Министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что укрепление рубля носит краткосрочный характер. Фундаментальных причин для сильного рубля и правда нет. Кроме того, это невыгодно ни бюджету, ни влиятельным экспортерам.
Год назад за доллар давали более 80 рублей, некоторые предсказывали и доллар-100. Потом, после резкого падения рубль начал восстанавливать позиции, что, в общем-то, никого не удивляло. Но когда в апреле 2016 года провалилось соглашение ОПЕК по ограничению добычи нефти (а доллар тогда стоил под 70 рублей), казалось, что уж теперь-то обвала российской валюты не миновать. Тем не менее рынки отреагировали достаточно спокойно (очевидно, заложив провал соглашения в свои прогнозы).
В сентябре соглашение все же было заключено. На дисциплинированность картеля никто особенно не рассчитывал, однако рубль вполне мог вырасти просто на спекуляциях. А начал расти доллар. Достигнув в ноябре локального пика чуть более 66 рублей, он снова пошел вниз. И теперь, когда за американскую валюту дают менее 57 рублей, это обеспокоило правительство.
Было заявлено о возможности валютных интервенций. Пока, правда, все ограничивается интервенциями словесными. Именно в этом русле и следует рассматривать слова Максима Орешкина.
Он заверил, что правительство намерено оперативно реагировать на дальнейшее укрепление рубля. Примечательно, что это заявил не Минфин, способный принять решение о вмешательстве, и не Центробанк, который будет проводить скупку валюты непосредственно, а глава Минэкономразвития. Это можно воспринимать как сигнал рынку — сильный рубль вредит экономике. Он невыгоден не только нефтяным компаниям, но и производителям отечественных товаров, опасающимся притока дешевого импорта. Если выгоднее покупать зарубежное, санкции не сильно помогут. Почему же рубль все равно растет? Послушаем объяснения экспертов.
Президент инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков:
«Наблюдаемое укрепление рубля скорее связано с налоговым периодом, когда компаниям нужны рубли для выплаты налогов и экспортерам необходимо продавать валютную выручку.
Также сказывается ограничение добычи странами ОПЕК и холодная зима — спрос на нефть растет. Цена довольно высокая — больше 50 долларов за баррель. Кроме того, на рынке явно присутствует какой-то крупный покупатель рублей.
В дальнейшем сработают факторы, действующие против российской валюты, а их достаточно много. Существенно подорожать нефть не сможет. Здесь играют роль рост добычи сланцевой нефти в США, заявления правительства о том, что дорогой рубль России не нужен, и готовность Минфина участвовать в продажах рубля… Минфин уже вышел на рынок, правда, большого влияния не оказал.
Не исключено, что национальная валюта укрепится до 55 рублей за доллар, но больше не позволят. После этого неизбежен откат к 60 рублям за доллар. У меня есть ощущение, что в течение года доллар будет колебаться в диапазоне 55-65 рублей, причем большую часть времени все же будет стоить дороже 60».
Партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин:
«Период укрепления рубля закончится очень скоро. Это совершенно невыгодно ни российской экономике, ни нефтегазовым компаниям. Если за доллар будут давать примерно 50 рублей, то поставки "Газпрома" европейским потребителям газа станут убыточными. Если же курс окажется на уровне 80-100 рублей за доллар, российский газовый монополист получит конкурентное преимущество перед американским сжиженным газом по многим показателям на европейском рынке».
Президент компании «Московские партнеры» Евгения Коган:
«Укрепление рубля не носит долгосрочный характер. Такой уровень не выгоден стране, так как проблемы с бюджетом возникают именно из-за крепкого рубля. Кроме того, я надеюсь, что вопли трудящихся достигнут ушей Центробанка и он наконец-то снизит ключевую ставку. А тем временем Федеральная резервная система США должна свою ставку повысить
И наконец, я думаю, что нефть рано или поздно продавят вниз. Потихоньку рубль начнет слабеть. На текущий момент комфортный курс — 62-65. При таком уровне и экспортерам будет легче, и казне».
Начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин:
«Как налоговые платежи, так и интервенции Минфина особой погоды не делают. Относительно всего рынка это довольно небольшие объемы — вряд ли они способны серьезно повлиять на курс рубля.
Ситуацию определяют керри-трейдеры — те, кто дешево занимает в долларах и дорого размещает в рублях. Это из-за них высокий спрос на рубли. Сколько это продлится? До тех пор, пока есть такая разница в процентных ставках и пока стабилен рубль. Но дисбаланс накапливается…
Американский регулятор должен был давно повысить ставку, а российский — снизить. Но поскольку и тот и другой делают все довольно медленно, нынешнее положение сохраняется. У спекулянтов большой запас прочности: даже если рынок пойдет в невыгодную им сторону, разница в ставке такова, что это покрывает потери. При стабильном курсе (а Минфин де-факто занимается его стабилизацией) керри-трейд выгоден.
А если говорить о фундаментальных факторах, серьезных предпосылок для дорогой нефти нет. В течение года рубль должен упасть на 8-9 процентов».