В начале 2017 года пользователи Facebook начали массово жаловаться на популярные стикеры с голубем, посчитав их символом нацизма. До этого расовую нетерпимость якобы пропагандировал лягушонок Пепе. Под подозрение попадают и другие мемы. «Лента.ру» рассказывает о том, как на просторах сети ирония превращается в пропаганду фашизма, а смешные картинки — в символ ненависти.
Фиолетовый голубь с большими глазами прогрызает дырку в ломте хлеба; несет в клюве пиццу; надевает на шею пончик; валяется на спине с телефоном в лапах, занимается другими милыми вещами. Все это — набор стикеров в Facebook, с помощью которых пользователь может реагировать на то, что запостил другой человек.
Птица быстро приобрела нешуточную популярность в соцсети. Все началось в тайском сегменте Facebook, а потом эпидемия перекинулась и в англоязычный. Пользователи забивают комментарии к постам фиолетовым голубем, что делает общение на заданную тему совершенно невозможным.
Вирусная истерия вокруг птицы раздражала, но казалась совершенно безобидной, пока на платформе для публикаций Medium не появилась интересная статья, в которой утверждалось, что фиолетовый голубь уже успел стать символом альтернативных правых — движения, в котором слились сторонники нацизма и тролли с анонимных форумов. Через день подобная статья появилась и на сайте Age of Shitlords.
В этих публикациях утверждается, что голубь уже превратился в неонацистский символ, однако это не так. Наоборот, эти статьи были написаны для того, чтобы сделать его таким символом для интернет-сообщества.
На доске /pol анонимного форума 4chan незадолго до этих публикаций появился пост, в котором объяснялась суть операции «Нацистская птица» с инструкцией относительно того, что нужно делать. «Давайте превратим мем нормиков в нацистский символ! Это уже происходит, но нам нужно больше!», — писал автор, предлагая постить голубя в соответствующем контексте на фейсбучных страницах мейнстримных СМИ, объединений антифашистов и феминисток и вообще везде, где он будет заметен.
Троллям предлагалось запостить картинку, на которой голова фиолетового голубя приставлена к телу гербового орла Третьего Рейха, держащего в лапах свастику, а потом сообщить, что по-настоящему этот мем выглядит именно так, хотя альтернативные правые обычно постят его в виде карикатурной забавной птички.
Зачем все это нужно? Во-первых, это весело, да и любители фиолетового голубя уже порядком всем надоели. Во-вторых, как утверждают сами анонимы, СМИ могут сделать символом нацизма все что угодно — ведь именно так они уже поступили с лягушонком Пепе.
Зеленый антропоморфный лягушонок приобрел всемирную популярность лишь в последнее время, хотя ему уже много лет. Впервые он появился в совершенно безобидном комиксе Boy’s Club, откуда в 2006 году и пришел на 4chan — точнее, его улыбающаяся голова, говорящая «Офигенно, чувак!»
С годами Пепе мутировал и преображался. Появлялись изображения, на которых его лицо выражает злобу, грусть или удивление, под него стилизовали карикатуры на популярных людей. Лягушонок ушел в народ, иногда его постили даже политики и поп-звезды, но вокруг него все же сохранялась аура андеграунда и легкого безумия.
Далеко не все мемы с Пепе были безобидными, чему способствовала атмосфера вседозволенности 4chan — форума, на котором нет никаких правил. Он становился исламским террористом, носил нацистскую фуражку и надевал на лицо еврею газовую маску. Такими изображениями зачастую снабжались посты, посвященные расовой теории, антифеминизму и прочему радикальному правому дискурсу.
Когда миллиардер Дональд Трамп объявил в 2015 году о выдвижении на пост президента США, тролли с 4chan приняли его кандидатуру с распростертыми объятиями, ведь он максимально разделял их взгляды. Лягушонок Пепе мигом переоделся в красную бейсболку и стал поддерживать будущего президента не только на анонимных форумах, но и в соцсетях, пропагандируя его идеи широкой публике, тролля и травя либералов, в особенности сторонников кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон.
Стиль общения альтернативных правых — сделать оппонента максимально смешным, преувеличивая его ошибки и опровергая идеалы настолько абсурдным образом, что это может вызывать у жертвы лишь бессильную злобу. При этом они не гнушаются использовать неонацистскую логику, но в таком ключе, чтобы всегда можно было пожать плечами и сказать, что либералы вольны оскорбляться чем угодно, а они просто шутят.
