Наука и техника
00:04, 21 января 2017

Японская бригада Как якудза завоевывала власть и уважение в Японии: обзор Yakuza 0

Михаил Карпов (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Скриншот: Yakuza 0

Yakuza 0 — это, несмотря на свой порядковый номер, шестая приставочная игра в одноименной серии. Она повествует о приключениях двух японских мафиози и совершенно не похожа на западные аналоги игр, посвященных организованной преступности. «Лента.ру» рассказывает о том, почему, несмотря на неказистую графику и другие странности, в нее стоит играть.

Кирюха и Мишка

Кирюха хорошенько размазал эту гниду. Он идет к машине и получает деньги от главы коллекторского агентства за свою работу. Кирюха выглядит грозно — косая сажень в плечах, насупленные брови, черный костюм, золотая цепочка и расстегнутая белая рубашка. На его щеке брызги крови должника, с которым он только что разобрался, но он не замечает их. Прохожие шарахаются от великана. Наконец, Кирюха понимает, что что-то не так, и идет отмывать физиономию в ближайший общественный туалет.

По дороге он встречает Мишку-модника, его сопровождают две расфуфыренные фифы, которым он тут же дает немалые суммы на карманные расходы. Девушки убегают, а Мишка начинает отчитывать Кирюху за то, как он выглядит, ведь, как известно, по одежке встречают. Надо выглядеть ярко и презентабельно.

Они идут в ближайшую пивную, чтобы подвести итоги дня и поговорить о делах родной банды. Возле заведения Кирюха встречает странного американца преклонных лет (что он тут забыл?). Американец говорит, что его зовут Бахус (все у них не как у людей) и у него есть важный совет для молодого бандита. Например, зачем спускать деньги на девушек и выпивку, когда можно вкладывать их в себя? Причем в прямом смысле. Кирюха пробует, деньги исчезают, а он чувствует прилив сил, опровергая таким образом тезис о том, что за бабки здоровье не купишь.

В пивной Кирюха и Мишка мирно беседуют, а где-то в глубине помещения бормочет телевизор. Но вдруг в новостях показывают знакомый переулок, с которого все началось. Комментатор говорит, что там убили человека. Кирюха в растерянности — конечно, он отлично поработал над физиономией того хмыря, но вряд ли он мог от этого кони двинуть… Подстава!

Так начинается игра Yakuza 0, разработанная компанией Sega. Это уже шестая часть в большой серии, повествующей о жизни якудзы, японской мафии, и ее действие разворачивается в конце 80-х годов — таким образом, она является приквелом предыдущих игр. Кирюха и Мишка — это Кирю и Нисики, еще очень молодые мафиози, на долю которых выпала задача защитить свою репутацию и репутацию их приемного отца — одного из руководителей семьи Додзима, которого другие мафиозные боссы пытаются лишить полномочий, пока тот находится в токийской тюрьме.

Есть в игре и второй протагонист — Горо Мадзима. Он директор преуспевающего кабаре в Осаке, но в недавнем прошлом тоже был якудза, которого исключили из семьи. Но прошлое не отпускает, и, чтобы вернуться к своим братьям, Мадзиме придется убить человека. Перед ним стоит сложная моральная дилемма.

Fight!

Yakuza 0, как и ее предшественницы, — игра, действие которой разворачивается в открытом мире, а точнее, в двух городах: Токио и Осаке. Казалось бы, учитывая ее тему, не избежать сравнений с американской серией Grand Theft Auto, но по-настоящему сравнивать тут абсолютно нечего.

Yakuza — это прежде всего вполне традиционная японская ролевая игра со всеми необходимыми атрибутами: линейной и пафосной основной линией сюжета; совершенно неуместно и по-дурацки выглядящими побочными заданиями; постоянные изматывающие стычки со второстепенными противниками на улицах города; характерная система развития способностей персонажа и скудный инвентарь.

Во-вторых, Yakuza — это файтинг. Мафиози, расхаживающие по улицам виртуальных японских городов, обычно не носят с собой оружие, стараются не причинять вреда гражданским, и все разборки происходят врукопашную или с применением бит и арматуры. У каждого персонажа есть свой набор боевых стилей, для применения которого необходимо накопить определенный объем энергии, и тогда можно развернуться на полную катушку. Один предполагает быстрое нанесение ударов противнику, второй — использование подручных предметов (стулья, рекламные стойки, столы — все что угодно). Есть даже стиль, в рамках которого драться предлагается, используя элементы брейк-данса.

