Бутырский суд Москвы отправил банду из шести приятелей в колонию за серию краж платежных терминалов. Преступники использовали примитивную методику: выкорчевывали устройство при помощи трех слесарных инструментов: кувалды, лома и стамески. Известно, что ворам удалось похитить как минимум шесть миллионов рублей, однако следователям так и не удалось найти деньги. Подробности криминальной истории выясняла «Лента.ру».
Шестеро осужденных Роберт Погосян, Ашот Сароян, братья Артур и Григорий Авакяны, Арам Бабаян и Давид Егиазарян (имена и фамилии изменены) в Москве осели несколько лет назад. Двое занимались частными перевозками, остальные официально числились безработными. Все члены шайки имели в прошлом неприятности с законом, на почве криминальных интересов они познакомились еще на родине. Все примерно одного возраста — чуть за тридцать, рассказал «Ленте.ру» следователь ГСУ ГУ МВД по Москве Сергей Гусаров, расследовавший многоэпизодное дело.
Первое доказанное следствием похищение банкомата произошло 21 октября 2015 года. К офису банка на Звенигородском шоссе около трех часов ночи подъехали два автомобиля ВАЗ. Водители Сароян и Бабаян остались в машинах на случай появления полиции — контролировать обстановку. Остальные отправились в банк, захватив кувалду, гвоздодер и стамеску. С помощью инструментов налетчики отжали замки входных дверей и зашли внутрь.
Слесарное вооружение пригодилось им и при извлечения кредитомата. Выдрав устройство из пола, приятели погрузили его в автомобиль и скрылись с места преступления. Их добыча составила два миллиона рублей и одну тысячу евро, которые находились в терминале.
Примерно через месяц воры вновь отправились на дело. На этот раз они выбрали офис банка на Ленинском проспекте. Алгоритм преступления был тот же: около четырех часов утра к отделению подъехали две легковушки. Офис работал в круглосуточном режиме, без охранника, поэтому грабители свободно зашли внутрь. Тем же варварским способом бригада выломала терминал, вынесла из помещения и увезла на автомобиле. Примечательно, что выручка жуликов составила примерно столько же, сколько и в первый раз: чуть больше двух миллионов рублей. Вероятно, сообщники отслеживали наполнение агрегатов и шли на дело прежде чем наличные заберут инкассаторы.
В четыре часа утра 13 декабря 2015 года шайка вновь пошла на дело. В торговый центр в Сигнальном проезде, в помещении которого был установлен платежный терминал, налетчики приехали на автомобилях ВАЗ и Infiniti. Едва сообщники погрузили увесистый «шкаф» в «жигули», появились полицейские: оперативники организовали засаду.
Бабаян, сидевший за рулем Infiniti, оказался проворнее подельников и рванул с места преступления. Тем не менее после непродолжительной погони беглеца заблокировали на Дубнинской улице и тоже скрутили. Он присоединился к сообщникам в отделе МВД.
В тот роковой для злоумышленников день от полиции ушел лишь Давид Егиазарян — он не участвовал в краже и встретил новый 2016 год на свободе. Но 16 февраля того же года его поймал с поличным охранник аптеки на Дмитровском шоссе: Егиазарян попытался в одиночку провернуть кражу банкомата. Секьюрити застиг Егиазаряна, когда он орудовал гвоздодером у терминала по приему платежей.
Третье ограбление проходило под контролем оперативников, рассказывает следователь Сергей Гусаров. Выйти на след преступников удалось благодаря камерам видеонаблюдения в офисах банка. Несмотря на то что бандиты работали в капюшонах, по записям удалось идентифицировать их лица. Наружные видеокамеры зафиксировали номерные знаки автомобилей, которые привели к владельцам транспортных средств. Оказалось, что преступники сэкономили на транспорте, взяв ВАЗы в аренду. Собственники машин и сообщили оперативникам о клиентах.
«Они промышляли кражами, нигде не работали. В ходе следствия было установлено, что Сароян сменил фамилию, скрываясь за совершение преступлений на территории Армении», — рассказывает Гусаров. Во время обыска в Infiniti нашли несметное количество телефонов, с помощью биллинга было установлено, что участники преступной группы причастны и к кражам терминалов из первых двух отделений банка. Общий ущерб от трех преступных эпизодов составил шесть миллионов рублей, пояснил следователь. Впрочем, эти деньги оперативникам найти не удалось. На допросах обвиняемые отказались сообщить следователю об украденных миллионах и способах вскрытия устройств, воспользовавшись конституционным правом не свидетельствовать против себя.
«В банкоматах устанавливают разные защитные механизмы. Например, при попытке несанкционированного вскрытия баллончик с краской автоматически распыляет специальное вещество, которое метит купюры. Злоумышленники уже не могут воспользоваться этой наличностью. А банк может отчитаться за эти купюры перед Центробанком, и их заменят. Обычно преступники не связываются с терминалом, если подозревают, что он оборудован такой защитой: игра не стоит свеч», — поделился с «Лентой.ру» инженер Алексей, знакомый с вопросами обеспечения безопасности дистанционных электронных аппаратов. По его словам, платежные терминалы подобными устройствами оснащаются редко, даже не на всех банкоматах они стоят.
«Моделей банкоматов и терминалов много, системы защиты для них изобретаются каждые полгода. Умные люди давно уже не воруют с помощью кувалды, а используют программные методы, чтобы добыть оттуда деньги», — рассуждает Алексей.
Он полагает, что участники шайки вскрывали похищенные терминалы обычным дедовским способом: просто распиливали устройство болгаркой и вынимали деньги: «На это уйдет минут пять. Нужно просто отпилить штыри или петли срезать».
Тем не менее терминалы тоже оснащаются защитой. Их оборудуют сигнализацией, так же как и банкоматы. «Не исключено, что злоумышленники выбирали те, которые не имели GPS-системы. Каждое устройство привязано к интернету, и на нем стоит GPS-определение. Возможно, они вытаскивали эти потроха и потом уже ехали дальше, чтобы их не отследили», — предполагает Алексей.
По его мнению, налетчики отслеживали перемещение инкассации, потому что им удалось взять относительно крупные суммы.
Бутырский суд Москвы 31 января вынес приговор шести гражданам Армении. Грабители получили разные сроки — от двух лет в колонии общего режима до четырех лет строгого режима. Приговор в законную силу пока не вступил, сообщила «Ленте.ру» пресс-секретарь суда Татьяна Исаева.
Следствием и судом установлены пока три эпизода кражи терминалов. По словам Гусарова, правоохранительные органы проверяют преступников на причастность к другим аналогичным преступлениям.