В четверг, 2 февраля, президент России Владимир Путин совершил первый в этом году зарубежный визит. Внешнеполитический год он открыл поездкой в Европу к давнему и проверенному знакомому — премьер-министру Венгрии. Виктор Орбан, и сам вдохновленный последними событиями (в частности, сменой администрации в Белом доме), предвещал Путину перемены к лучшему. Но главными темами переговоров стали застарелые проблемы — «придирки» Еврокомиссии к расширению венгерской АЭС «Пакш», сомнения венгров относительно своего участия в газовых проектах России, а также общий сосед — Украина.
Последний раз Владимир Путин был в Европе в октябре 2016-го, когда принимал участие во встрече лидеров «нормандской четверки» в Берлине. Краткая рабочая поездка заняла несколько часов. Нынешний визит в Будапешт также квалифицировался как рабочий и не отнял много времени. Тем более что документов для подписания толком не набралось. Все основные вопросы касались нерешенных совместных проектов в сфере энергетики.
А в политическую плоскость венгерский премьер-министр намеренно не переходил. Виктор Орбан всячески подчеркивал: Венгрия — государство небольшое, ей не по плечу мировые проблемы. «Цели надо ставить соответствующие весу страны», — скромно говорил глава венгерского правительства.
Несмотря на анонсированные в прессе протесты по поводу приезда российского президента, Путину в Будапеште оказали теплый прием. Вопреки ожиданиям, акций у здания парламента не наблюдалось. Быть может, пыл протестующих охладили снег с дождем. Но единственный плакат, который удалось заметить на улицах венгерской столицы, гласил по-русски «Спасибо, Россия». Фоном для надписи служил сирийский флаг.
Неподалеку от венгерского парламента, шпиль которого когда-то венчала красная звезда, высится обелиск советским воинам. Хотя на этот раз Путин до него не дошел, венгры сделали приятное — открыли на севере страны еще несколько памятников солдатам Российской империи и Советского Союза. А также отреставрировали православные храмы за государственный счет. Это заслужило отдельную благодарность российского президента.
Премьер-министр Венгрии, не изменяя себе, раз за разом повторяет: пора пересматривать политику в отношении России. Это попросту неразумно — игнорировать силу и возможности такого государства. А Европе пора расстаться с иллюзией единого целого и стать системой со множеством центров власти. Орбан совершенно уверен: нет европейской нации, есть европейские нации во всем их разнообразии.
«Антироссийская политика стала модной в Европе, и нам пришлось защищать свои контакты, — сетовал на пресс-конференции Орбан. — Несмотря на все усилия, мы уже потеряли 6 миллиардов евро. И не устаем повторять: нельзя не экономические проблемы решать экономическими способами».
Помимо желания сохранить выгодное обеим сторонам сотрудничество, Москву и Будапешт объединяет общая надежда на добрые перемены в связи с приходом в Белый дом Дональда Трампа. К ушедшей администрации обе столицы не испытывают симпатий. И в Венгрии о Бараке Обаме хранят недобрую память — в частности, за вмешательство во внутренние дела страны.
Более того, Орбану явно импонирует жесткая миграционная политика нового хозяина Белого дома, уже вылившаяся в запрет гражданам ряда стран посещать США. Орбан стремится к тому же. Ровно год назад в подмосковной резиденции российского президента Ново-Огарево он, с одной стороны, жаловался на толпы мигрантов. «Венгрия страдает от беженцев», ― глубоко вздыхал премьер. С другой — чтобы смягчить эффект от своих слов, обещал построить больницу в Сирии.
На этот раз тему беженцев не затрагивали вовсе. Орбан подчеркнул: все, что касается Ближнего Востока и Сирии — не дело маленького европейского государства. Чем они могут тут помочь? Разве что постараться защитить христиан.
Российский и венгерский лидеры общаются настолько часто, что попросту не успевают заключать какие-то новые сделки. Весь пакет подписанных документов насчитывал два листочка: план консультаций между МИД России и Венгрии на 2017 год и комплексная программа межрегионального сотрудничества на ближайшие пять лет.
Основное внимание стороны, как и ожидалось, уделили экономике. За последние три года товарооборот стран сократился вдвое. Тот же отрицательный результат и в сфере инвестиций. Основной совместный проект — строительство новых блоков АЭС «Пакш» увяз в согласованиях с Еврокомиссией. «Придираются», — кратко пояснил перед поездкой помощник президента России Юрий Ушаков.
«Что это вообще за станция такая, о которой столько говорят, но еще никто не видел?» — возмущался Орбан. И действительно, еще ни одна лопата не коснулась земли, а шум не утихает несколько лет.
Дело в том, что сейчас почти 40 процентов используемой в Венгрии электроэнергии производится на станции «Пакш», построенной еще в советские годы. В планах возвести еще два энергоблока, удвоив тем самым количество вырабатываемой электроэнергии. Российская сторона готова предоставить на эти цели льготный госкредит в 10 миллиардов евро сроком на 30 лет. При этом стоимость всего проекта оценивается в 12 миллиардов. Однако Еврокомиссия ставит под сомнение законность предоставления субсидий венгерской стороне со стороны госкорпорации «Росатом».
«Мы готовы отфинансировать все 100 процентов. Тогда условия соглашения должны быть немножко другими», — огорошил на пресс-конференции Путин.
Другая тема переговоров также была связана с энергоресурсами. Лидеры обсудили сотрудничество двух стран в рамках проектов «Северный поток» и «Северный поток-2». У венгров есть сомнения относительно второго, и Кремль был готов предложить различные варианты, чтобы не обидеть партнеров.
«Мы не уверены в стабильности поставок через Украину и готовы рассматривать любые схемы — хоть зигзагом», — убеждал Орбан.
«У нас нет никакой политизированности в этом вопросе», — продолжал Путин. И при наличии гарантий от всех участников Москва согласна рассмотреть поставки через «Северный поток-2» и даже «Южный поток».
«А нам важно, чтобы российское сырье в любом случае попало на территорию Венгрии, все остальное технические детали», — заверил Орбан. Кроме того, по его словам, Россия и Венгрия также договорились начать переговоры о поставках российского газа после 2021 года.
Не обошли вниманием и обострение конфликта в Донбассе. Тем более что Украина — общий сосед. Путин перечислил несколько причин, по которым, на его взгляд, произошло обострение.
«Первая причина в том, что украинскому руководству сегодня нужны деньги. А деньги лучше всего вышибать из Евросоюза, из США и международных финансовых институтов, представляя себя в качестве жертвы агрессии», — заметил российский президент. Вторая причина заключается в желании наладить отношения с действующей администрацией США (на победу Дональда Трампа украинская сторона никак не рассчитывала).
И в-третьих, на фоне явных неудач в сфере экономической и социальной политики на Украине активизировалась оппозиция. «Ее нужно заткнуть, нужно мобилизовать вокруг действующего руководства население. Эта задача достигается легче на фоне возобновления какого-то конфликта», — сказал Путин. И добавил еще одно соображение: Киев хочет отказаться от выполнения минских соглашений.
На этой ноте Путин и Орбан завершили пресс-конференцию и удалились на совместный обед, который, впрочем, продлился недолго. Да и саму поездку в Будапешт можно назвать экспресс-визитом. Главным было не то, что сделали, а то, что успели сказать.