Во многих странах стрелковое оружие на руках у населения — норма. Но владельцы ружей и пистолетов не всегда могут предотвратить их несанкционированное использование посторонними, например детьми. Конструкторы давно пытаются научить оружие отличать законного владельца от чужака и работать только в руках своего хозяина. Отпечатки пальцев, электронные ключи, ПИН-коды, наконец, механические замки — все это призвано повысить безопасность обращения с оружием. Но на деле превращается в дополнительную угрозу. Слишком велик риск отказа системы в самый ответственный момент.
Очередная разработка, вызвавшая резонанс и бурные дискуссии в сети, — пистолет с системой безопасности Smart 2 от американской компании Safety First Arms (должен поступить в продажу в 2018 году). Разработчики уверяют, что этот пистолет может лежать на прикроватной тумбочке без риска, что им воспользуется посторонний, в том числе ребенок или подросток. Ведь как отмечают представители компании, ежегодно в США около тысячи несовершеннолетних получают ранения или погибают в результате неосторожного обращения с оружием.
Внешне Smart 2 очень напоминает знаменитый Glock, только на верхней части рукоятки (прямо над кнопкой сброса магазина) расположен блок из шести кнопок с разноцветными цифрами от одного до шести. Пистолет активируется только после введения трехзначного ПИН-кода, на что, по словам создателей, уходит меньше секунды. Если код не введен или введен неверно, то специальное электронное устройство блокирует ударно-спусковой механизм (УСМ).
Если активированное оружие по каким-то причинам покинуло своего владельца — выпало из руки, было выбито и так далее, — потребуется повторное введение ПИН-кода, иначе УСМ снова заблокируется. Впрочем, для длительного ношения предусмотрена возможность разблокировки на 12 часов, после чего устройство деактивируется для хранения.
В рекламных материалах Safety First Arms уверяет, что получила предзаказов Smart 2 более чем на миллион долларов. А стоит умный пистолет примерно втрое дороже своего обычного варианта — около 1300 долларов (для сравнения, Glock17 продается за 400-600 долларов).
Помимо умного пистолета, Safety First Arms представила не менее умный карабин — винтовку AR 15, а также М16 и М4 с аналогичной системой защиты.
Более радикальную версию безопасного пистолета в 2014 году анонсировал 16-летний американский школьник Кай Клопфер. Его пистолет должен был опознавать владельца по отпечаткам пальцев — таким образом Кай, по его собственным словам, хотел «положить конец несчастным случаям с детьми». Пластиковый прототип своего умного пистолета он распечатал на 3D-принтере. Изобретение очень понравилось любителям гаджетов, пистолет Клопфера занял первое место на международном конкурсе инженерных достижений школьников Intel ISEF, о нем сообщили The New York Times и Forbes, а фонд Smart Tech Challenges Foundation выдал подростку грант в 50 тысяч долларов на продолжение работ. Предполагалось, что к 2016 году все будет готово.
Судя по отсутствию информации, можно предположить, что коммерциализировать свое изобретение юному инженеру так и не удалось.
Как бы то ни было, Кай опоздал — с 2014 года немецкая компания Armatix продвигает на американском рынке гаджет-пистолет iP1 под патрон 22 калибра. Он тоже слушается только своего владельца и работает в паре с часами, оснащенными радиочипом. Оружие, по словам представителей компании, предназначалось не только для гражданских, но и для силовиков.
Перед тем как стрелять, хозяин пистолета должен авторизоваться, введя в часы ПИН-код или приложив палец к специальному сканеру — иначе оружие не снимется с предохранителя. После авторизации часы и оружие постоянно поддерживают радиосвязь; если часы окажутся на расстоянии более чем 40 сантиметров от пистолета, то сигнал прерывается и УСМ блокируется. Еще часы можно настроить так, чтобы оружие было доступно только в определенный промежуток времени. Для наглядности в верхней тыльной части рукоятки размещен трехцветный световой индикатор в виде светящейся полоски. Красный свет — оружие заблокировано, зеленый — полная боевая готовность, голубой — магазин отсоединен. Стоит вся эта цветомузыка около двух тысяч долларов: 1400 долларов за пистолет и еще 400 долларов — за часы.
Дополнительно можно купить съемный электронный модуль, который с помощью инфракрасного датчика контролирует положение оружия относительно мишени и блокирует УСМ, если ствол отклоняется в сторону.
