В кинотеатрах 60 городов России третий год подряд пройдут прямые трансляции крупнейших театральных постановок, номинантов и лауреатов премии «Золотая маска». Показы состоятся с февраля по май. О главных спектаклях страны, которые, благодаря проекту «Золотая маска в кино», можно посетить, не выезжая из своего города, — в материале «Ленты.ру».
Первым в рамках проекта покажут балет Прокофьева. Трансляция из Екатеринбургского театра оперы и балета. В Москве постановку можно увидеть 17 февраля сразу в трех кинотеатрах сети «Формула кино»: в «Горизонте», на Лубянке и в «Праге». Спектакль приурочен к двум датам: 125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева и 400 лет со дня смерти Шекспира. Балет номинирован на «Золотую маску» восемь раз в семи категориях, включая «Работу дирижера» и «Работу хореографа», а в номинации «Мужская роль» дважды — за персонажей Ромео и Меркуцио.
Шекспир — не единственный британец, имеющий отношение к постановке. Сценографическое решение разработал английский художник-постановщик Энтони Макилуэйн, художник по свету — Саймон Беннисон из Манчестера.
«Мне нравится работать с англичанами. Накануне премьеры, когда кажется, что корабль тонет, и все трюмы уже заполнены водой, они сохраняют спокойствие и хладнокровие, и своим невозмутимым "о’кей" уверенно держат якорь в бурном море эмоций. Это позволяет не падать духом!» — рассказал хореограф-постановщик «Ромео и Джульетты» Вячеслав Самодуров.
В марте — ретроспективная часть программы, спектакль «Жизнь и судьба» в постановке Льва Додина в Малом драматическом театре — Театре Европы, в Санкт-Петербурге. Премьера постановки по роману Василия Гроссмана состоялась в 2007 году в Париже и получила восторженные отзывы во французской прессе. В России «Жизнь и судьба» удостоилась «Золотой маски» как лучший спектакль в драме (большая форма) и еще четырех номинаций.
Действие разворачивается в 1943 году, когда физик Штрум возвращается в Москву из эвакуации, готовый к созданию атомной бомбы, — но еврейский вопрос стоит как никогда остро не только в гитлеровской Германии, но и в сталинском СССР. Судьба совсем немилостива ни к академику, ни к другим персонажам, но жизнь продолжается, и герои пытаются сохранить человеческое достоинство.
800 страниц романа уместились в четыре с половиной часа сценического времени. Главные роли исполняют Сергей Курышев и Татьяна Шестакова, оба номинированные на «Золотую маску».
«Гроза» — еще одна новинка сезона и еще один питерский спектакль. Прямую трансляцию постановки Андрея Могучего на сцене БДТ имени Товстоногова проведут 2 апреля.
«Природный язык непонятен шаблонному Борису, отвечающему Катерине оперными ариями. Между двумя голосами, как между двумя людьми, лежит пропасть. В ней гибнет любовь. Могучий ставит "Грозу" как житие: о странствиях души в поисках любви. Не найдя любовь на земле, душа отправляется в иной, нематериальный мир. Туда, выпорхнув со сцены, радуясь, устремится Катерина», — говорит Вера Сенькина, эксперт премии «Золотая маска», на которую постановка номинирована в шести категориях.
Пьеса Островского у Могучего раскрывается с абсурдной стороны: на сцене нет декораций, в костюмах намеренно не соблюдается историческая достоверность (например, у замужней Катерины, незамужней Вари и вдовы Кабанихи одинаковые головные уборы — такого быть не могло), а сцены с участием Бориса — почему-то оперные.
«Как только текст Островского зазвучал не в бытовом решении, он зазвучал фантастически — стал и поэтическим, и метафорическим, и совершенно современным», — объясняет режиссер.
Постановке «Мастерской Петра Фоменко» по эпопее Льва Толстого уже 16 лет: премьера состоялась в феврале 2001-го, а в 2002-м спектакль получил три «Золотый маски» — в номинации «Драма — Спектакль малой формы», за лучшую работу режиссера и лучшую женскую роль (Галина Тюнина).
Подзаголовок неслучаен — спектакль раскрывает только начало романа Толстого, неполный первый том. Актеры исполняют сразу по несколько ролей: например, отмеченная премией Тюнина играет Анну Павловну Шерер в Петербурге, Наташу Ростову в Москве и княжну Марию Болконскую в Лысых Горах.
«Четыре часа счастья, прерываемого двумя антрактами», — писали о «Войне и мире» Петра Фоменко французские газеты. Прямая трансляция в кинотеатрах состоится 14 апреля, а еще через месяц спектакль покажут повторно в записи.