Балтийское море прочно закрепилось в малопочетном топ-10 самых загрязненных морей. Отходы человеческой жизнедеятельности превращают его воды в отстойник всяческого мусора, а страдают от этого люди. «Лента.ру» выясняла, как в странах Прибалтики пытаются бороться с экологической угрозой.
Финский журналист, морской геолог, уроженец Риги Константин Ранкс рассказал «Ленте.ру», что Балтийское море — сравнительно небольшой водоем, зато так называемые территории стока его огромны: вся Польша, Швеция, Прибалтийские страны, Финляндия, часть России и Дании с Германией. «Это территории с развитой промышленностью, сельским хозяйством, тут крупные города-миллионники. Если сливать здесь всякую гадость — даже на обочину дороги, на свалку — все стечет в Балтийское море. А водообмен Балтики с Северным морем очень слабый», — пояснил Ранкс.
Недавно в Риге состоялась конференция исследователей моря и океана, на которую съехались около 800 специалистов со всего мира. Они выступили с рекомендациями тщательнее выбирать выловленную в Балтике рыбу для употребления в пищу. Особенно не советуют использовать лосося тяжелее пяти килограммов: чем больше рыба — тем больше в ней диоксина. По мнению ученых, правильнее было бы вовсе запретить торговлю балтийской рыбой, потому что обитающие в Балтийском море лосось, сельдь и треска буквально пропитаны токсинами. «О многом говорят рекомендации, изданные в Финляндии и Швеции: там беременным и кормящим женщинам не советуют есть рыбу, добытую в Балтийском море. Это о чем-то говорит, согласитесь», — заявила исследователь Латвийского института гидроэкологии Рита Пойкане. По ее мнению, вся беда в том, что человек бездумно сливает в канализацию бытовую химию, а потом она попадает в море.
Можно напомнить, что в июне 2015 года Россельхознадзор запрещал поставку в Россию рыбной продукции из Латвии и Эстонии, о чем говорится в сообщении ведомства. Эта мера была связана в том числе с тем, что в продукции было выявлено содержание запрещенных и вредных веществ. Отдельно упоминались килька и салака.
Океанолог Ирина Чубаренко поведала, что Балтика постепенно наполняется пластиковым мусором, море в больших количествах выбрасывает на берег пенополистироловые шарики, остатки одноразовой посуды, сигаретные фильтры. «Конечно, пластик и сам по себе неприятен, но когда он рассыпается на мелкие частицы, они собирают все токсины, отравляющие вещества и патогенные микроорганизмы», — уточнила Чубаренко и заметила, что рыбы и птицы почему-то любят пластик, из-за чего он попадает в пищевые цепочки.
Член правления латвийского «Общества инспекторов среды» Феликс Клагиш добавляет, что серьезной проблемой является микропластмасса, содержащаяся в пене для бритья. «Каждый флакончик содержит совсем чуть-чуть микропластмассы. Но сколько таких флакончиков расходуется ежедневно в регионе Балтийского моря! Попадая в море, эта микропластмасса создает муть, которая вредит планктону и микроорганизмам», — объяснил Клагиш.
На долю Балтики приходится более 15 процентов мировых морских грузоперевозок — в том числе активно транспортируется нефть. Иногда это приводит к серьезным ЧП: например, в августе 2002 года в море обнаружили нефтяное пятно размером 320 тысяч квадратных метров. Источник загрязнения установить не удалось. Спустя год нефтяное пятно в 30 квадратных километров увидели в районе Куршской косы, у берегов Литвы и Калининградской области. Подобный случай имел место там же и в 2006 году — на сей раз в море разлилось талловое масло, применяемое при строительстве, эксплуатации и ремонте нефтяных и газовых скважин.
Изредка виновников загрязнения удается обнаружить: в 2001 году, когда американский танкер Baltic Carrier разлил в Балтийском море 2700 тонн нефти, и в 2003-м, когда китайский сухогруз Fu Shan Hai вылил 1200 тонн дизтоплива.
Емкости танкеров иногда промывают химическим веществом, разбавляющим нефтепродукты, которые превращаются в парафин. Образовавшийся «продукт» с судов порой незаконно сбрасывают в воду — это тонны бело-желтых хлопьев парафина. Смотрители литовских пляжей потом публикуют фотографии этих «подарков». «Мы уже привыкли к тому, что Балтика — помойка, но каждый раз после подобных инцидентов настроение портится», — жалуются они и просят отдыхающих брать с собой на прогулку мешки, чтобы помочь с очисткой побережья.
Есть и другой аспект. По Балтике ходят около 300 круизных паромов, сбрасывающих в море содержимое своих туалетов. А в марте 2007-го прорвало сточную трубу в литовской портовой Клайпеде. Часть выплеснувшихся трех тысяч кубометров нечистот оказалась в море. По словам представителя городского хозяйства Ляонаса Макунаса, подобные аварии неоднократно случались и раньше.
