Неласковый щебет

Как Дональд Трамп взял в оборот автопроизводителей при помощи Twitter

Дональд Трамп
Фото: Brian Snyder / Reuters

Дональд Трамп не стал дожидаться инаугурации, чтобы начать воплощать в жизнь два правила своей администрации, которые он назвал главными: «покупай американское» и «нанимай американцев». В начале января Трамп обрушился в Twitter на General Motors за то, что компания собирает машины в Мексике, а затем беспошлинно ввозит их в США. Спустя несколько дней он раскритиковал планы Toyota по запуску в Мексике сборочного производства. «Ничего не выйдет. Стройте завод в США или платите налог на импорт», — предупредил он автопроизводителей.

После этого досталось BMW, Daimler и Volkswagen. Немецкие концерны Трамп обвинил в «нечестной игре», из-за которой их автомобили встречаются в Нью-Йорке чаще, чем американские в Германии. Хотя немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль и пытался парировать, посоветовав избранному президенту улучшить качество американских машин, обвинение осталось без ответа — Трамп имел в виду инвестиции немецкого автопрома в Мексику.

Недвусмысленные намеки на выполнение предвыборного обещания вывести США из Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA), в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля с Канадой и Мексикой, заставляют автопроизводителей нервничать все больше и оказывают реальное воздействие на отрасль, отмечает The Washington Post.

Быть на мушке

Избранный президент неслучайно сфокусировался на автомобильной отрасли: в январе открылся Североамериканский международный автосалон (NAIAS) — ежегодное мероприятие, проходящее в «городе моторов» Детройте, где расположены штаб-квартиры «большой тройки» национальных производителей. Как отмечает The Daily Signal, «щебет» Трампа задает тон важнейшему мероприятию американской индустрии.

«Вы буквально можете чувствовать здесь его присутствие», — отметила старший аналитик AutoTrader.com Мишель Кребс.

Например, итало-американский автогигант Fiat Chrysler анонсировал грядущие инвестиции в заводы, расположенные на территории Мичигана и Огайо, — около миллиарда долларов. «Это наконец происходит!» — тут же отозвался в Twitter Дональд Трамп.

И хотя генеральный директор компании Серджио Маркионне заявил, что финансовые вливания были задуманы давно и Трамп тут совершенно ни при чем, он все же признался, что угроза введения пошлин заставляет его задуматься о будущем концерна, выпускающего сотни тысяч машин «к югу от границы».

Другой автопроизводитель, Ford, заявил об отмене планов по строительству завода в Мексике. Вместо этого компания намерена вложить 700 миллионов долларов в развитие производства внутри США. Генеральный директор Ford Марк Филдс назвал такое решение «жестом доброй воли» по отношению к политике избранного президента. Средства будут пущены на возрождение марки Bronco, а также производство пикапа Ranger и целого семейства электрокаров. Все транспортные средства будут выпускаться в США, заверил Филдс.

Президент Toyota Акио Тойода, выступая на презентации обновленной модели Camry, отметил, что этот самый популярный в США седан собирается, в том числе, на предприятии в Кентукки. «Машины ежеминутно сходят с конвейера американского завода», — сказал он, и это прозвучало как оправдание. Кроме того, Тойода заявил о намерении инвестировать 10 миллиардов долларов в американскую обрабатывающую промышленность в течение десяти лет.

По словам главного финансового директора Ford Motor Company Боба Шанкса, участники автосалона неуютно чувствуют себя в «перекрестье прицела» президентского Twitter. Однако он оценил пользу прямого общения через соцсети, особенно в условиях противодействия СМИ. «Нам становится ясно, о чем действительно думает этот парень», — подытожил Шанкс.

Разные полюса

Отдавая дань деловой хватке Трампа, который, еще не вступив в должность, сумел порядком намуштровать транснациональные корпорации, эксперты по-разному оценивают грядущие последствия для автомобильного рынка.

«Это просто издевательство, — заявил The Daily Signal исследователь международной торговли либертарианского Института Катона Дэн Икенсон. — Он еще не принял присягу, а уже повлиял на миллиарды долларов в виде инвестиционных решений и тысячи рабочих мест. Я не думаю, что это способствует устойчивости бизнеса».

Американский авторынок сейчас на взлете — по итогам года было продано 17,5 миллиона автомобилей (плюс 0,4 процента к 2015 году). При этом 40 процентов рынка занимают импортные автомобили. Насильственное внедрение политики «сделано в США» отбросит автомобильный рынок на 50 лет назад, предупреждает старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Эдвард Олден. Беспошлинный импорт и экспорт автомобилей в Северной Америке закреплен пактом от 1964 года.

Однако ничто не помешает Дональду Трампу отменить и это соглашение — в соответствии с Актом о чрезвычайной экономической стабилизации (IEEPA). «Конечно, это будет чудовищным искажением акта, но Трамп уже показал, что не собирается церемониться», — подытожил Олден.

Если пессимисты считают, что действия Трампа обрушат авторынок США, то эксперты другого лагеря утверждают, что избранный президент вообще никак не повлияет на крупных производителей. По их мнению, компании просто поддакивают Трампу, зарабатывая политические очки, а сами продолжают реализовывать долгосрочные планы.

«Автокомпании стараются как можно ярче преподнести давно запланированные инвестиции, чтобы избранный президент их услышал. Ведь в противном случае он может рассердиться», — пишет The Washington Post.

Так, отказ компании Ford от строительства завода в Мексике продиктован требованиями рынка, а вовсе не гневными твитами Трампа. Спрос на малолитражки снизился, и компания решила вложиться в производство внедорожников и пикапов, которые собираются в США. Большие машины вновь стали популярны в Америке из-за дешевого бензина, цена на который в прошлом году обновила исторический минимум.

«Рынок США сейчас находится на плато, а это значит, что бум строительства автозаводов в Мексике сам по себе пойдет на спад, ведь он являлся результатом повышенного спроса на автомобили», — заявил в интервью The Daily Signal аналитик Центра автомобильных исследований Бернард Свенцких.

Наконец, политика Трампа в отношении автоиндустрии имеет и горячих сторонников. По словам старшего аналитика AutoTrader.com Мишель Кребс, многие автопроизводители в Детройте видят в ней больше положительных моментов, нежели негативных, и сулят отрасли небывалый подъем. Не удивительно, если учесть, что на автомобильную промышленность в США приходится около 10 процентов всех рабочих мест. Их неуклонное сокращение в течение ряда лет делает экономику депрессивной.

От избранного президента американские автокомпании ожидают сокращения налогов, отмены ряда производственных ограничений и развития инфраструктуры. Большинство брендов сосредоточило внутри страны производство технически наиболее сложных, а значит, высокомаржинальных моделей. Значит, обещанные Трампом перемены способны значительно увеличить выручку. Ради этого можно отказаться от сборки в Мексике малолитражного ширпотреба, который в любом случае теряет популярность.