Мюнхенская конференция по безопасности, ежегодно собирающая самых влиятельных политиков планеты, в этом году привлекла особенно пристальное внимание: даже организаторы признали, что мировой порядок необратимо меняется, Запад погряз в противоречиях, а новая реальность требует коренного изменения подходов. Корреспондент «Ленты.ру» наблюдал, как политики-тяжеловесы пытались познать мир вокруг себя и установить новые правила игры.
«США, к сожалению, больше не подходят на роль символического политического и морального лидера Запада. Приход Трампа означает конец Запада с Соединенными Штатами в роли знаменосца, которому все хотели подражать. Задача Европы — компенсировать эту потерю», — так описал свое настроение в интервью газете Tagesspiegel председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер за несколько дней до первых заседаний.
По словам дипломата с более чем сорокалетним стажем, он еще не видел такого уровня нестабильности. «До сих пор внешняя политика и решение вопросов безопасности представляли собой достаточно предсказуемую деятельность с жесткими правилами. Сейчас же мы столкнулись с новыми, максимально непредсказуемыми обстоятельствами. Ситуация исключительно опасная», — пояснил он.
Организаторы конференции подготовили к ее открытию внушительный 90-страничный доклад с названием «Постправда, пост-Запад, постпорядок?», в котором констатировали глубокий кризис миропорядка и либеральной демократии и подробно изложили негативные тенденции, наблюдаемые в современном мире.
Основная проблема: слабость Запада в то время, когда больше всего нужны сила и единство. Пока европейские политики ведут баталии друг с другом и с администрацией Трампа, внутри стран ЕС то и дело происходят теракты, правые популисты становятся все влиятельнее, а авторитарные государства-конкуренты (в их число традиционно записаны Россия и Китай) — все сильнее. Итог: в неспокойные времена некому проводить решительную политику и отстаивать традиционные западные ценности. При этом ситуация деградирует все быстрее и осложняется поставленными на поток фейковыми новостями, из-за которых обыватели теряют связь с реальностью.
Показательно, что «слом эпох» на Мюнхенской конференции констатировали именно в 2017 году: десять лет назад с этой же трибуны в столице Баварии Владимир Путин произнес знаменитую «мюнхенскую речь». «Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна», — утверждал тогда российский лидер. Его слова на Западе расценили чуть ли не как новую Фултонскую речь, которая некогда стала объявлением холодной войны. Американский сенатор Линдси Грэм тогда сказал, что российский лидер сделал для объединения Запада больше, чем сами западные политики смогли бы сделать за десятилетие.
Однако спустя десять лет стало понятно, что Путин был прав: «момент однополярности» (абсолютной гегемонии США на мировой арене) остался в прошлом. Россия успела доказать, что может проводить независимую политику и жестко отстаивать свои интересы; Евросоюз находится в глубоком кризисе; а к власти в Соединенных Штатах пришел человек, считающий решение внутренних проблем задачей более важной, чем насаждение американской модели демократии по всему миру.
Западные политики, похоже, всерьез восприняли мрачные прогнозы организаторов конференции. Успокаивать европейцев из-за океана прилетели вице-президент США Майк Пенс и глава Пентагона Джеймс Мэттис по прозвищу Бешеный пес.
Речь Пенса на конференции стала, пожалуй, одной из самых ярких. Он сообщил, что США стоят за партнерами по НАТО несокрушимой стеной, что Америку и Европу связывают долгие годы сотрудничества, и напомнил, что США вступили в Первую мировую войну ровно сто лет назад. По его словам, в немецкой земле уже лежат десять тысяч американцев, а десятки тысяч ныне живущих соотечественников Пенса охраняют спокойный сон жителей ФРГ.
«Судьбы США и Европы переплетены. Ваши страдания — наши страдания. Ваши успехи — наши успехи. Мы идем в будущее вместе», — провозгласил он под гром аплодисментов. Но призыв к членам Североатлантического альянса соблюдать взятые на себя обязательства и тратить два процента ВВП на военные нужды зал встретил с меньшим энтузиазмом.
Мэттис, в свою очередь, тоже заверил европейцев, что НАТО их не оставит, и подчеркнул важность увеличения трат на оборону. «Мы видим, что общность наших наций подвергается опасности из-за дуги нестабильности, формирующейся на границе НАТО», — поведал он. «Дугу нестабильности» разглядели и в Берлине: министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле пообещал, что Германия исполнит свои обязательства и нарастит военные расходы; это подтвердила и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
Никто не скрывал, почему Запад вынужден тратить больше денег на армию и от кого нужно беречь спокойный сон. Пенс завершил выступление решительным заверением: «Знайте, США будут продолжать призывать Россию к ответу, пусть мы и ищем пути для взаимодействия, в существование которых верит Дональд Трамп». Пенс также отметил, что Москве необходимо выполнять минские соглашения и способствовать деэскалации напряженности на Украине. Эти слова вызвали отповедь председателя комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева: «В этом контексте мантра про готовность наладить с Россией отношения подвисает в воздухе. Порошенко может быть доволен. Но это тупик».
