Бизнес
10:50, 15 февраля 2017

Недовес и пересортица В чем обманывают производители продуктов питания

Алексей Сивашенков
Фото: Александр Вильф / РИА Новости

В России фальсифицируются все продукты, кроме яиц, — четверть товаров на прилавках магазинов не соответствуют своим этикеткам. С таким заявлением выступил помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко. О точных цифрах ведомства спорят — Роспотребнадзор не подтвердил озвученные Россельхознадзором данные, — однако новости о некачественных продуктах сыплются как из рога изобилия. Так, в материалах к совещанию Совета Федерации, которое состоялось 13 февраля, говорилось об учащении случаев фальсификации даже такого товара, как хлеб.

Действительно ли Россию захлестнула волна некачественных продуктов, как обманывают потребителей и какие методы предлагаются для борьбы с нарушителями — разбирается «Лента.ру».

Пальмовые мифы и рыбные страхи

Покупатели склонны муссировать новости о некачественных и даже опасных для здоровья продуктах — кто не слышал о пальмовом масле в молоке, нитратах в арбузах или, скажем, вредных добавках, придающих мясу аппетитный красный цвет. Однако на поверку большинство потребительских страхов оказываются беспочвенными. Об этом «Ленте.ру» сообщили в пресс-службе «Роскачества»: «В целом свыше 25 процентов всей исследованной нами продукции — товары, достойные государственного знака качества, то есть они превышают по своим характеристикам даже верхнюю планку ГОСТов».

Так, в организации отметили высокую культуру производства масло-жировой продукции, мяса птицы и продуктов переработки зерна — нарушения в категориях муки, макарон, растительного масла и газированных напитков оказались единичными. А информация о наличии полифосфатов, хлорсодержащих веществ в рыбной или мясной продукции вовсе не подтвердились. «Ни в одном образце подобных веществ обнаружено не было», — заверили в «Роскачестве».

По словам главы общества защиты прав потребителей «Потребконтроль» Евгения Козика, времена, когда магазины легко пускали на полки заведомо некачественную продукцию, давно миновали: «Поддельные продукты присутствовали на российском рынке всегда. И нужно отметить, что с 90-х годов ситуация значительно улучшилась. Тогда чего только не было — майонез в стеклянные банки разливали в подвалах и заброшенных бомбоубежищах. Существовал огромный рынок поддельных сигарет, пива. Сейчас времена все-таки изменились. Особенно это видно на примере крупных сетевых магазинов — они не станут выставлять на полки что попало. Разбираться с потребителями стало себе дороже».

В чем нас обманывают

«Роскачество» не отрицает наличия и действительных проблем. Самое распространенное нарушение, которое можно встретить в продуктовом магазине, — несоответствие товара заявленной маркировке или отсутствие необходимой информации. На долю этого нарушения приходится 70 процентов всех выявленных в ходе проверок огрехов. В большинстве случаев это мелочи, не влияющие на качество самого продукта: отсутствие информации о производителе, описание на иностранном языке, ошибка в указании данных о товаре (скажем, производитель перепутал код красителя).

Следом идут нарушения посерьезнее — несоответствие фактического веса продукта заявленному, несоответствие ГОСТу и заявленной сортности. Такого рода проблемы выявлены «Роскачеством» в муке (подмена сорта), в икре лососевых (недовес), в сливочном масле и майонезе (процент жирности ниже заявленного).

Наконец, производитель может умышленно вводить потребителя в заблуждение, подменяя одно сырье другим. Это касается, в частности, замены молочных жиров растительными. Однако миф о вездесущности пальмового масла, ставшего для потребителей настоящим жупелом, не подтвердился. Как отмечает «Роскачество», оно было выявлено менее чем в 10 процентах исследованных образцов масла сливочного.

Последнее нарушение является наиболее тяжким — для борьбы с ним Роспотребнадзор в начале января подготовил поправки в УК, усиливающие ответственность за умышленное изменение или сокрытие свойств товара. В настоящее время за это предусмотрен штраф в размере до миллиона рублей — поправки вводят исправительные работы сроком до двух лет и увеличивают штраф до трех миллионов рублей.

По мнению Евгения Козика, правоприменительная практика новой статьи УК окажется непростой: «Конечно, если владелец завода сознается, что он отдавал распоряжения заменить молочные жиры пальмовым маслом, то никаких проблем. А если он скажет, что это технологи напутали? Или грузчик поставил на конвейер не те емкости? Доказать умысел будет крайне сложно. В конце концов, производитель может заявить, что отгрузил качественный товар, а потом его кто-то подменил».

Вздрогнули

Особняком среди прочих фальсифицированных товаров на российском рынке стоят алкогольные напитки. Доля суррогатной и контрафактной спиртосодержащей продукции достигает рекордных 50 процентов — об этом заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

По мнению экспертов, троекратный рост теневого рынка алкоголя с 2012 года обусловлен экономическим кризисом, а также отсутствием эффективных мер для борьбы с контрафактом. «В текущих экономических условиях привлекательность этого рынка обусловлена тремя важными факторами: возможностью производить крепкий алкоголь в промышленных масштабах из дешевого сырья, возможностью использования недорогой рабочей силы, а также возможностью обходить уплату налогов при реализации продукции через собственную сеть», — объяснил аналитик «Алон Брокер» Алексей Антонов.

Несмотря на наличие автоматизированной системы контроля производства и оборота этилового спирта (ЕГАИС), с нелегальными «самогонщиками» приходится бороться, что называется, вручную, с привлечением следователей, полиции и прокуратуры. «Система без преувеличений уникальная, однако она позволяет контролировать оборот лишь легального алкоголя, теневой же рынок существует и развивается за пределами правового поля. Производители контрафакта, грубо говоря, не клеят акцизов на свою продукцию, да и продают ее обычно из-под полы, так что отследить ее с помощью ЕГАИС невозможно», — посетовал генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.

По мнению юриста бюро «Деловой фарватер» Павла Ивченкова, обуздать теневой рынок возможно путем снижения цен на качественный алкоголь, установлением государственного контроля оборота метанола и повышением ответственности для «самогонщиков».

< Назад в рубрику