На 13 лет раньше немцев, в 2001 году, Ижевский механический завод (ныне концерн «Калашников») представил свой МР-447, пистолет с идентификацией владельца оружия (сокращенно — ПИВО). Эта инициативная разработка велась с 1998 года. Целью конструкторов было создать табельный пистолет для правоохранителей, который не мог бы использоваться посторонними лицами (или чтобы такая возможность была сведена к минимуму).
По сути, МР-447 — это пистолет Макарова с электронной блокировкой УСМ, которая снимается кольцом с запрограммированной микросхемой. Во время стрельбы кольцо должно находиться на среднем пальце стреляющей руки. Популярности ПИВО не снискал, пистолет был выпущен малой партией и использовался в качестве наградного оружия. По информации журнала «Калашников», среди владельцев МР-447 — президент России Владимир Путин.
Эксперты относятся к подобным разработкам с большим скепсисом, считая их попытками решить некие политические проблемы и подменить необходимость реального обучения и ответственности владельцев иллюзией защиты. «ПИН-коды с ручным вводом на пистолете — это ересь», — коротко охарактеризовал Smart 2 историк оружия Максим Попенкер, добавив, что «главный предохранитель любого оружия находится между ушами его владельца».
Ведь если речь идет об оружии для развлекательной стрельбы, то оно защищается от посторонних лиц сейфом, оружейным шкафом, при необходимости — дополнительно внешним замком для блокировки УСМ. Понадобилось — достал, привез на стрельбище, зарядил, отстрелялся, привез, убрал обратно. А главная особенность оружия самообороны в том, что оно готово к применению всегда, потому что самооборонные ситуации возникают внезапно — неважно, речь о силовиках или гражданских. Плюс самооборона — это всегда стресс, а значит, времени и возможности спокойно ввести ПИН-код, скорее всего, не будет.
«В экстренной ситуации не до ПИН-кода, и инструмент самообороны превращается в обычную железяку, которая почти гарантированно попадет на черный рынок, где легко вскроется специалистами», — полагает председатель правления Всероссийской общественной организации «Право на оружие» (ПНО) Игорь Шмелев. И поясняет, что похитители оружия легко демонтируют системы блокировки — как правило, это небольшая деталь, передвигающаяся с помощью электромагнита.
С отпечатками пальцев тоже проблема: надежность такой идентификации в электронных устройствах даже в идеальных условиях не стопроцентная. «Любой владелец современного смартфона прекрасно знает, что отпечаток пальца не всегда срабатывает с первого раза, палец надо правильно приложить, — напоминает Попенкер. — А пистолет может понадобиться в ситуации, когда руки потные, замерзшие, испачканные грязью или в перчатках».
Что касается колец для силовиков. Как быть полицейскому, если придется стрелять с левой руки, держа правой руль машины или раненого товарища? Быстро переодевать кольцо?
Если говорить именно о безопасном хранении, проще и дешевле использовать внешние замки на УСМ — они не требуют вмешательства в конструкцию и могут использоваться на нескольких «стволах» одного типа. Некоторые компании, например бразильская Forjas Taurus, оснащают свои модели встроенными замками — УСМ блокируется специальным ключом, этого вполне достаточно, чтобы дополнительно обезопасить оружие, если оно попадет в руки детей. Однако, как замечает Игорь Шмелев из ПНО, в российских реалиях в таких устройствах нет особой нужды, ведь наше законодательство и так требует хранить оружие в запирающихся на замок оружейных шкафах, ящиках из прочных материалов или деревянных ящиках, обитых железом.
Эксперты отмечают, что введение в механизм оружия любых дополнительных устройств, прежде всего электронных, снижает его надежность: влажность, мороз — все это может повлиять на работу электроники.
Наконец, это противоречит самой идее оружия самообороны. «Оно должно быть всегда готово к применению и работать с надежностью, близкой к 100 процентам, — говорит Попенкер. — У качественного современного пистолета вероятность отказа — десятые, если не сотые доли процентов. У умного оружия этот показатель повышается на порядки, что в реальных условиях категорически неприемлемо».
В современных служебных пистолетах количество предохранителей, требующих дополнительных манипуляций, сводится к минимуму. К примеру, на Colt М1911 было два внешних предохранителя — на рукоятке, который выключался при охвате ее рукой, и на рамке, выключаемый отдельным движением. На Gloсk 17 предохранитель прямо на спице спускового крючка — он защищает от случайного выстрела при падении оружия и отключается при нажатии пальца на спуск.