Север России славится своими уникальными природными пейзажами на весь мир. Неудивительно, что завораживающие виды и природа Кольского края привлекли внимание многих известных кинорежиссеров. «Лента.ру» вспомнила самые популярные российские фильмы, снятые в Мурманской области.
Для съемок драмы «Левиафан», повествующей о суровых реалиях рядового гражданина России, режиссер кинокартины Андрей Звягинцев искал «заштатный маленький городок». Съемочная группа побывала во Владимире, Пскове, Астрахани. Однако Звягинцев остановил свой выбор именно на Кольском полуострове. Съемки проходили в городе Кировске и селе Териберка на берегу Баренцева моря, в 150 километрах от Мурманска. В фильме именно это село, с населением около тысячи человек, символизировало российскую провинцию.
«Левиафан» участвовал в конкурсной программе 67-го Каннского фестиваля в 2014 году, удостоился множества наград и восторженных отзывов от заслуженных критиков всего мира.
После этого в Териберку потянулись туристы. Умирающее поселение в одночасье прославилось на весь мир. Теперь тут проводят арктические фестивали, столичные бизнесмены и рестораторы взялись за изменение имиджа и внешнего вида села. В итоге все оказалось совсем не так безнадежно, и жизнь сдвинулась с мертвой точки.
По сюжету основанного на реальных событиях триллера финско-американского кинорежиссера Ренни Харлина, группа молодых людей пытается разгадать тайну гибели туристической команды, возглавляемой Игорем Дятловым. Хотя печально известный перевал находится на Урале, режиссер предпочел приехать в Хибины, на Кольский полуостров — из-за того, что заснеженные склоны тут можно снимать и при плюсовых температурах.
Та же история приключилась и с сибирскими городами Вижай и Ивдель, которые проезжали герои фильма. На самом деле их снимали в Кировске.
В городе более двух недель продолжался кастинг для массовки, Хибины вдоль и поперек исследовались съемочной группой. По словам Харлина, «лучше и колоритнее гор для съемок было не найти».
На режиссера настолько сильное впечатление произвело северное сияние, что, вопреки сюжету и исторической достоверности (на Урале северного сияния не бывает), он решил зафиксировать захватывающее разноцветное небо в своей киноленте.
Советский режиссер Александр Роу снял киносказку «Морозко» в 1964 году. Всю зимнюю натуру нашли под Мурманском, недалеко от городов Оленегорск и Мончегорск,в самом сердце Кольского полуострова. Местные охотно помогали съемочной группе и участвовали в массовке. Так, во время сцены с нападением разбойников на главного героя Ивана бандитов сыграли жители Оленегорска и Мончегорска.
Все сказочные атрибуты, в том числе избушка на курьих ножках, самоходные сани и свинья повозка, были изготовлены по спецзаказу на Оленегорском механическом заводе. Местные жители всем этим очень гордятся.
В Оленегорске в начале каждого года проводится кинофестиваль, в котором за гран-при (переходящий от победителя к победителю посох Деда Мороза) борются сценаристы всей России. Любопытно, но в этом году жюри так и не решило, кому отдать посох, и его еще на год оставили в городе.
Для экранизации гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» Роу планировал отправиться в украинскую деревню Диканьку, где и жил бесстрашный кузнец Вакула. Однако в марте, к моменту начала съемок, в деревне растаял весь снег и от идеи снимать кино на Украине пришлось отказаться.
Решили попытать счастья на Севере России, где режиссер уже снимал сказку «Морозко». В Мурманской области, недалеко от Кировска, в считаные дни была построена украинская деревушка с настоящими хатами с плетнями и сараями и даже с церквушкой. Там и снималась вся зимняя натура.
В массовке активно принимали участие местные жители, они и стали первыми зрителями картины. Создатели «Вечеров на хуторе близ Диканьки» собрали жителей Кировска в местном Доме кино, где и устроили премьерный показ с элементами театрализованного представления: перед сеансом актеры в костюмах чертей кидались в кировчан книжками.
Военная драма Александра Рогожкина целиком снималась в городе Кандалакша Мурманской области. И хотя действие по сюжету ленты происходит в Финляндии, режиссер с первого взгляда влюбился в Кандалакшский залив Белого моря. «Вместе с художником Владимиром Светозаровым и оператором Андреем Жегаловым мы снимали "Кукушку" недалеко от Кандалакши. Здесь, в тундре Кольского полуострова, мы нашли свою Лапландию. Страну мертвых, где смешались кельты, норманны, саами», — отмечает сам режиссер.
Съемки непростой истории, в которую попали капитан советской армии и финский снайпер, длились полтора месяца на Кандалакшских сопках, близ села Аллакуртти и на берегу Кандалакшского залива.
20-серийный телевизионный фильм «Раскол» сценариста и режиссера Николая Досталя, повествующий о реформах патриарха Никона в XVII веке и сопротивлении им, которое возглавил протопоп Аввакум, — один из самых дорогих проектов российского телевидения. Из-за широкой географии съемок на проект было потрачено десять миллионов долларов.
Кроме студии «Мосфильма», усадьбы Коломенское и Ярославской области, съемочная группа посетила и Кандалакшский залив на Монастырском наволоке (Мурманская область), где были воссозданы декорации давно исчезнувшего города Пустозерска. Именно там, в земляной тюрьме протопоп Аввакум провел 14 лет своей жизни.
От съемок настоящего Пустоозерска Досталь отказался, аргументировав это тем, что от города практически ничего не осталось, а добираться туда всей съемочной группой — задача не из легких. Там же, в Мурманской области, в районе населенного пункта Белое Море снимали сцены Мезени и Тобольска.
По словам сценариста и кинорежиссера Бориса Хлебникова, одну из своих самых знаковых картин «Долгая счастливая жизнь» он снимал на Урале с помощью самой обыкновенной дешевой видеокамеры.
Съемки проходили на Терском берегу Белого моря, в поселке Умба Мурманской области, где по сюжету и проживал главный герой картины — молодой предприниматель Саша. Хозяйство для фильма предоставил один из местных фермеров, а жители поселка как всегда приняли активное участие в массовке.
Как отмечает сам Хлебников, в Мурманской области его привлекла «особая природа»: сосны, скалы и небольшие участки земли, где раньше были фермы. «И было очень важное для нас ощущение, что происходит это где-то далеко от Москвы. Где есть своя, более прямая логика отношений людей с властью», — добавил режиссер.
Как итог — попадание в основную конкурсную программу 63-го Берлинского кинофестиваля.
Не только российских и советских режиссеров манила к себе Мурманская область. Так, немецкая комедия Ральфа Хюттенера «Как назло Сибирь», повествующая о логисте из Германии, который приезжает в командировку в маленький филиал фирмы на юге Сибири, практически полностью снималась в Мурманске.
Хотя действие картины происходит в Кемерово, Хюттнер принял решение снимать картину именно в Заполярье. Каждый внимательный зритель может заметить это по указателю на общем виде города или по автомобильным номерам, часто попадающим в кадр.