Иранский городок Бендер-Конг на берегу Персидского залива не очень-то известен даже самим иранцам. Неудивительно, что здесь почти полностью отсутствует туристическая инфраструктура. Даже в местный этнографический музей, единственный в городе, пускают бесплатно. Впрочем, возможные неудобства путешественнику с лихвой компенсируют гостеприимство и доброжелательность местных жителей. Корреспондент «Ленты.ру» убедился в этом на собственном опыте.
Многие туристы, посещающие Иран, обычно поступают так: добираются до Бендер-Аббаса, а затем отправляются на острова Кешм, Киш или Ормуз. Однако спешить не нужно. Непременно стоит сделать крюк в 200 километров и заглянуть в Бендер-Конг. Это настоящая жемчужина Ирана, которая пока не попала на страницы путеводителей, в перечни услуг туристических агентств и списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя, вероятно, это может произойти уже в ближайшем будущем.
Абсолютное большинство религиозных иранцев исповедуют ислам шиитского толка. Но на побережье Персидского залива между Бендер-Аббасом и Бушером проживает меньшинство, исповедующее суннизм. Исторически регион находился под влиянием арабов-суннитов Аравийского полуострова. Арабы активно плавали по заливу, их корабли ходили в Индию и Африку. В XIII веке остров Ормуз, до которого по морю от Бендер-Аббаса 8 километров, был основным торговым портом, где встречались арабские и индийские купцы. Большинство населенных пунктов к западу от Бендер-Аббаса в сторону Бушера и сегодня носят приставку «бендер», что в переводе с фарси значит «порт».
В 1507 году португальцы захватили стратегически важный и богатый остров Ормуз и возвели там внушительную крепость, сохранившуюся до наших дней. Пользуясь Ормузом в качестве опорной базы, они напали на персидские города и села на побережье. Разгромив поселение Бендер-Конг, португальцы построили на его месте небольшую цитадель. Сегодня ее живописные руины подтапливаются во время прилива. Единственная сохранившаяся крепостная башня стала официальным символом Бендер-Конга.
В первой половине XX века Бендер-Конг превратился в достаточно зажиточный морской порт. Здесь строили деревянные суда — от длинных рыбацких лодок до многометровых торговых кораблей, способных перевозить десятки тонн груза. Как рассказывают хранители местного этнографического музея, строились даже корабли, способные нести пушечное вооружение, — якобы на этих судах «портовые персы» (так по-прежнему называют обитателей Ирана на побережье между Бендер-Аббасом и Бушером) грабили купцов в Ормузском проливе и Персидском заливе. Однако пиратское прошлое сохранилось лишь в качестве народного фольклора — документальных доказательств того, что «портовые персы» промышляли подобным ремеслом, пока не обнаружено.
В этнографическом музее представлена традиционная одежда «портовых персов», значительно отличающаяся от облачения обитателей других регионов Ирана. Здесь принято было носить длинные хлопковые рубахи по щиколотку, на головы наматывались тюрбаны вроде индийских. Женщины закрывали лицо не хиджабами, а специальной вышитой маской, прикрывавшей лоб, щеки и нос. Причем нос полагалось вышивать с особым тщанием и самыми яркими нитями.
Сегодня в традиционной одежде ходят в основном пожилые люди. Молодежь надевает подобные наряды лишь в праздники. И, конечно, на свадьбу. В музее, кстати, есть комната жениха и невесты — обильно декорированная зеркалами, сверкающими украшениями и даже советскими новогодними игрушками. И сегодня иногда оборудуют такие комнаты.
Зажиточные жители Бендер-Конга построили на окраине города общественные хранилища воды — берке. «Берке» — так говорят исключительно на побережье Персидского залива. Подобные сооружения есть и в других пустынных областях Ирана, но там их называют «абамбар» («аб» — вода, «амбар» — хранилище). Из земли торчат остроконечные купола с окошками. Внутри это круглые цистерны глубиной до 15 метров, обмазанные водонепроницаемым составом. Купола не позволяли воде испаряться и сохраняли прохладу в жаркий период, который длится на побережье залива 8-9 месяцев.