Анонимные тролли утверждают, что оскорбляют жертву ради смеха, а не по идеологическим соображениям, поэтому до тех пор, пока оппонентов оскорбляют темы расизма, мизогинии и антисемитизма, они продолжат напирать на них, ведь создание хаоса и является их основной целью.
Во время избирательной кампании команда Трампа официально не поддерживала альтернативных правых, но активно перепощивала мемы, где кандидат от республиканцев изображался в образе Пепе. Теперь, когда он стал президентом США, лягушонок активно работает во Франции, где местные тролли поддерживают лидера крайне правой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Мемы с ней в образе Пепе активно разлетаются по соцсетям, а альтернативные правые, используя анонимные чаты, на лету придумывают стратегию продвижения своего кандидата.
В сентябре 2016 года Антидиффамационная лига внесла лягушонка в список символов, распространяющих ненависть к определенным группам населения. Тролли в ответ лишь посмеялись над излишне чувствительными левыми с их политкорректностью. Как Пепе может быть символом ненависти, ведь он просто персонаж безобидного комикса? Как в его изображение можно вкладывать такой смысл, если все происходящее — лишь попытка «получить лулзы», то есть посмеяться. «Только полный глупец будет принимать всерьез зеленую лягушку с выпученными глазами», — подытоживали анонимы.
Эксперимент с фиолетовым голубем вроде бы подтвердил версию о том, что СМИ готовы сделать «символом неонацистов» все, что угодно. Пользователи Facebook начали активно жаловаться на любителей стикеров с птицей и разносить «благую весть» о том, что все, кто их постит, — фашисты.
На самом деле все не так однозначно. Подавляющее большинство популярных мемов с Пепе действительно эксплуатируют крайне правые темы. Называть их просто шуткой уже не получится, ведь таким образом декларируется стремление жечь евреев и разделять людей на группы по расовому признаку.
Более того, в последние годы альтернативные правые тролли выработали достаточно четкую идеологию, и теперь утверждение, что все это делается «для смеха», звучит как наглая ложь, даже если некоторые искренне в это верят.
Сегодня 4chan и другие подобные форумы ассоциируются исключительно с движением альтернативных правых, во многом из-за изначального отсутствия правил и полной анонимности. Основатель 4chan Кристофер Пул предполагал, что это позволит пользователям максимально свободно высказываться на любые темы, в том числе и интересные ему самому: японская анимация, игры и создание контента.
В реальности это привлекло на ресурс радикалов всех мастей. И если поначалу расистские высказывания на форуме выглядели как ироничные шутки на грани, то через некоторое время дискуссии о превосходстве одной расы над другой приняли вполне серьезный характер.
Радикализация 4chan началась на новостной доске /n, которую Пулу пришлось быстро удалить — она стала местом, где собирались расисты (на букву n начинается слово «ниггер», и именно так ее название было истолковано посетителями). В ответ крайне правые пользователи, не составлявшие на тот момент существенную часть аудитории форума, начали активную работу по вербовке сторонников.
Они быстро захватили доску /new, созданную взамен /n. Поначалу появлявшийся там контент еще можно было истолковать как троллинг и иронию, но со временем он становился все более идеологизированным. Через несколько лет правое движение захватило и другие доски ресурса, а политически нейтральное поведение посетителя 4chan осуждалось как «дегенератское».
Когда Пул создал на форуме доску /pol под названием «Политическая некорректность», она сразу же стала пристанищем альтернативных правых. Они организовывали набеги на феминисток на сайте Tumblr, устроили скандал «Геймергейт», обвинив работающих в игровой индустрии женщин в намеренном внедрении политкорректности в компьютерные игры, и производили тонны мемов, пропагандирующих крайне правые идеи.
«Геймергейт» стал переломным моментом в истории анонимных форумов. Ненависть к феминисткам отлично сочеталась с идеалами MRA («Движения за права мужчин»), а расизм и отрицание политкорректности — с воззрениями новых американских правых, недовольных истеблишментом Республиканской партии США.
Начавшееся перекрестное опыление идеями сблизило этих людей. И пусть у альтернативных правых нет единого лидера или схожих социальных интересов, их идеология сложилась на основе общности идей и привлекает все больше последователей. Так что привычные пользователям сети символы и мемы, используемые для пропаганды ненависти и расизма, можно и нужно называть нацистскими.