Российский центровой «Лос-Анджелес Лейкерс» Тимофей Мозгов, в межсезонье пополнивший штат калифорнийской команды, последние два матча не снимает тренировочный костюм: главный тренер «Лейкерс» Люк Уолтон волевым решением перевел русского гиганта в запас, аргументировав свое решение «низким уровнем игры» баскетболиста. «Лента.ру» разбирается, что в данный момент происходит с карьерой нашего баскетболиста в лучшей лиге мира и не близко ли ее завершение.
Тимофей Мозгов подписывал контракт с «Лос-Анджелесом» в ранге действующего чемпиона Национальной баскетбольной ассоциации (НБА). В сезоне-2015/2016 он сумел сделать то, чего не удавалось ни одному из более чем 140 миллионов наших соотечественников: стать первым (наравне с Александром Кауном) россиянином — обладателем чемпионского перстня и кубка Ларри О’Брайена. Причем в том сезоне минуты на площадке Тимофея были серьезно сокращены — «Кавальерс» делали ставку на Тристана Томпсона, а нашему спортсмену приходилось чаще наблюдать за игрой со стороны.
Многие эксперты связывали перевод Мозгова в запас с приближающимся окончанием действия его соглашения с командой из Огайо. Поговаривали, что «Кливленд» не хочет расставаться с таким качественным центровым, как Тимофей, но и платить ему солидные деньги не желает, отчего «маринует» его на лавке. И в это охотно верилось, тем более что у многих перед глазами стоял самый, пожалуй, яркий период заокеанской одиссеи Мозгова — сезон-2014/2015. В коллективе, ведомом экс-наставником сборной России Дэвидом Блаттом, отлично знакомым с талантами Тимофея, он проводил на площадке в среднем 25 минут, занося в актив в среднем 10,6 очков за игру, а также 6,9 подбора и 1,2 блок-шота.
Статистика впечатляющая. Но апогеем того сезона стала финальная серия плей-офф против «Голден Стэйт», в которой уроженец Ленинграда вместе с Леброном Джеймсом отчаянно бился за право принести «Кавалеристам» долгожданное чемпионство. «Кливленд» накануне той финальной серии лишился двух своих лидеров: из-за травм в лазарете оказались Кайри Ирвинг и Кевин Лав, что и стало позже причиной их безоговорочной капитуляции. Но Мозгов в той серии показал себя во всей красе, набирая по 14 очков за игру, а в одной из встреч и вовсе стал самым результативным в своем коллективе с 28 очками.
Несмотря на все достижения россиянина, соглашение на восьмизначную сумму, подписанное им с «Лейкерс», стало для многих шоком. Специалисты и фанаты не могли поверить, что бывший игрок запаса действующих чемпионов будет получать больше, чем самый ценный игрок двух последних сезонов — Карри. И даже больше, чем легенда организации Коби Брайант в тот самый сезон, когда он в одном из матчей установил рекорд всех времен, набрав 81 очко. Деньги баснословные, но с учетом нового телевизионного соглашения можно было не удивляться — контракты становятся все более невообразимыми, а «Лейкерс» настолько отчаянно нуждались в сильном центровом, что были готовы выложить любые деньги. Решение о приглашении россиянина было принято под влиянием новоиспеченного тренера команды Люка Уолтона.
«Он заверил меня, что я буду проводить много времени на площадке, а также играть важную роль как в атаке, так и в обороне», — сказал Мозгов после подписания контракта. Наравне с еще одним новоприбывшим ветераном НБА Луолом Денгом Мозгов должен был стать своеобразным «дядькой» для талантливой молодежи Уолтона.
Так виделось в перспективе, но первые же матчи заставили сомневаться в правдивости слов тренера «Лейкерс». Хоть Тимофей и появлялся в стартовом составе, но решающую четвертую четверть, как и в «Кливленде», проводил на скамейке. И если раньше это связывали исключительно с недоверием к нему со стороны Блатта и Лью, то продолжение этой практики в новой команде заставило многих всерьез задуматься. Мозгов же, проводя на паркете почти полную первую двенадцатиминутку и львиную долю третьей, ключевые моменты встречи наблюдал в статусе зрителя.
Главный тренер команды из Лос-Анджелеса за два года работы ассистентом в «Голден Стэйт Уорриорз» сильно прикипел к стилю игры, где все отдается на откуп маленьким. На новом месте он не изменил себе. В нынешнем «Лейкерс» роль центрового фактически исполняет мощный форвард, что серьезно повлияло на игровое время россиянина. Мозгов был нужен в матчах против команд, лидерами которых являются именно центровые, поэтому во встречах против «Сакраменто», «Бруклина» и «Оклахомы» он провел рекордные для себя минуты на площадке, сдерживая именитых ДеМаркуса Казинса, Брука Лопеса и Стивена Адамса.
