Мир
00:07, 31 января 2017

Тише едешь, дальше будешь Почему антимусульманский указ Трампа вызвал скандал и неразбериху на границе

Андрей Баклицкий (программный директор ПИР-Центра)
Протестующие против ограничений на въезд мусульман в США
Фото: Patrick T. Fallon / Reuters

Спустя ровно неделю после инаугурации (27 января) президент США Дональд Трамп подписал указ, направленный на защиту страны от проникновения зарубежных террористов. Ключевые пункты документа — 90-дневный запрет на въезд в Соединенные Штаты гражданам Ирана, Ирака, Йемена, Ливии, Сирии, Сомали и Судана, а также преференции для немусульман при получении убежища (последнее было не очень тщательно закамуфлировано нейтральными формулировками). Указ вызвал волну протестов и неурядицы на границе. В причинах произошедшего разбиралась «Лента.ру».

Даже если оставить в стороне оценку самого решения (критики указывают на его несправедливость по отношению к тысячам людей, бесполезность для обеспечения национальной безопасности и плохо скрытую антиисламскую направленность, играющую на руку террористическим организациям), сложно не заметить, насколько плохо оно было подготовлено и реализовано.

Трамп подписал указ в 16:52 в пятницу, а его полный текст был опубликован лишь несколькими часами позже. В аэропортах начали задерживать прибывших в США граждан семи обозначенных государств. Недостаточная конкретность формулировок и отсутствие ясных инструкций усиливали неразбериху. Министерство внутренней безопасности сперва сообщило, что указ не коснется обладателей вида на жительство в США (Green card), затем уточнило, что действие указа распространяется и на них, и, наконец, пояснило: каждый такой случай будет рассматриваться отдельно. А уже в воскресенье глава аппарата Белого дома Райнс Прибус заявил, что на обладателей грин-карт указ все же не распространяется (к этому времени десятки людей с видом на жительство были задержаны в аэропортах).

Значительную неопределенность также породили случаи двойного гражданства. Например, гражданам ЕС, сохраняющим паспорт одной из семи ближневосточных стран, также был закрыт въезд в страну. В эту категорию внезапно попал депутат бундестага, уроженец Ирана Омид Нурипур. Тем временем премьер-министр Канады Джастин Трюдо написал в твиттере, что получил от советника по нацбезопасности США Майкла Флинна заверения в том, что канадских граждан, имеющих два паспорта, нововведения не коснутся.

Когда (абсолютно ожидаемо) указ был одновременно обжалован в нескольких судах, правительственные юристы оказались не готовы представить убедительные аргументы в его защиту. Судья федерального окружного суда Энн Доннелли отметила, что, по ее мнению, «у правительства не было полноценной возможности все это продумать», после чего вынесла постановление, приостанавливающее депортацию иностранных граждан, прибывших в страну по надлежащим документам. Впереди президентский указ ждут еще более серьезные испытания: генеральные прокуроры как минимум пятнадцати штатов осудили новеллу и приступили к обсуждению подготовки иска с целью ее блокировки.

Впрочем, не исключено, что часть республиканцев испытала облегчение, услышав эту новость. C точки зрения пиара, ситуация вокруг указа быстро вышла из под контроля. Одним из первых задержанных в аэропорту Нью-Йорка оказался Хамид Дарвиш, работавший переводчиком 101-й воздушно-десантной дивизии США в Ираке. Член палаты представителей из Мичигана, республиканец Джастин Амаш написал твит: «Обладатели грин-карт […] служат в наших вооруженных силах. Они достойны лучшего». В ряде американских городов провели акции протеста. «Исламское государство» активно освещало все это в социальных сетях.

Отчасти хаотичность происходящего можно объяснить тем, что команда Трампа не успела не только освоиться на новом месте, но и полностью это место занять. Слушания по утверждению генерального прокурора продолжатся на этой неделе (выдвинутого на должность Джеффа Сешнса теперь наверняка ждут острые вопросы относительно президентского указа). Претендент на пост госсекретаря Рекс Тиллерсон в еще более скверном положении: на прошлой неделе новая администрация отправила в отставку четырех высокопоставленных руководителей Госдепартамента, включая профильного для указа помощника госсекретаря по консульским вопросам.

