Стратегическое мышление, нацеленность на результат, умение разговаривать с людьми — этими компетенциями, по мнению Кремля, должен обладать губернатор российского региона. Недавно назначенные главы субъектов прошли сложную систему отбора и многочасовые стресс-тесты, рассказывают источники. Что еще требуется от потенциальных региональных руководителей и почему увольняют их предшественников — в материале «Ленты.ру»
Накануне вечером президент Владимир Путин встретился с пятью бывшими губернаторами. Главы Бурятии, Карелии, Пермского края, Новгородской и Рязанской областей покинули свои посты в течение последнего месяца. Кроме того, в начале января ушел в отставку глава Адыгеи Аслан Тхакушинов. В четверг вечером все они были в Кремле.
«За годы вашей работы регионы изменились, и изменились в лучшую сторону. Хотя, безусловно, проблем всегда и везде хватает — и по регионам, и в стране в целом», — сказал им президент. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков подчеркивал, что губернаторы находились на своем посту не один год и были на хорошем счету у президента. А сам глава государства просил их помочь преемникам в работе.
Несмотря на успехи, губернаторы хоть и добровольно, но все же отправились в отставку. Их результаты не дотянули до нужных в рамках новой системы оценки Кремля, о которой стало известно в начале года. В основу новой системы легли социально-экономические и финансовые показатели региона, рассказывали источники в администрации и подтверждали эксперты.
Отрицательная динамика экономического развития, включая падающие промпроизводство и инвестиции, подвела уволенного рязанского губернатора Олега Ковалева, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. С бывшим главой Карелии Александром Худилайненым, по мнению политолога Алексея Чадаева, решающую роль сыграли недоработки по федеральным социально значимым проектам — срыв сроков программы расселения аварийного жилья, проблемы с газификацией.
Изучая ситуацию в регионах, Кремль опирался в том числе на данные соцопросов. Помимо социальной и финансово-экономической статистики, измеряли уровень электоральной поддержки власти и индекс социального самочувствия, запрос населения на обновление. Если «насущные» и электоральные показатели были в порядке, регион считался благополучным. При провалах по одному или нескольким направлениям территория попадала в зону особого внимания.
В таких регионах приходилось изучать состояние межэлитных отношений. Так, пермская элита не приняла в качестве губернатора Виктора Басаргина, и это обернулось регулярными, в том числе публичными скандалами, например, с региональным правительством. Политическая составляющая, вероятно, повлияла и на судьбу бывшего руководителя Новгородской области Сергея Митина, у него возник крупный конфликт с мэром региональной столицы. В похожую ситуацию попал карельский губернатор. Впрочем, для его увольнения предпосылок и без того хватало: высочайший антирейтинг Худилайнена сделал его попросту не избираемым на новый срок.
Но как найти нового, избираемого и благополучного по всем остальным направлениям губернатора? В основном, по словам источников, кандидаты подбирались из президентского кадрового резерва — пришлось прошерстить первые две-три сотни.
В Кремле попытались создать профиль идеального губернатора. Изучили успешные территории, такие как Калужская и Тюменская области, Москва и Татарстан. «Это регионы, где очевидна успешная динамика, и в ней просматривается личная заслуга руководителя», — поясняет источник.
Среди ключевых компетенций главы региона оказались прежде всего традиционные управленческие навыки — нацеленность на результат, умение разговаривать с людьми и СМИ, масштабное стратегическое мышление. Обязательным критерием была история успеха на предыдущем месте работы. Основное внимание обращали на кандидатов, успевших поработать в регионах, на федеральном уровне и в производственной сфере.
Учитывали и пожелания потенциальных избирателей, тоже через соцопросы. На некоторых территориях, к примеру, исследования показывают неприятие местных управленцев — они раздражают население настолько, что формируется запрос на варяга, рассказывают в Кремле. Такой, к примеру, когда-то была Ярославская область.
Но все же это редкий случай, обычно население предпочитает видеть «своего» в кресле губернатора. «Везде, где возможно, старались найти человека, связанного с регионом», — рассказывает источник. Президент в беседах с новыми руководителями тоже обращал внимание на их корни: Максиму Решетникову напомнил, что он урожденный пермяк, Артуру Парфенчикову — о его малой родине, карельском хуторе, Алексею Цыденову — о начале карьеры на Дальнем Востоке.
Все назначенцы, по информации источников, проходили сложное тестирование, включающее четырехчасовой стресс-тест. Из пяти-семи потенциальных претендентов до финального этапа добирались, как правило, не более трех. Окончательное решение оставалось за президентом — он выбирал из нескольких успешных кандидатур.
Главы регионов обновляются демографически, «приходит совершенно новое поколение», обращает внимание политолог, член ИСЭПИ Алексей Зудин. Новые назначенцы младше своих предшественников в среднем на 20 лет, исключение — 52-летний врио главы Карелии, бывший главный судебный пристав России Артур Парфенчиков. Но у него, делятся собеседники в Кремле, в ходе тестирования были выявлены невероятно сильные компетенции по целому ряду направлений.
По итогам изучения кадрового массива осталось до семи кандидатов, потенциально способных занять кресло губернатора, рассказывает источник. Но, вероятно, понадобятся управленцы не скоро. По словам источника, последние пять отставок и назначений завершили череду кадровых решений в «предвыборных» регионах. Не следует забывать, что в прошлом году поменялись еще пятеро руководителей — в Ярославской, Кировской, Калининградской областях и Севастополе.
В сентябре 2017 года выборы главы пройдут в общей сложности в 15 регионах России, и десять из них к нынешнему моменту сменили главу. В оставшихся пяти — Мордовии, Саратовской, Свердловской, Томской и Белгородской областях — нынешние губернаторы с высокой вероятностью пойдут на выборы.
На территориях, где голосования в этом году не планируются, срок принятия решения жестко не лимитирован, отмечают источники. К тому же пока на карте России нет территорий, которые в рамках новой кремлевской системы оценки показывают провальные результаты по всем направлениям.
Впрочем, есть «двоечники» по отдельным параметрам — с ними обещают вести работу и выправлять ситуацию. «Если губернатора можно не менять, то лучше не менять», — отмечает источник в АП. По его словам, сейчас для новых отставок оснований нет, но исключать их нельзя: «Если случится что-то неординарное, единичные решения всегда возможны».