За день до приезда в Мюнхен Мэттис заявил о невозможности военного сотрудничества с Россией, а его британский коллега Майкл Фэллон уже на конференции ужаснулся российским успехам в деле «военной агрессии, пропаганды, дезинформации, атак на демократию и вмешательства в выборы». Генсек НАТО Йенс Столтенберг провел переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, однако по их итогам политики лишь констатировали очевидное: Россия и альянс по-разному понимают причины и последствия кризиса на Украине.
Нарушить гармонию оптимистичных американских спикеров вызвался сенатор Джон Маккейн. Он напомнил, что трамповский советник по национальной безопасности Майкл Флинн вынужден был подать в отставку из-за связей с Россией, что, по мнению сенатора, свидетельствует о хаосе и раздрае в правящей администрации. Закончил он, впрочем, за здравие: «Друзья, времена сейчас опасные, но не сомневайтесь: вы можете положиться на Америку, нам вообще следует полагаться друг на друга».
Впрочем, по мнению научного директора клуба «Валдай» Федора Лукьянова, эти громкие заявления вовсе не означают, что западный лагерь сплотился. «Америка хочет заметного повышения роли Европы в финансировании НАТО. Европа в принципе согласна, но старается всячески растянуть время выплат и снизить их размер. Это неразрешенное пока противоречие», — пояснил он в разговоре с «Лентой.ру» в Мюнхене.
Второй тренд, который отметил Лукьянов, — внутриевропейский разлад. Дискуссии о необходимой степени автономности стран внутри ЕС шли всегда, но сейчас в значительной степени возрос их градус. «Заметно довольно сильное “вибрирование”, которое по-прежнему пытаются упаковать той “оболочкой“ — в том числе критической по отношению к России, — которая раньше работала», — поделился он впечатлениями о выступлении участников конференции.
Однако там, где одни увидели угрозу, другие увидели возможность: китайский министр иностранных дел Ван И выразил уверенность, что именно отношения Москвы и Пекина в изменившихся условиях стали базисом международной стабильности, и теперь задачей двух сторон стало их укрепление.
Хозяйка форума — федеральный канцлер Ангела Меркель выразила надежду на то, что хотя Москва и нарушила территориальную целостность Украины, присоединив Крым, сотрудничество с Россией в важных областях удастся сохранить. «Совместная борьба с исламским терроризмом — одна из тех сфер, где у нас есть общие интересы и где мы можем работать сообща», — сказала она. По словам Меркель, Россия — важнейший региональный сосед Германии, и потому канцлер пообещала сделать все возможное для налаживания отношений с Москвой.
Во второй день конференции слово дали Сергею Лаврову. До него выступали главы МИД Франции и Германии, оба превысили регламент на десять минут. Когда подошла очередь российского министра, оказалось, что в зале его нет. «Возможно, вы видели Сергея Лаврова в зале час назад, он здесь, но сейчас мы не можем его найти», — посетовал было Ишингер, но спустя пару минут глава российской дипломатии уже поднялся на трибуну. В отличие от 2014 года, когда речь Лаврова сопровождалась оскорбительными улюлюканьями и смешками, организаторы и публика слушали его крайне внимательно.
Лавров начал с упоминания мюнхенской речи Путина. Он напомнил, что российский лидер тогда предостерегал от препятствования созданию полицентричного мира, и его прогнозы сбылись. «Мир не стал ни “западоцентричным”, ни более безопасным и стабильным. Достаточно посмотреть на результаты “демократизаторства” в регионе Ближнего Востока и Северной Африке. Но не только там», — сказал министр.
Он заверил, что в Москве хотят конструктивных и прагматичных отношений с США, а от Украины требуют соблюдения минских соглашений. Россия хочет видеть Европу самостоятельной и независимой, не приносящей коренных интересов стран-членов ЕС в жертву ради «русофобских спекуляций на принципе солидарности».
Лавров также подчеркнул, что Россия готова постоять за себя, но не ищет конфликтов и выступает за полноценный диалог по любым вопросам. «Уместно привести указания канцлера Российской империи Горчакова, которые он направил в июле 1861-го посланнику России в США Стеклю: “Нет таких расходящихся интересов, которые нельзя было бы примирить, ревностно и упорно работая… в духе справедливости и умеренности“», — обратился Лавров к исторической аналогии. По его словам, если бы все подписались под таким подходом, период постправды был бы быстро преодолен, мир отбросил бы навязываемые ему «истеричные информационные войны» и перешел бы к честной работе, не отвлекаясь на ложь и вымыслы. «Пусть это будет эпоха “post-fake”», — завершил выступление министр.
Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин рассказал «Ленте.ру», что новое мироустройство вряд ли может быть утверждено на какой-либо конференции: «Новый мировой порядок выковывается в борьбе. Борьба только начинается и продолжается, мы там не главные, но активно участвуем».
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев поделился своими впечатлениями от общей атмосферы на конференции: по его словам, к России стали прислушиваться, но это обусловлено не успехами Москвы, а кризисом Запада. «Они растерялись и не понимают, как им жить дальше. Этим моментом, безусловно, надо пользоваться», — пояснил он в разговоре с корреспондентом «Ленты.ру».