Естественно, от уменьшения игрового времени пошли на убыль и статистические показатели. И хотя на то были объективные причины, невероятная зарплата Мозгова добавляла пикантности этой ситуации. Безусловно, получай Тимофей меньше, чем 16 миллионов долларов в год, требования не были бы настолько жесткими. Но в данном случае гонорар сыграл злую шутку с русским гигантом, все-таки подобные деньги за 20 минут на площадке — необоснованно много.
Ситуация постепенно становилась пугающей: с начала января все больше времени на площадке получали резервисты — Тарик Блэк и Ивица Зубац. «Лейкерс», довольно неплохо начавшие сезон и всерьез рассматривавшиеся как претенденты на выход в плей-офф, скатились на дно турнирной таблицы. Имея лишь 33 процента побед, «пурпурно-золотые» занимают третье с конца место в Лиге, что практически лишает их шансов на попадание в весеннюю часть соревнований. Из последних 14 поединков в актив баскетболисты из «города ангелов» могут занести себе лишь три, а недавнее поражение в игре с одним из братьев-аутсайдеров «Далласом» 73:122 стало самым разгромным в истории клуба. Любопытно, что произошло это ровно в 11 годовщину феноменальной 81-очковой игры Коби Брайанта. Теперь 22 января для фанатов «Лейкерс» — поистине историческая дата.
Новость о переводе Мозгова в запас прозвучала как гром среди ясного неба. 6 февраля Люк Уолтон в интервью Los Angeles Times сказал, что новым основным центровым команды становится Тарик Блэк. Наставник «Лейкерс» объяснил, что в этом нет вины Тимофея, просто Блэк на данный момент предпочтительнее. «Дело не в том, что Мозгов плохо играет. Мы просто не выигрываем, — заявил Уолтон. — Он выполняет все, что мы требуем от него, но пришло время изменить что-то в команде».
Тренер как мог пытался сгладить углы, но Мозгову, перед началом сезона заявлявшему, что главное для него, наравне с семьей, — желание играть в баскетбол, явно от этого не легче. Какими бы огромными ни были прописанные в договоре деньги, но невозможность заниматься любимым делом даже они компенсировать не в состоянии.
«Я даже не знаю, что сказать. Мы все стараемся работать на благо команды. Но описать то, что сейчас творится в моей голове, нелегко. Возможно, мне придется найти некоторые ответы самому», — прокомментировал Мозгов решение Уолтона.
Многие специалисты отмечают, что Мозгов, взятый в «Лейкерс», чтобы повысить уровень игры команды в обороне, не сумел оправдать возложенные на него надежды. По показателю эффективности в этом компоненте команда плетется в хвосте, да и сам Мозгов по показателю плюс/минус занимает третье с конца место среди всей команды. В среднем за матч коэффициент полезности Мозгова равен «— 3,8», а за сезон достигает катастрофических «— 199». Для сравнения: у центрового идущей столь же невзрачно «Филадельфии» Джоэла Эмбиида данный показатель равен «— 67».
Учитывая эти статические выкладки и общее положение команды, сложно не согласиться с точкой зрения главного тренера. Зачем выпускать на паркет возрастного игрока, если можно заняться «обкаткой» молодежи, да еще и в безнадежно упущенном сезоне.
Ситуация для последнего россиянина в НБА не самая приятная, но является ли это признаком завершения его карьеры в Лиге? Категорически нет. Тимофею всего 30, что для центрового — далеко не критичный показатель. У него действующий четырехлетний контракт и команда, которой он нужен. «Лейкерс» уже ничто не светит, поэтому желание посмотреть в деле молодых игроков для них выходит на первый план. Уровень же игры Мозгова давно всем известен, как и его сильные и слабые стороны. Так что, возможно, настал лучший момент, чтобы дать опытному россиянину передохнуть в этом сезоне.
И не стоит обвинять Тимофея во всех несчастьях калифорнийцев. Да, когда годовой гонорар — второй в команде, спрос, несомненно, будет соответствующим. Но нельзя забывать, что на паркет одновременно с Тимофеем выходят еще четыре человека, в равной степени ответственных за результат. Делать из россиянина «козла отпущения» не совсем правильно: в атаке Мозгов постоянно предлагает себя, но зачастую остается на голодном пайке, имея в арсенале очень неплохой бросок со средней дистанции.
Мозгову не повезло с командой. Тимофей никогда не был лидером, ведущим за собой коллектив. Он баскетболист зависимый, и когда в команде явные проблемы с организацией игры — ему нелегко демонстрировать свои лучшие качества. Достаточно вспомнить сезон-2014/2015, когда играть приходилось в отлаженном коллективе опытнейшего Блатта и откликаться на потрясающие передачи Джеймса. В те годы о действиях россиянина отзывались совсем иначе: он хоть и был таким же зависимым, зато очень полезным для «Кливленда».
Леброн Джеймс однажды весьма точно описал Тимофея: «Невероятно одаренный нападающий и тактически грамотный защитник. Просто умный игрок, с которым здорово находиться на площадке». А Король слов на ветер не бросает.