований (НАФИ) и Института региональных проблем, 30-40 процентов рынка принадлежит им.
Они используют мошеннические схемы: фальсифицируют сами страховые случаи, совершают подлоги документов и вводят в заблуждение автовладельцев, говорится в совместном исследовании двух организаций. Из-за действий криминальных автоюристов в 2015 году автовладельцы недополучили 7,74 миллиарда рублей: каждая вторая выплата по суду была получена не пострадавшими в ДТП, а мошенниками, отмечают эксперты.
Далее. 52 процента водителей считают, что автоюристы только и делают, что наживаются на чужих проблемах. Таковы результаты опроса исследовательского холдинга «Ромир».
В некоторых регионах России деятельность автоюристов полностью дискредитировала институт ОСАГО. Например, Волгоградская область, где действуют целые организованные преступные группировки автоюристов, которых привлекает возможность получить со страховщиков «живые» деньги.
Часто мошенники действуют по нескольким схемам: предварительный сговор «участников» ДТП с целью повреждения машины или сваливание вины на человека, который в ДТП не участвовал. В первом случае после инсценировки ДТП вместе с обращением в страховую компанию производится оценка повреждений и расчет стоимости ремонта транспортного средства в дружественной с автоюристами экспертной организации, которая, как правило, оказывается сильно завышенной.
Во втором случае, чтобы получить выгоду, злоумышленники незаконно используют персональные данные граждан для составления фиктивных европротоколов о ДТП без участия представителей ГИБДД. Таким образом одного и того же водителя могут подставить 10-15 раз.
Самая же распространенная схема — это когда автоюрист приезжает на место аварии до ГИБДД и предлагает оформить доверенность на представление интересов потерпевшего в суде. После чего перед автоюристом открывается большое пространство для манипуляций в рамках старой системы ОСАГО.
Новая система, в которой не будет денежных выплат, позволит очистить рынок от недобросовестных посредников и мошеннических схем, уверены эксперты.
Специалисты считают, что внедрение натуральной формы возмещения ущерба приведет к повышению качества услуг на рынке и сыграет на руку потребителям. То есть прежде всего от этого выиграет простой российский автовладелец.
«Необходимо снижать убыточность рынка автострахования и пресечь переток средств в сторону посредников. Я бы хотел отметить, что далеко не все автоюристы — мошенники, но значительная их часть действительно находится в сговоре, например, с судьями. Деньги таким образом уходят в карманы не добросовестных автовладельцев, а сомнительных людей», — утверждает Павел Самиев.
Эксперт говорит, что страховщики в 2016 году понесли большие убытки. Причем вызваны они были не подорожавшим ремонтом, не повышенной аварийностью, а в основном мошенничеством. Страдают от него и автомобилисты, которые часто заочно участвуют в аферах, даже не догадываясь об этом.
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, в свою очередь, сообщил, что объем мошенничества в прошлом году составил 18 миллиардов рублей, в 2017-м цифра может вырасти до 25 миллиардов.
«В то же время по новым правилам выигрывает потребитель, так как ему не нужно доплачивать за запчасти. Страхователь таким образом получает более качественную услугу», — констатирует он.