Совершенствовать боевое искусство можно за деньги, которые в огромном количестве вылетают из оппонентов при ударе. Как говорил выше Бахус, их нужно «вкладывать в себя» — то есть они играют роль не только валюты, за которую можно покупать определенные предметы, но и очков опыта. С помощью них приобретаются специальные умения, развивающие тот или иной боевой стиль.

Кровавые слезы

Сложно сказать, можно ли считать все вышеперечисленное положительными или отрицательными сторонами игры. Ценители японской игровой индустрии почувствуют себя абсолютно комфортно, любители GTA будут скрипеть зубами, пытаясь пролистывать бесконечные текстовые диалоги, многие из которых даже не озвучены (что, опять же, вполне вписывается в каноны жанра).

Но ни те ни другие не смогут не заметить абсолютно несовременную графику. Эта игра предназначена только для консолей Sony Playstation, причем разрабатывалась для приставки прошлого поколения — Playstation 3. Почему же она вышла только сейчас? Дело в том, что в Японии она появилась в продаже еще в 2015 году, а перевод ее на английский язык занял полтора года.

Действительно, смотреть без слез на второстепенных персонажей, город и интерьеры трудно. Лет 10 назад это были бы слезы радости, но теперь хочется спросить: как же вообще так можно? Размытые текстуры, люди-роботы на улицах, «приклеенные» к черепу волосы персонажей… В некоторых кат-сценах действующие лица вообще статичны и не открывают рот, когда говорят. Конечно, можно сказать, что это сделано для поддержания их драматизма, однако понятно, что, по сути, это просто халтура.

Грех и смех

Самое главное, чем придется заниматься игроку, — вовсе не стычки с противником. Основой времяпровождения в Yakuza 0 является чтение диалогов, причем, даже если методично, без остановки нажимать на кнопку, позволяющую пропускать каждую реплику, все равно это займет пару минут (не говоря уже о чрезвычайно продолжительных кат-сценах).

Впрочем, это ожидание окупается, поскольку сюжет — самое главное, чем увлекает игра. Повествование, как это положено в хорошем романе, начинается со второстепенных событий. Как снежок со склона заснеженной горы, оно катится вниз, к финалу, разрастаясь и превращаясь в настоящую лавину. Только в конце можно, наконец, понять, кто настоящие друзья, а кто — враги, и зачем все это было.

В основной сюжетной линии нет места юмору. Повествование предельно серьезно и трагично. Тем не менее западный игрок нет-нет, да и улыбнется, не понимая, почему главные герои настолько пафосно выглядят и общаются так, будто играют в греческом театре, — излишне картинно, переигрывая. Но это абсолютно нормально, скажем, для японских телесериалов, которые все построены на основе этой модели. К тому же не стоит забывать, что стиль общения жителей Страны восходящего солнца существенно отличается от западноевропейского.

Точно так же непонимание поначалу могут вызвать и побочные задания, в корне отличающиеся по настроению от основного сюжета. Кирю придется изображать молодого человека одной девушки, которая не хочет, чтобы ее отец организовал ей брак по расчету, учить панк-группу тому, как быть настоящими панками, доставать грустной девочке игрушку-белку из игрового автомата и заниматься множеством других вещей, выглядящим откровенно глупо.

Но, с другой стороны, эти задания ничуть не менее интересны, чем основная линия повествования, поскольку позволяют взглянуть на картину японского общества 80-х годов. Каким было телевидение? Какие субкультуры существовали в Японии тогда? Действительно ли девушку могли выдать замуж против ее воли? Кроме того, подобные легкомысленные отступления от темы характерны и для других японских ролевых игр.

В целом Yakuza 0 оставляет противоречивые впечатления. Сразу после запуска игры ее хочется немедленно выключить. Страшноватая графика, обилие текстовых диалогов и откровенной халтуры не позволяют погрузиться в мир якудзы с первой секунды. Однако если дать игре хотя бы 10 минут, то оторваться будет практически невозможно. А потом захочется пройти и предыдущие (последующие?) пять частей.

< Назад в рубрику