Несколько десятков берке отлично сохранились. В некоторых даже есть вода, но не питьевая — ее применяют исключительно в хозяйственных целях. Один из берке с четырьмя длинными рукавами, вытянутыми над землей и под землей, занесен в список культурного наследия страны. Подобных конструкций в Иране больше нет.
Чтобы остужать дома в жару, в Бендер-Конге делали специальные пристройки на крышах — бадгиры. Бадгир — это ветроуловитель, обычно четырехугольный. Ветер, попадая в него, по сквозным каналам задувает в жилые помещения. Когда стоишь под бадгиром, ощущение, словно тебя окатывает воздушный душ.
Старая часть города, где во времена последних иранских шахов из рода Пехлеви жили самые состоятельные горожане, состоит из таких традиционных домов с бадгирами. Дома двухэтажные, внутри квадратный дворик. Возле деревянных резных дверей висит металлическая колотушка. Раньше крепилось по две — одна для мужчин, другая — для женщин. Звучали они по-разному. Так что сразу можно было понять, кто именно пришел, и тогда гостей встречал хозяин или хозяйка соответственно.
В одном из традиционных домов сегодня расположена гостиница (просто гостиница, без названия) — их в городе всего две. Вторая с названием «Дипломат» — достаточно дорогая, без особого колорита, в обычном современном здании. Место в гостинице в старом городе стоит от 180 до 1200 рублей за сутки. Причем все номера примерно одинаковые. И в самом дешевом есть кондиционер, душ, туалет. Разница в том, что в самом дешевом две кровати, в самом дорогом — четыре. Менеджер прекрасно владеет английским. Если его попросить, он постарается договориться с обитателями соседних домов, чтобы вас пустили посмотреть их жилища.
Дома менее состоятельных горожан тоже с бадгирами, но менее эстетичными — они корявые, порой заваливающиеся набок. Дома одноэтажные. Ворота простые, без резных украшений.
Судостроение в Бендер-Конге сохранилось по сей день. Верфь расположена в трех километрах к востоку от города. Попасть туда может любой — никаких заборов, спокойно осматривайте почти готовые корабли.
Судоверфь на иранском побережье Персидского залива, кроме Бендер-Конга, можно увидеть разве что на острове Кешм. Древесину для кораблей привозят из Африки через Дубай. В прибрежной зоне и между островами такие суда встречаются постоянно.
Вдоль побережья к востоку от Бендер-Конга раскинулись великолепные пляжи, где можно поставить палатку. Не менее интересно отправиться в пустынные горы к северу от города. В восьми километрах — старинная крепость Лаштан (местные называют ее «кала Лаштан» или «кала Лаштун»). Она стоит на горе, напоминающей гриб, — расширяющейся от основания к вершине. По поводу этой горы среди местных ходят разные легенды. По одной версии, такова ее природная форма (хотя ничего похожего поблизости никто не видел). По другой, персы, которые строили крепость, специально выровняли вершину. Прямо в камнях были высечены жилища, берке и помещения другого назначения. Крепость датируется концом XV века. Это, пожалуй, то немногое, что о ней известно точно.
Мало что известно и об образе жизни ее обитателей. Считается, что в разное время крепостью владели арабы, пираты и, вероятно, португальцы. Крепость давно пустует. Никаких усилий по ее сохранению не предпринимается. Руины особенно эффектно смотрятся на рассвете или закате.
Кала Лаштан возвышается над окружающей местностью почти на 70 метров. Окрестности напоминают турецкую Каппадокию, но лишь отчасти. Это своеобразное редколесье изъеденных водой, солью и ветрами каменных столбов и гор с плоскими вершинами. Между ними видны следы пересохших ручьев.
Добраться до крепости без помощи местных очень сложно. Такси туда-обратно обойдется в 200-500 рублей. Персонал гостиницы, разумеется, поможет. Иногда даже бесплатно.
В Бендер-Конге и его окрестностях вполне можно провести 5-7 дней. Город поистине нетронутый пока этнографический заповедник. И местные жители настроены по отношению к туристам очень доброжелательно.
Проезд на рейсовом автобусе до Бендер-Конга из Бендер-Аббаса обойдется в 150 рублей. Сюда легко попасть рейсовым автобусом и из Шираза — одного из самых туристических городов Ирана.