Еще одна проблема Балтики: с удобряемых полей вместе с вредными отходами предприятий в море попадают 75 процентов вредного азота и 95 процентов не менее вредного фосфора. Из-за этого на некоторых участках воды образовались «мертвые зоны». «Только в Центральной Балтике "мертвые зоны" образованы естественным путем, связанным с гидрологией, а в Финском заливе и Северной Балтике на нехватку кислорода действительно влияют удобрения. Там необходимо срочно уменьшить нагрузку азота и фосфора», — делится мнением директор Института гидроэкологии Латвии Юрис Айгарс.
Нельзя забывать и о том, что после победы над нацистской Германией в 1945 году союзники затопили в Балтике более 40 тысяч единиц трофейного химического оружия. «Принимая во внимание количество этого оружия, существуют риски для нашей окружающей среды», — не скрывает тревоги глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич.
Все это отражается не только на флоре, но и на фауне. Посетители балтийских пляжей с лета 2008 года рассказывают о необычных агрессивных насекомых, напоминающих скорпионов. Энтомологи выяснили, что эти мутанты появились из-за загрязнения водоема. Эстонские экологи утверждают, что неблагоприятная ситуация на Балтике поставила под угрозу исчезновения редкие виды птиц. «Самая большая проблема Балтийского моря — это нефтяное загрязнение. И хотя в последние годы мы не видели больших катастроф, небольшие утечки случаются каждый день. Например, трюмные воды по-прежнему сливаются в море в больших количествах», — объясняет орнитолог Меэлис Уустал. Он утверждает, что птицы, попав в такую воду, обречены на гибель.
Страны Прибалтики пытаются помогать морю. Так, Эстония за несколько последних лет реконструировала ряд очистных объектов, обновила 480 километров труб водопроводных сетей. Литва, Латвия и Эстония наряду с другими странами, омываемыми Балтийским морем, участвуют в программе Pure, в рамках которой, в частности, провели реконструкцию очистных сооружений в Риге и Юрмале.
Не обходится и без частных энтузиастов, таких как житель Лиепаи Дзинтарс Юра, который совместно со Всемирным фондом дикой природы (ВФДП) организовал проект «Сила — в чистом море», в рамках которого инспектируют очистные и сточные сооружения, обучают жителей побережья «экологическому» поведению и убирают накопившийся на пляжах мусор. «Я не могу равнодушно смотреть на то, как наше Балтийское море мучается. Я обещал себе и друзьям пустить в ход всю свою выдумку, талант, знания и, если понадобится, даже силу, чтобы заставить людей образумиться. Я решил бороться, чтобы и наши внуки могли купаться и загорать у моря, а не держаться подальше от огромного котла с вонючим супом, который омывает почти половину границы нашей страны», — объясняет энтузиаст.
Однако специалисты считают, что всех этих мер мало. «В Латвии в последние годы все лучше очищаются сточные воды, в магазинах уже нельзя купить стиральные порошки, содержащие в большом количестве фосфаты, проводятся отдельные образовательные кампании, однако всего этого мало, чтобы спасти море. Чтобы улучшить состояние Балтийского моря, необходимо действовать ответственно и принимать решения, которые из года в год откладываются», — сетует представитель ВФДП Ингус Пургайлис. Похожего мнения придерживается и эксперт Эстонского фонда природы Кристьян Пийримяэ. Он предлагает сократить количество используемых удобрений и создавать водоотстойники. «Сейчас сельское хозяйство получает от Евросоюза щедрые пособия, на которые селяне покупают удобрения и пестициды и недрогнувшей рукой вносят их в почву. На полях разбрасывается гораздо больше удобрений, чем нужно, они смываются в море, и в результате в наших заливах расцветают ядовитые сине-зеленые водоросли, люди не могут купаться, рыба дохнет в больших количествах», — перечисляет Пийримяэ.
Константин Ранкс в беседе с «Лентой.ру» указывает, что если использование удобрений и сливы вод в море еще можно как-то регулировать, то стоки соединений свинца и ртути — очень трудно. «Свинец — это то, что десятилетиями выбрасывали наши автомашины. И это те сотни тысяч, если не миллионы, тонн пуль, которые в изобилии лежат в земле. Ртуть оттуда же — это капсюли для патронов. Можно представить, сколько выстрелили этого добра за прошлый и позапрошлый века», — говорит эксперт. Вместе с тем собеседник отмечает, что если осадки в бассейне Балтики будут увеличиваться, то вымывание всей накопившейся в почве отравы пойдет интенсивнее — и все будет сливаться в море. Такая перспектива вызывает тревогу ученых.
Ранкс утверждает, что никакие экологические программы не заменят элементарного самоконтроля. «Не надо выбрасывать свинцовые батареи на свалку, ртуть выливать не надо. Сами же потом ее в рыбе и съедите. Заправляйте машины бензином без свинца. Есть нагрузка, которую мы прямо сейчас снять с Балтики не в состоянии, но многое все же можно сделать, просто не загрязняя свою землю», — призывает ученый.