Но налицо также было практически полное отсутствие координации между Белым домом и министерствами. Несмотря на заявления администрации о том, что «все, кому положено, были проинформированы», представители профильных ведомств на условиях анонимности это опровергают. По их словам, ни Министерство юстиции, ни Министерство внутренней безопасности не участвовали в работе над документом. По информации New York Times, руководство Службы таможенного и пограничного контроля и Службы гражданства и иммиграции США получало брифинг относительно реализации новой политики по телефону в момент подписания президентом указа.

Также непохоже, что Белый дом потратил много времени на согласование позиций с другими ветвями власти. Помимо демократов, против указа уже выступили более полутора десятков республиканских сенаторов и членов палаты представителей. Лидер сенатского большинства Митч Макконнелл заявил, что он поддерживает усиление проверок в отношении иммигрантов, но суд определит, выходит ли президентский указ за конституционные рамки.

Указ об иммиграции можно рассматривать в качестве модели того, как новая администрация намерена реализовывать свои планы (через президентские указы, ограничивая роль ведомств в процессе выработки решений), и теста на то, насколько этот подход эффективен. Возможно, как минимум отчасти подобное поведение было обусловлено опасением утечек информации, регулярно случавшихся при президенте Обаме, и стремлением действовать на опережение.

Многие эксперты видят в реализации указа влияние старшего советника президента Стивена Бэннона. Бывший глава Breitbart News, активно выступавший за запрет на въезд мусульман в США, явно усиливает свои позиции в Белом доме. Параллельным указом Дональд Трамп вывел из состава Совета национальной безопасности председателя Объединенного комитета начальников штабов и директора Национальной разведки, введя в него Бэннона и Прибуса.

Тем не менее в конечном счете ответственность за новую политику несет 45-й президент США. Придя к власти на волне антиистеблишментских настроений в обществе, Трамп полагает, что обладает мандатом действовать, опираясь на свои инстинкты. Похоже, новый глава государства предпочитает принимать решения, советуясь с узким кругом единомышленников и не считаясь с государственным аппаратом, которому он не доверяет, подозревая в симпатиях к своим оппонентам.

Государственные служащие отвечают Дональду Трампу взаимностью. В понедельник сотрудники Госдепартамента подготовили критикующий указ президента внутренний меморандум (тут же оказавшийся в руках журналистов) для передачи руководству ведомства по так называемому «каналу несогласия». Несмотря на то, что подобная практика была распространена и при предыдущей администрации, новая команда Белого дома отреагировала на меморандум жестко. Пресс-секретарь президента предложил недовольным «или принять программу или уходить».

Когда в начале первого срока Барака Обамы возникла напряженность между верховным главнокомандующим и военным руководством, работу по налаживанию отношений довольно успешно вел один из лучших министров обороны США в недавней истории – Роберт Гейтс. Руководителям ведомств при президенте Трампе предстоит еще более сложная задача.

В целом конфронтационный подход администрации Трампа выглядит довольно проблематичным. Хотя республиканцы контролируют обе палаты парламента и Белый дом, президент не может проводить свои решения без оглядки на политических оппонентов — демократы прочувствовали это на себе в первый срок президента Обамы. Для реализации любых крупных инициатив требуется слаженная работа государственного аппарата, поддержка собственной партии, тщательно выстроенные отношения с Конгрессом и одобрение избирателей. Отсутствие такой координации чревато серьезными провалами, ставящими под вопрос способность администрации Трампа эффективно управлять страной и лишающими самого миллиардера его ключевого политического ресурса — доверия ядра «рассерженного» электората.

Внешняя политика — прерогатива администрации, но все вышесказанное относится и к возможным внешнеполитическим инициативам нового президента. От снятия антироссийских санкций до заключения нового соглашения по стратегическим наступательным вооружениям, от строительства пограничной стены до торговой войны с Китаем — Трампу предстоит научиться тщательно планировать свои действия и серьезно работать над необходимым результатом, что зачастую требует достижения компромиссов внутри страны.

Если 45-й президент США не сможет или не захочет этого сделать, его контрагентам на международной арене придется учитывать не только ставшую фирменной непредсказуемость миллиардера, но и то, насколько автор бестселлера «Искусство заключать сделки» вообще в состоянии выполнять свою часть договоренностей.

< Назад в рубрику